Перейти к материалам
истории

Мы ждали этого два года: «Черная вдова» выходит в кино Шпионский боевик о Наташе Романофф оказался фильмом о семье (не без клюквы, но сопротивляться этому бесполезно)

Источник: Meduza
Marvel Studios

Через неделю — 8 июля — в российский прокат наконец выходит блокбастер «Черная вдова». Из-за пандемии боевик не мог выйти на большие экраны в течение двух последних лет. «Черная вдова» — это сольный фильм героини «Мстителей» Наташи Романофф, действие которого происходит до всех известных нам событий. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, какой получилась эта долгожданная премьера со Скарлетт Йоханссон, Флоренс Пью и Дэвидом Харбором.

Среди синефилов и многих любителей коммерческого кино к крупнейшей студии Walt Disney принято относиться с известным недоверием. Дескать, все ее задачи сугубо коммерческие, а пресловутая доброта и семейственность как минимум неискренние. Потому специфический «диснеевский» отпечаток на проектах входящих в корпорацию студий Pixar, Lucasfilm и Marvel обычно встречается неодобрительным роптанием. Однако для «Черной вдовы», фильма из долгожданной новой главы кинематографической вселенной Marvel — он выходит после беспрецедентного двухгодичного перерыва, — это стало спасением.

Начинаясь как скучный и предсказуемый боевик в осточертевшем шпионском жанре, супергеройский блокбастер вскоре обретает черты семейного фильма. Именно в качестве трагикомической пьесы о дисфункциональной семье, напоминающей одновременно анимационную «Суперсемейку», «Детей шпионов» Роберта Родригеса и сериал «Наследники», «Черная вдова» становится чем-то большим, чем типовой прокатный хит о людях в обтягивающих костюмах.

Сложно в это поверить, но первые планы по экранизации сольных приключений Наташи Романофф, смертоносной убийцы на службе КГБ, которая добровольно переходит на сторону добра и становится частью команды Мстителей, относятся к началу 2000-х — еще до рождения нынешней вселенной Marvel. Понадобилось почти два десятилетия, чтобы продюсер и создатель этого мира Кевин Файги отобрал на роль Черной вдовы Скарлетт Йоханссон (в тот момент молодая актриса еще не была всенародной любимицей и общепризнанным секс-символом), ввел ее в качестве второстепенного персонажа в «Железного человека — 2» и постепенно провел через огонь, воду и медные трубы, вплоть до героической гибели в последних сериях «Мстителей».

Только после этого, посмертно, настало время для ее собственной картины. А заодно для первого марвеловского блокбастера, в центре которого — женский персонаж, и в режиссерском кресле тоже женщина («Капитана Марвел» снимал дуэт Анны Боден и Райана Флека). Австралийка Кейт Шортланд, как и большинство авторов, приглашаемых в Marvel авантюрным Файги, пришла из мира независимого малобюджетного кино — и продюсерская интуиция вновь сработала: с большим форматом постановщица справилась на отлично. 

Marvel Studios
Marvel Studios
Marvel Studios

В первых кадрах «Черной вдовы» две сестры играют на детской площадке, к ним присоединяется мама, потом домой к ужину возвращается папа, все садятся за общий стол. Идиллия не обманет опытного зрителя — уже через минуту семейство будет спасаться от вооруженных до зубов преследователей на спрятанном в ангаре самолете. Под покровом картины об отношениях спрятан крутой боевик? Или все-таки наоборот?

С предельно серьезным лицом Шортланд расскажет, как девочек отняли у родителей и разлучили, натренировали убивать в таинственной Красной Комнате (во всем виноват демонический генерал Дрейков — фактурный артист Рэй Уинстон), а потом сестры выросли, встретились и решили выступить против злодея. И заодно освободить из-под гнета своих товарок по несчастью, превращенных негодяями-мужчинами в беспощадных Черных вдов. Благородная феминистская идея пронизывает фильм с первого кадра до последнего. Тут женщины не только сильнее, умнее и смертоноснее мужчин, а фактически вытесняют их с экрана вовсе, за несколькими знаковыми исключениями. 

Двадцать пятым кадром в этом высокотехнологичном аттракционе проблескивает глумление над штампами разнообразных фильмов «Миссия невыполнима» и «агентов 007» (один из старых фильмов о Джеймсе Бонде цитируется напрямую, наравне с «Утиными историями»; «Дисней» есть «Дисней»). Но «Черная вдова» — не пародия. Это картина о попытке героини освободиться от амплуа сверхженщины, отыскать в себе нормальные человеческие реакции и мотивации.

Первым шагом на этом пути становится встреча с младшей сестрой. В отличие от вечно напряженной красавицы Наташи (Йоханссон), Елена Белова (Флоренс Пью) саркастична, разумна и ненавидит показуху. Для знаменитой на весь мир Черной вдовы она становится зеркалом, своеобразной двойницей, позволяющей хотя бы на время забыть о своем супергероизме.

Дальше выросшие девочки обречены на свидание с давно позабытыми родителями-шпионами. Если эгоистичная и беспощадная Мелина Востокофф (Рэйчел Вайс), тренирующая на своей ферме сверхразумных свиней, напоминает более взрослую версию Наташи и Елены, то обросший в ГУЛАГе брюхом и внушительной бородой Алексей Шостаков оказывается самой обаятельной отцовской фигурой во всей вселенной Marvel. И буквально спасает фильм, принося в него юмор и тепло. 

MARVEL Россия

Когда-то Шостакова называли Красным Стражем (по другой версии перевода — Красноармейцем) и готовили в противники Капитана Америки. Бесславный конец холодной войны разрушил все планы на славную дуэль. После одной из миссий Шостакова попросту бросили гнить в сибирский лагерь, где ему оставалось тешить самолюбие победами в матчах по армрестлингу да испещрять свое немаленькое тело татуировками. Роль блестяще играет фактурный Дэвид Харбор — вы помните его по последней версии «Хеллбоя» и «Очень странным делам», причем в финале третьего сезона его персонажа тоже отправляли в советский концлагерь, что устанавливает остроумную и неожиданную связь двух вселенных. В мире, где сражаются за власть беспощадные женщины, этот добродушный, наивный, эгоистичный, но все же любящий (на предплечье набиты имена «Елена» и «Наташа») мужичина — единственная надежда на то, что после неминуемой победы над Дрейковым у бывшего сильного пола останется хоть какое-то предназначение. 

Последний любопытный вопрос о «Черной вдове» — в том, как относиться к пресловутой клюкве, которой этот фильм начинен щедро, что твой пирог. Никаких сведений о социальном или политическом обличье России мы отсюда получить не сможем, зато насладимся неузнаваемыми видами выдуманной русской природы (Левитан бы упал в обморок), восхитимся продвинутыми технологиями (Красная Комната витает в поднебесье, как Лапута из книги Свифта или мультфильма Миядзаки) и заплачем от смешанных чувств, совершив невольную экскурсию по лагерям, где содержатся заключенные. Вокруг раскинулись суровые горы и ледяные пустыни, а брутальные декорации и подтянутый персонал не приснились бы самому Замятину. Возможно, на «Черную вдову» следовало бы отправить весь немаленький штат ФСИН РФ, и после этого нас ждала бы удивительная реформа.

Говоря короче, ни обижаться на это, ни смеяться уже не хочется — лишь развести руками и смириться с фактом, что Россия для фактически всего мира (а аудитория блокбастеров Marvel и есть весь мир) — вымышленная, невозможная страна, наподобие Соковии. Ее можно было бы назвать Совковией. 

Антон Долин