Перейти к материалам
истории

«Прошлой ночью в Сохо» — режиссер «Зомби по имени Шон» Эдгар Райт попытался снять неироничный хоррор о 1960-х Получилось красиво. Ну и, пожалуй, все

Источник: Meduza
Parisa Taghizadeh / Focus Features

25 ноября в прокат выходит фильм «Прошлой ночью в Сохо» режиссера Эдгара Райта, снявшего несколько сверхпопулярных комедий: «Зомби по имени Шон», «Армагеддец», «Типа крутые легавые», «Скотт Пилигрим против всех». В новой работе Райт отказывается от иронии и всерьез берется за фильм ужасов о путешествии во времени: девушка из настоящего переносится в 1960-е, где становится свидетельницей темной стороны этого десятилетия. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему эксперимент Райта не удался.

Буквально все составляющие этого фильма хороши. Режиссер — обаятельный синефил и умник Эдгар Райт, впервые выступающий в любимом жанре хоррора всерьез (до этого он потешался над ним в «Зомби по имени Шон» и «Армагеддце»). В центре внимания — юные звезды, согласно сюжету, одновременно антиподы и двойники: тихая новозеландка Томасин Маккензи («Кролик Джоджо») в роли нашей современницы, студентки фэшн-колледжа Элоизы, и самоуверенная американка Аня Тейлор-Джой («Ведьма», «Ход королевы») в роли Сэнди — дивы из прошлого. На ролях второго плана — Теренс Стэмп («Коллекционер»), Дайана Ригг («На секретной службе Ее Величества»), Рита Ташингэм («Вкус меда»). Со скрупулезной тщательностью воссозданный Лондон 1960-х, снятый кудесником-оператором Чон Джон Хуном («Олдбой» и другие фильмы Пак Чхан Ука). Зубодробительный ретросаундтрек. Название, придуманное Квентином Тарантино. Чего еще желать? 

Только того, чтобы эти компоненты сложились в цельный и сильный фильм. Именно этого и не произошло. Более разочаровывающей картины в биографии Райта еще не было — ведь даже вызвавший споры экспериментальный «Скотт Пилигрим против всех» с годами заработал статус культового. Особенно обидно, что амбициозный «Прошлой ночью в Сохо» выходит сразу после документальных «Братьев Sparks» — безоговорочной удачи того же Райта.

С другой стороны, это позволяет надеяться, что автор просто ошибся, избрав чуждый материал. Ведь до сих пор он ни разу не брался за фильмы, исследующие динамику женских персонажей, и никогда не пытался отключить спасающую его иронию — тем более во имя тяжеловесного поучительного пафоса, удельный вес которого к финалу «Прошлой ночью в Сохо» вырастает до почти невыносимого предела. Поразительно, но по этому показателю поначалу легкомысленный жанровый фильм превосходит даже недавнюю диснеевскую «Круэллу», с которой его роднят как минимум место действия, тема модной индустрии и трудные судьбы осиротевших главных героинь, вынужденных платить миру сторицей за проявленную к ним жестокость.  

Parisa Taghizadeh / Focus Features
Parisa Taghizadeh / Focus Features

Элоиза, воспитанная доброй бабушкой в провинции, приезжает в Лондон учиться. Она полна надежд, которые проживут недолго. Токсичные однокурсники раздражают девушку, привычную к одиночеству и чурающуюся всего кричаще современного. Сбежав из общежития, она снимает комнату у неприветливой пожилой дамы. В доме, где необходимо вести себя прилично и куда запрещается водить кавалеров, будто застыл дух прошлого. О нем и грезит Элоиза, которой так неуютно в настоящем.

Поставив пластинку на виниловый проигрыватель, она проваливается в вожделенные 1960-е — красивые, стильные, беззаботные, призывно подмигивающие неоновыми огнями. Там героиня встречает ту, кем мечтала бы быть. Певица с кукольной внешностью Сэнди полна решимости сделать карьеру. На ее пути встречается идеальный парень по имени Джек (Мэтт Смит), который и танцует, и дерется лучше всех. Элоиза в восторге. Вдохновленная увиденным, она в реальности меняет стиль одежды и прически, а потом приносит на занятия роскошные туалеты, подсмотренные во сне. Преподаватели удивлены, студенты недоумевают и завидуют.  

Дальнейший рассказ о картине требует прибегнуть к спойлерам, поэтому желающим открыть для себя сюжет самостоятельно дальше читать нежелательно. 

Пленительное прошлое показывает свой патриархально-мизогинный оскал: никого, оказывается, не интересуют певческие таланты хорошенькой девушки, от нее мужчинам нужно совсем другое. Наивная Сэнди слишком доверяется красавчику Джеку, за что ей приходится платить высокую цену. Параллельный рассказ о двух девушках в двух эпохах стремительно теряет баланс: времена смешиваются друг с другом, а прекрасное сновидение превращается в кошмар, от которого Элоизе не спастись.

Примерно с середины фильм становится все больше похожим на карикатуру — причем непонятно, на что: старый недобрый мир или разоблачающую его «новую этику». Банальные постулаты даже в трагических сценах поданы гротескно до абсурда. Не добавляет правдоподобия и единственный союзник Элоизы, которая вознамерилась распутать клубок преступлений прошлого и наказать обидчиков Сэнди. Сентиментальный добряк Джон (Майкл Аджао) по таинственным причинам не подчиняется общим закономерностям — и, даже будучи мужчиной, в отличие от всех остальных проявляет чудеса сердечности и деликатности. 

«Прошлой ночью в Сохо», сделанный временами лихо и даже виртуозно, путается в трех соснах авторских намерений. С одной стороны, Райт страстно влюблен в шикарный стиль 1960-х и, очевидно, мечтал бы, как и Элоиза, жить в те времена. С другой — его обуревает стыд за ту эксплуатацию женского тела, на которой — если верить фильму — эпоха рок-н-ролла строила свою зажигательную харизму. Говоря проще, и хочется в прошлое, и колется.

Universal Pictures Russia

В результате картина, поначалу по-хорошему прямолинейная и захватывающая, превращается в изнурительный сеанс самобичевания, больше похожий на публицистическую колонку, чем на обещанный готический детектив. Правда, ближе к завершению нас ждет сюжетный твист, который способен несколько сгладить это впечатление. Но здесь уж все зависит от сообразительности зрителя, который, догадавшись о развязке, сам испортит себе последнее возможное удовольствие. 

Антон Долин