Перейти к материалам
истории

«Человек-паук: Нет пути домой» — рождественское чудо Рассказываем о самом долгожданном фильме Marvel. Без спойлеров!

Источник: Meduza
Sony Pictures

В прокат вышел фантастический боевик Джона Уоттса «Человек-паук: Нет пути домой» — продолжение серии фильмов о Питере Паркере с Томом Холландом в главной роли. Фильм стал самой ожидаемой премьерой Marvel последних лет: первый тизер за день собрал больше 355 миллионов просмотров, обогнав даже чрезвычайно успешный финал «Мстителей». Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, как «Нет пути домой» стал главным рождественским фильмом этого года.

Вы сказали, что в тексте нет спойлеров! Это точно так? Мы считаем, что да. Текст не раскрывает никаких деталей, помимо тех, что были уже известны до премьеры фильма из трейлеров. Но если вы все равно опасаетесь испортить впечатление до просмотра фильма, вернитесь к тексту после похода в кино!

Сколько Человеков-пауков было в вашей жизни? У меня задолго до Тоби Магуайра из трилогии Сэма Рэйми (2002–2007), Эндрю Гарфилда из дилогии Марка Уэбба (2012–2014), Тома Холланда из нынешней серии Джона Уоттса и прочих «Мстителей», а также целой толпы Пауков из анимационного «Через вселенные» (2018), когда-то случился еще один, самый первый.

В советском детстве, в конце 1980-х, мама водила нас с братом на елки профкома драматургов. Коронным номером там был показ мультфильмов про Спайдермена без перевода (английского я тогда не знал, тем загадочнее и притягательнее было зрелище). Это было моим первым столкновением с миром американских супергероев, а Человек-паук стал самым любимым из них: о других я попросту не слышал. С тех пор мелодия из начальных титров и сине-красный костюм супергероя напоминают мне о чуде Нового года. 

В 2021 году Человеку-пауку тоже суждено стать новогодним подарком для миллионов зрителей по всему миру. Ведь главным рождественским фильмом сезона, со всей очевидностью, станет не ностальгическая «Вестсайдская история» Стивена Спилберга или драматически-личная «Матрица: Воскрешение» Ланы Вачовски, а именно «Человек-паук: Нет пути домой» Джона Уоттса. Зритель уронит слезу, когда растерянный герой будет подсматривать за возлюбленной в запорошенное снегом окно кофейни, на котором налеплено слово «Christmas», и станет аплодировать, когда тот нырнет в пропасть, прямо к расцвеченной гирляндами нью-йоркской елке, с крыши Рокфеллер-центра. Вот оно, столь ожидаемое голливудское чудо. 

Sony Pictures
Sony Pictures
Sony Pictures

Как режиссеру средней руки Уоттсу одолеть таких гигантов, как Спилберг и Вачовски? Ответ чрезвычайно прост: он не одинок. На его стороне лучшие продюсеры, сценаристы и креативные умы корпорации Marvel. Несомненно, перед нами — результат блестящей командной игры и расчетливой продюсерской работы. «Нет пути домой» — воплощение современного Голливуда: гибридного и мобильного, толерантного и динамичного, забавного и сентиментального, консервативного и склонного к умеренным экспериментам. Кинематограф как аттракцион. И как идеальный — можно вносить в учебники пример угождения фанатам, которые непременно будут кричать от восторга на каждом сеансе, порождая чувство неполноценности в остальных, не способных отыскать и опознать все «пасхалки». Но не тревожьтесь: даже если это ваш первый «Человек-паук», легкий и ненавязчивый рождественский катарсис вам обеспечен. 

Не думайте, что главе Marvel Кевину Файги это далось легко. За триумфом ощутимы недюжинные усилия в поисках баланса. 2021 год показал, что самой успешной в мире корпорации кинокомиксов необходимо найти новую формулу коммерческого успеха и зрительской любви. Карта Мстителей бита, их игра завершена. Умеренный успех «Черной вдовы» и «Шан-Чи и легенды десяти колец» доказал, что от «нормального» форматного Marvel публика подустала, но и новаторские «Вечные» принесли многим разочарование чрезмерно возвышенной интонацией и сочетанием амбициозности со схематизмом.

