У «Локи» и «Рика и Морти» — новые сезоны. И в них очень много общего, начиная с отмены авторов Рассказываем сразу о двух шоу, где герои путешествуют во времени и пространстве
С разницей в два дня на стриминг-сервисе Disney+ и канале Adult Swim состоялись премьеры «Локи» и «Рика и Морти» — телехита Marvel и одного из самых успешных мультсериалов XXI века. Рассказываем, чего ждать от продолжений полюбившихся шоу, между которыми можно провести много параллелей.
Что общего у «Локи» и «Рика и Морти»
Оба проекта — фантастические комедии с сильным хай-концептом, которые рассказывают о нарциссичных мегаломаньяках с внезапно проснувшейся совестью.
В первом шоу это псевдоскандинавский бог хитрости, обмана и коварства Локи Одинсон, который еще в фильме «Тор» устроил государственный переворот в родном Асгарде, а в «Мстителях» пытался захватить Землю. Теперь он перевоспитался и начал заботиться о людях. Во втором — гениальный и безрассудный ученый-социопат Рик Санчес. Он поселился в гараже своей дочери, с которой не общался 20 лет, и стал путешествовать с внуком Морти по галактике в поисках приключений.
В обоих сериалах нашлось место для полиции времени, которая следит за развитием линий. В «Локи» это сюжетообразующая организация под названием Управление временными изменениями (или УВА). Она отслеживает и уничтожает ответвления временных потоков (или альтернативных вселенных), и ее работники фигурируют в каждой серии. В «Рике и Морти» это бессмертный инопланетянин, похожий на волосатую тестикулу и известный как Четырехмерное существо. Правда, он появлялся в сериале только один раз, когда исправлял косяки Санчеса в эпизоде «Рик во времени».
Протагонистам двух шоу приходится охотиться за другими версиями самих себя, используя специальные порталы. Собственно, альтернативные варианты Рика, Морти и Локи — бесконечный источник шуток. Тут есть и Фуфел Рик с прической под горшок, и Рик Прайм с выбритыми висками и затылком, и Рептилия Локи, и Классический Локи с лицом Ричарда Гранта.
Возможно, все дело в том, что шоураннером «Локи» стал Майкл Уолдрон — сценарист и продюсер «Рика и Морти» (например, он написал эпизод «Старик и седалище»). Ему же Marvel заказал сценарии фильмов «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» и «Мстители: Секретные войны» (кроссовер должен выйти в 2027-м).
Уолдрон далеко не единственный сценарист «Рика и Морти», которого пригласили строить новые фазы кинематографической вселенной Marvel. Например, главный автор второго сезона «Локи» Эрик Мартин тоже начинал карьеру в мультсериале Adult Swim. Создательница эпизода «Огурчик Рик» Джессика Гао написала мини-сериал «Женщина-Халк: Адвокат». А автор «Промортея», «Эпизода про чан с кислотой» и «Риконечной мортистори» Джефф Лавнесс отвечал за сценарий неудачного третьего «Человека-муравья» и сейчас готовит кроссовер «Мстители: Династия Канга» (с «Локи» эти фильмы объединяет фигура злодея Канга Завоевателя, также известного как Тот, кто остается).
В первом шоу отменили сценариста, во втором — актера
По совпадению новые сезоны «Рика и Морти» и «Локи» выходят на фоне скандалов с участием их авторов.
Сценариста, продюсера и режиссера Джастина Ройланда, который создал «Рика и Морти» вместе с Дэном Хармоном и сам озвучивал двух главных персонажей, обвинили в домашнем насилии — с нанесением увечий, незаконным лишением свободы, угрозами и мошенничеством. Бывшая девушка Ройланда, с которой он жил и имя которой не разглашается, обратилась в прокуратуру округа Ориндж в Калифорнии еще в 2020 году. Известно об этом стало только на предварительном судебном слушании — в январе 2023-го. Спустя два месяца обвинения с Ройланда сняли за неимением улик. Но к тому моменту с ним перестал работать не только канал Adult Swim, где выходит «Рик и Морти», но и студия 20th Television Animation, для которой он создал мультсериал «Обратная сторона Земли», а также игровая компания Squanch Games, работавшая над комедийным шутером High on Life.
После снятия обвинений Ройланд заявил в твиттере, что «до сих пор глубоко потрясен ложью» о себе и разочарован тем, как много людей осудили его, «не зная фактов». Он утверждал, что линия обвинения строилась «на словах озлобленной бывшей», и пообещал «сосредоточиться на творческих проектах и восстановлении доброго имени».
