Перейти к материалам
истории

«Шан-Чи и легенда десяти колец» — кунг-фу приходит во вселенную Marvel С шутками, трюками и полукапибарами-полувомбатами!

Источник: Meduza
Marvel

2 сентября в российских кинотеатрах выйдет новый блокбастер Marvel «Шан-Чи и легенда десяти колец» — впервые в истории студии в центре сюжета окажется супергерой азиатского происхождения (Шан-Чи сыграл актер Симу Лю). Режиссер картины — Дестин Дэниел Креттон, также в ней сыграли Тони Люн, Аквафина, Мишель Йео и другие. По сюжету, который разворачивается уже после событий фильма «Мстители: Финал», мастер кунг-фу Шан-Чи внедряется в тайную организацию «Десять колец», чтобы разобраться со своим прошлым. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, как эта история связана с другими проектами главы Marvel Studios Кевина Файги.

Мы живем во времена глобальной катастрофы, и необходимость побега из реальности растет с каждым днем. Голливуд прекрасно это знает и продуктивно эксплуатирует — в особенности короли эскапизма из Disney и их самого размашистого подразделения, Marvel. Нынешняя утопия обязана сочетать два противоречащих друг другу свойства: отсылать к неким древним, не нарушенным прогрессом традициям и одновременно отвечать идеалу современной инклюзивности и мультикультурности. Особенно соблазнительно искать и находить такие воображаемые места в тех землях, которые в колониальные времена назвали бы «экзотическими». Например, в Африке, где находится Ваканда из «Черной Пантеры», или Азии, где расположена волшебная деревня Та Ло из «Шан-Чи и легенды десяти колец» — новейшего марвеловского блокбастера, впервые выводящего на первый план супергероя азиатского происхождения.

В этой чудо-деревне, дорогу в которую охраняет магический бамбуковый лес, женщины и мужчины существуют на равных (как, если верить кинематографу, жил весь Китай доимперских времен). Все они поголовно воители и немного колдуны, хоть и предпочитают жить мирно: чужой земли им не надо, но и своей ни пяди не отдадут. К тому же это экологическая утопия, в чем-то напоминающая секретный заповедник из «Фантастических тварей»: под охраной людей пасутся невиданные звери, на создание и оживление которых явно были брошены лучшие ресурсы студии. Хороши магические синие оленелошади, впечатляет водяной дракон, умиляют боевые косматые львы, но лидером симпатий, несомненно, станут совсем необъяснимые существа — что-то наподобие вомбатов или капибар, но без голов и морд, зато с крыльями. Одного из них герои фильма мимоходом приручат.  

Созданием столь же причудливых гибридов озадачен и голливудский селекционер, лидер Marvel Studios — Кевин Файги. Его новое детище присоединяет к марвеловской империи новый материк — кинематограф кунфуистских ориентальных сказок, к которым неравнодушны и азиатский мир, и американцы.

Не опасаясь за результат и свято веря в свой вкус, Файги скрещивает этот жанр с легкомысленной хипстерской комедией: двое его главных героев — жители Сан-Франциско, которым под тридцать, но они до сих пор ведут предельно безответственную жизнь, не могут разобраться с собственными отношениями, отмахиваются от тревожных родителей, работают парковщиками при гостинице и ночи проводят в караоке. К ним-то в один прекрасный день и постучатся воители из параллельной вселенной, чтобы вызвать на бой и заставить повзрослеть. Ну, на этом настаивает фильм, хотя со стороны кажется, что путешествие в Та Ло и приручение дракона — наилучший способ зависнуть в вечном тинейджерстве навсегда, благополучно позабыв о вызовах и проблемах реального мира. 

MARVEL Россия

За величественность китайского уся в «Шан-Чи и легенде десяти колец» отвечают классики жанра — Мишель Йео («Крадущийся тигр, затаившийся дракон»), играющая матриарха волшебной деревни, и Тони Люн («Герой», «Великий мастер»), воплотивший роль зловещего и величественного отца заглавного героя, владельца тех самых десяти колец, что даруют бессмертие и необоримое могущество в бою. За юмор отвечает певица и характерная актриса Аквафина («Безумно богатые азиаты», «Прощание»). За адаптацию дикого и одновременно шаблонного сюжета ко вкусам подростковой интернациональной аудитории — канадский артист китайского происхождения Симу Лю (он и есть Шан-Чи, то виртуозно дерущийся, то пытающийся шутить) и режиссер Дестин Дэниел Креттон («Просто помиловать»), которого Файги по своему обыкновению нашел среди перспективных конкурсантов «Сандэнса». 

В этой глобалистской каше из топора, собственно, топор — это принадлежность фильма к расширенной вселенной Marvel. На супергеройский фильм «Шан-Чи и легенда десяти колец» похож очень слабо (пожалуй, и слава богу), а сугубо сюжетно вполне герметичен, как скрытый от нескромных глаз Та Ло. Лишь эпизодически мелькающий Бенедикт Вонг (мастер Вонг из «Доктора Стрэнджа») и неожиданно возникающий Бен Кингсли (тот самый комедиант-неудачник из «Железного человека — 3») худо-бедно напоминают, что мы все еще находимся в том самом мире, над которым ставил свой жуткий эксперимент Танос. Ненадолго появляется и одна из Черных вдов. Но невнимательный зритель ничего из этого может даже не заметить. 

Конечно же, вполне законно рассмотреть в «Шан-Чи и легенде десяти колец» психологически выверенную историю взросления или увидеть здесь политическую сатиру на взаимоотношения капиталистического общества с традиционалистским. Однако честнее всего будет признать: это просто классный и не претендующий на глубину дивертисмент, эдакая гастроль Пекинской оперы, сбивающая псевдошекспировскую патетику более привычных марвеловских блокбастеров. Поскольку сделано это на славу, остается только расслабиться и постараться получить удовольствие от непритязательных шуток, отлично исполненных трюков и невероятных животных, которых не встретишь ни в одном зоопарке. 

Антон Долин