«Нет пути домой» скрещивает эпохальность и многофигурность «Мстителей» с подростковой легкомысленностью, свойственной личной вселенной Питера Паркера (вспомним, что в этом изводе он — старшеклассник), и этот рецепт оказывается идеальным. Перед нами большой блокбастер, в котором каждый драматичный или сентиментальный поворот интриги непременно будет уравновешен в меру дурацкой шуткой. Любителям же визуальных эффектов дарована встреча с Доктором Стрэнджем, который порадует особо взыскательных чудесами зеркального измерения и парадоксами Архимедовой спирали. 

После разоблачения Мистерио (ущемленный суперзлодей после смерти стал символом наподобие Джулиана Ассанжа) Питер Паркер в одночасье превратился в самого знаменитого человека в мире. Первые двадцать минут фильма — едкий шарж на мир соцсетей, где хайп не прогревает интерес толпы, а буквально сжигает дотла. Разочарованный тем, как на глазах рушится его привычная жизнь, Питер решает прибегнуть к помощи взрослого — колдуна Стрэнджа. Тот, раздраженный инфантилизмом несовершеннолетнего Паркера, путается в заклинаниях и никак не может заставить мир забыть о личности супергероя. Вместо этого чародей создает прореху в сложно откалиброванной системе мультивселенной (Бенедикт Камбэрбетч здесь играет фигуру комическую, что ему идет на пользу). И вот уже на автомобильном мосту является Доктор Осьминог (Альфред Молина из фильма 2004 года), смертельный враг Человека-паука — но другого. Противники вступают в страшную схватку, забавным образом не узнавая друг друга. Это только начало. 

Нынешний этический кодекс рецензента не позволяет входить в детали (хотя фанаты заранее многое угадали). Поэтому обойдемся общим вердиктом.

«Нет пути домой» преодолевает стандартный конфликт кинокомикса: положительный супергерой сражается с отрицательным суперзлодеем и побеждает его. Костяк этой интриги есть и здесь, но он существенно переосмыслен. По сути, весь канон спайдерменианы прочитан заново. Вспоминая предыстории одного злодея за другим — начиная с Зеленого гоблина и заканчивая Электро, — авторы приходят к выводу об ущемленности и ущербности этих несчастных душ. Не так уж сильно они отличаются от травмированного сироты Питера Паркера. Каждый нуждается не в войне, а в амнистии, в тщательной и любовной терапии, в христианском прощении (в том числе со стороны зрителя) за все сотворенное в предыдущих сериях и жизнях. В фильме это проговорено напрямую: «Настало время не мочить, а лечить». 

SonyPicturesRU

«Нет пути домой» — наконец-то настоящий фильм взросления, в котором Том Холланд и Зендея показывают себя с новой стороны (их партнер и друг Нед — артист Джейкоб Баталон — оставляет все ребячество и мальчишество себе). Здесь главная и, несомненно, ультрасовременная тема — психотерапия и преодоление травмы, а магический сюжет — возможность второго шанса, которая должна быть дарована любому.

Как говаривал принц Гамлет, «если с каждым обходиться по заслугам, то кто избежит порки?». Так что же это, как не каноническое волшебство, придуманное Чарльзом Диккенсом в «Рождественской песни» в 1843-м и закрепленное в Голливуде в 1946-м в «Этой замечательной жизни» Фрэнка Капры, которую до сих пор вся Америка смотрит под Новый год? О чем бы ни кричал подзаголовок фильма, публика будет твердо знать, наблюдая за финальной символической схваткой на статуе Свободы: нас всех вернули домой, к тому утешительному кинематографу, по которому мы скучаем и о котором мечтаем каждый год. Особенно когда на календаре декабрь, а с неба валит снег.   

Антон Долин