Однако уже в сентябре 2023-го еще 11 женщин и небинарных персон обвинили Ройланда в сексуализированном насилии — они показали журналистам NBC News тысячи сообщений сексуального характера, отправленных им в период с 2013 по 2022 год. Одна из пострадавших рассказала, что Ройланд насильно заставил ее заняться с ним оральным сексом. Другая женщина заявила, что Ройланд склонил ее к участию в групповом сексе, когда она была пьяна. Известно, что другие трое обвинителей начали общаться с аниматором еще несовершеннолетними. Многие из упомянутых персон обожали «Рика и Морти», а Ройланд, согласно их словам, использовал во время общения с ними свое положение.
Соавтор мультсериала Дэн Хармон утверждает, что не общался с Ройландом с 2019 года. По его словам, в последние годы коллега числился шоураннером лишь номинально и практически не участвовал в работе над шоу как сценарист или продюсер, ограничиваясь лишь озвучкой героев. После увольнения Ройланда говорить за его персонажей стали малоизвестные актеры: Рика Санчеса озвучил Иэн Митчелл Кардони, а Морти Смита — Гарри Белден. При этом новые исполнители ролей стараются копировать голос и манеру Ройланда — большинство зрителей замену, скорее всего, не заметят.
В Marvel в центре скандала оказался 34-летний актер Джонатан Мэйджерс, выпускник Йельской школы драмы и звезда спортивного боевика «Крид-3». Он дебютировал в кинематографической вселенной Marvel в первом сезоне «Локи» 2021 года, где сыграл загадочного основателя Управления временными изменениями, это он Тот, кто остается. Еще он изобразил альтернативную версию этого персонажа, Канга Завоевателя, в фильме «Человек-муравей и Оса: Квантомания».
25 марта 2023 года Мэйджерса арестовали — его обвинили в домашнем насилии по отношению к 31-летней Грейс Джаббари, его девушке. Женщину доставили в больницу с травмой головы и шеи после ссоры с актером в нью-йоркском такси (по версии обвинения, он ее душил). Адвокат актера заявила, что существуют доказательства полной невиновности Мэйджерса, ссылаясь на видеозапись с места происшествия, но она так и не была обнародована. Впоследствии актер подал против Джаббари встречную жалобу, утверждая, что это она напала на него.
В апреле 2023-го в офис окружного прокурора Манхэттена обратились и другие женщины, сообщившие о насилии со стороны актера. 25 октября судья в Нью-Йорке отклонил ходатайство о прекращении уголовного дела. Суд должен начаться 29 ноября.
Из-за обвинений Армия США свернула многомиллионную рекламную кампанию, лицом который был Мэйджерс. С ним разорвали отношения актерское агентство Entertainment 360 и PR-агентство Lede. Актер выбыл из экранизации романа Уолтера Мосли «Человек в моем подвале», а также из байопика о музыканте Отисе Реддинге и рекламной кампании бейсбольного клуба Texas Rangers. Но второй сезон «Локи», в котором Мэйджерс успел сняться в прошлом году, не стали переснимать. Актер вернулся к роли Того, кто остается, и его копии из 1893 года — неловкого и заикающегося изобретателя-мошенника по имени Виктор Таймли.
По словам исполнительного продюсера шоу Кевина Райта, в Marvel решили не увольнять Мэйджерса до окончания судебных разбирательств. Неудивительно, ведь Канг уже заявлен как главный антагонист всей запутанной Саги о Мультивселенной, которая должна завершиться только с выходом шестых «Мстителей» в 2027-м. Если вдруг многочисленные варианты Канга Завоевателя сменят лицо, то это еще сильнее запутает зрителей, которые и так, кажется, утомились от сложных сюжетных взаимосвязей между многочисленными сериалами и фильмами Marvel. К тому же кассовые сборы картин в этом жанре в последние годы падают, что лишний раз доказывает — зрители в целом устали от супергероев.
Какими получились новые сезоны
Следить за повествованием «Локи» все еще не просто (хотя это все еще один из самых оригинальных проектов Marvel). Судите сами. В первом сезоне Локи образца 2012 года (то есть не тот, что погиб от рук Таноса в «Войне бесконечности») вступает в сотрудничество с организацией УВА, которая предотвращает появление временных потоков. Он соглашается поймать свой женский вариант по имени Сильви (Софи Ди Мартино), но в итоге в нее влюбляется (да, он настолько самовлюбленный!).
