Перейти к материалам
истории

«Пищеблок» — наши «Очень странные дела»? Сериал по роману Алексея Иванова получился в первую очередь забавным. Но, кажется, книга была глубже

Источник: Meduza
«КиноПоиск HD»

19 мая на «КиноПоиск HD» выходит мистический сериал «Пищеблок» — экранизация одноименного романа Алексея Иванова о советских подростках, столкнувшихся с древним злом в пионерлагере летом 1980 года. Сериал снял режиссер Святослав Подгаевский — главный в России специалист по хоррорам. Судя по первой половине сезона, у авторов получились российские «Очень странные дела» — но не такие странные, как в книге. Кинокритик Егор Москвитин рассказывает о премьере.

О чем «Пищеблок». Без спойлеров

В пионерлагере «Буревестник» на берегу Волги — олимпийская смена. Днем мальчики играют в футбол, а девочки репетируют музыкальные номера. По вечерам все собираются в деревянном доме ветерана Гражданской войны Серпа Ивановича смотреть Олимпийские игры и спорить, правда ли, что в подарочных джинсах от американских спортсменов защиты вши, а в заморской жвачке есть маленькие бритвы. Ночью наступает время страшилок: в этих историях статуя гипсовой горнистки мстит детям за своего гипсового барабанщика, беглые зэки становятся людоедами, а огромная паучиха тащит в свое логово пионервожатую. Настоящие вожатые тем временем купаются голышом в Волге, занимаются любовью на пляже и стараются реже думать о том, что готовит им взрослая жизнь. Впечатлительный мальчик в очках Валерка Логунов, которого автор романа «Пищеблок» Алексей Иванов списал с себя, по ночам спит плохо — и однажды становится свидетелем очень странных дел.

О чем «Пищеблок». С небольшим спойлером

Несмотря на то, что «Пищеблок» основан на популярной книге, и трейлер, и все новости про сериал тщательно скрывают, с каким именно злом встретятся в летнюю ночь советские дети. Но без этой детали не понять вложенные в роман идеи. Так что дальше читайте на свой страх и риск.

Мы так и знали, что вы не остановитесь. В общем, в «Буревестнике» есть вампиры — и по ночам они пьют человеческую кровь. Укушенные вдруг становятся образцовыми советскими пионерами: начинают носить красный галстук, дружно играть в футбол и радостно сообща трудиться. Свидетелями этих превращений становятся два неблагонадежных элемента. Пятиклассник Валерка Логунов искренне мечтает об общем деле, настоящей дружбе и чувстве локтя, но не хочет, чтобы им управляли. Второкурсник Игорь Корзухин столкновение с лицемерием старших уже пережил и идеалистом себя уже не считает, но и приспособленцем еще не стал.

Игоря влечет к студентке Веронике Несветовой, которая днем играет по правилам коллектива, но по ночам бунтует против системы (совсем как в романе «1984»). Она купается голышом, курит сигареты и сближается с Корзухиным — несмотря на обещания мальчику-мажору Саше Плоткину. Тот уже решил, когда они поженятся, где будут жить и сколько родят детей. Согласие Вероники ему и не нужно, ведь влиятельные родители Саши в силах испортить жизнь и ей, и ее семье.

«КиноПоиск HD»

О книжном «Пищеблоке»

«Пищеблок» Алексея Иванова — роман не только о подростковых приключениях, но и о столкновении разных кодексов, систем ценностей и идеалов — декларируемых и реальных. И о метаниях неприкаянных душ, которые не могли найти себя ни в одном коллективе.

Как главных героев, так и основного антигероя «Пищеблока» можно сравнить со свободными радикалами в человеческом организме — такими «неполноценными» молекулами, которые ведут себя активнее прочих и стремятся «отобрать» недостающие электроны у других молекул. После этого уже те становятся свободными радикалами. Их разрушительная активность может приводить к окислительному стрессу в организме, а значит — серьезным рискам для системы в целом. Сведя в одном романе Серпа Ивановича — свидетеля падения Российской империи — и последних пионеров СССР, Алексей Иванов рассказал еще и о том, как одна национальная идея перетекает в другую. Этот роман о переливании русской крови можно читать и как ностальгическую сказку, и как злободневную притчу. И все благодаря — снова спойлер — вампирам.

Каким получился сериал

В первую очередь забавным. Это ироничная реконструкция жизни советского пионерлагеря, и молодые актеры вслед за их наивными героями здесь переживают настоящие драмы, а взрослые играют с веселым надрывом. У Ирины Пеговой роскошный образ старшей пионервожатой, суровой и смешной, деловитой и даже отчаянно сексуальной в одной из сцен. Тимофей Трибунцев играет пьяницу из медпункта. Звезда «Чик» Сергей Гилев — физрука. Николай Фоменко — мелкого функционера. Сергей Шакуров — таинственного ветерана. Удачно подобранные молодые актеры (Валерка — Петр Натаров, Игорь — Даниил Вершинин, Вероника — Ангелина Стречина), наоборот, проживают фарс как трагедию — так что за их героев по-настоящему переживаешь.

«КиноПоиск HD»

Все страшилки из книги — про гипсовую горнистку и черную руку — остроумно экранизированы и напоминают жуткие выпуски «Ералаша». Декорации «Буревестника» не вызывают такого умиления, как детский лагерь из «Королевства полной луны» Уэса Андерсона или мальчишеский быт из «Очень странных дел», но кое-какие ностальгические чувства у зрителя все равно возникнут. Кровавые флешбэки про Гражданскую войну и некоторые из встреч с нечистью получились и динамичными, и жутковатыми. Сюрпризы будут и в саундтреке. Наконец, продюсерская компания «Среда», как и почти во всех остальных своих сериалах, не стесняется показывать взрослых героев сексуальными. И хотя в сценах со второстепенными персонажами (например, с безымянной вожатой в душевой) без наготы можно было обойтись, в случае с Вероникой и Игорем это полностью оправдано сюжетом.

События в сериале разворачиваются гораздо быстрее, чем в тексте, а новые сюжетные линии (осторожно скажем, что семья Валеры в сериале значительно отличается от книжной) не дают скучать. Но при этом первые эпизоды «Пищеблока» торопясь упускают самые важные моменты романа. Первый — размышления героев о коллективе и одиночестве, идеалах и конформизме. Эти детские мысли, сформулированные взрослым автором, — капсула с посланием, отправленная не в будущее, а в прошлое, от состоявшегося писателя к очкарику со скамейки запасных. Вторая — та самая мистическая метафора, с помощью которой Иванов рассказывает историю России. В книге (возможно, чтобы сделать из пионерской страшилки полноценный роман) эта метафора подкреплялась интереснейшими мелочами. Сериал же несется к финалу сломя голову и многие из них не замечает.

Фамилия главного героя неспроста восходит к греческому «логосу»: иногда слово мощнее картинки. Хотя с картинкой в «Пищеблоке» точно все в порядке.

Егор Москвитин