Вскоре оказывается, что все сотрудники УВА — плененные варианты самих себя, которым стер память Тот, кто остается. Создатель УВА останавливает зарождение альтернативных вселенных, чтобы остановить грандиозную войну мультивселенных с бесчисленным количеством альтернативных злых Кангов. Однако Сильви убивает временного диктатора, а Локи попадает в УВА. Второй сезон начинается с того, что Локи надо срочно стабилизировать свое состояние, потому что из-за всех временных игр его постоянно кидает между прошлым и будущим (похожие проблемы испытывали герои анимационного «Человека-паука»). С этим ему помогает эксцентричный ремонтник Уроборос (Ке Хюи Куан), у которого есть «экстрактор темпоральной ауры». С ним нужно выйти в специальных скафандрах к огромному коллайдеру, который называется Ткач времени. В общем, все сложно.
Ретрофутуристическая эстетика — декорации и костюмы в «Локи» напоминают об «Автостопом по галактике» — по-прежнему выделяет этот сериал среди других пресных миров Marvel. Том Хиддлстон не растерял обаяния — кажется, что за 12 лет ему не надоело играть Локи. Его дуэт с меланхоличным агентом Мебиусом (Оуэн Уилсон) выглядит как куда более завлекательный бадди-муви, чем «Сокол и Зимний Солдат». Обладатель «Оскара», энергичный Ке Хюи Куан вновь играет с мультивселенными, но уже не так душевно и эмоционально, как во «Все везде и сразу». Герои постоянно мечутся между необычными локациями: вот вам Лондон 1970-х, а вот Всемирная выставка 1893 года в Чикаго, а вот «Макдоналдс» в Оклахоме 1982-го. Но за первые три серии персонажи никак не развиваются и лишь проговаривают правила игры в мире, где явно нет никаких правил. Кажется, сериал бы только выиграл, если бы каждую серию сократили до получаса.
«Рик и Морти» вновь радуют своей краткостью: «Вошли и вышли, приключение на 20 минут». Первая серия «Жопосранчик уходит в отрыв» — это разухабистая комедия в духе «Мальчишника в Вегасе». В ней Рик Санчес, Птичья Личность, Шестеренкоголовый, Сквончи и слабовольный сосед Джин собираются вместе, чтобы помочь мистеру Жопосранчику выйти из депрессии и запоя. Лишившись жены, потеряв работу и сломав обе ноги, желтый инопланетянин, напоминающий пробирку с ножками, поселился на диване у Смитов, порядком утомляя домочадцев Рика. Правда, вместо того, чтобы закодировать мистера Жопосранчика, все отправляются на безумную попойку, которая включает инопланетные стриптиз-бары, употребление живых бутылко- и банкообразных алкогольсодержащих инопланетян и экстремальные вечеринки Хью Джекмана с галлюциногенами (актер озвучивает самого себя, иронично утрируя родной австралийский акцент). К финалу эпизод превращается в чуть нравоучительную историю о вечной дружбе и принятии ответственности за свои ошибки. С довольно-таки смешным камео Хищника в образе частного детектива-семьянина, но практически без участия Морти.
Вторая серия «Ловушка Джеррика» буквально взрывает мозг. Чтобы доказать, что причина его гениальности не в его голове, Рик переносит сознание Джерри в свой мозг, а свое сознание — в мозг Джерри. Однако эксперимент идет не по плану, и мозги тестя и зятя оказываются разбросаны по всему гаражу. Пришедший на помощь искусственный интеллект не способен точно определить, где чье серое вещество, и воскрешает бедолаг как попало. В итоге каждый из них оказывается смесью Рика и Джерри. Однако такой казус помогает вечно ругающимся героям наладить отношения и начать работать в команде, чтобы вытащить Морти из лап инопланетных гангстеров из Краймтауна, которые его случайно похитили.
Надо сказать, с уходом Ройланда мультсериал никак не изменился. Авторы не стали отражать в метаюморе шоу творческие перестановки, хотя могли придумать любое объяснение для смены актеров озвучки. Два первых эпизода — это бойкие комедийные боевички с полюбившимися героями. Знакомые шутки, старая анимация, предсказуемые сюжеты. Однако в них почти нет циничного, но зачастую горького юмора, скрытых философских идей и трогательной душевности, за которые ценятся лучшие серии «Рика и Морти». Впрочем, ставить крест на шоу точно не стоит.