«Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» — Алая Ведьма против многочисленных версий колдуна Новый блокбастер Marvel от создателей зомби-хорроров и «Рика и Морти»
В мировой прокат вышел новый блокбастер Marvel «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» режиссера Сэма Рейми. В этой части колдун путешествует по времени и пространству, меняя десятки обличий. Ему противостоит Ванда Максимофф — Алая Ведьма появляется в сюжете после событий сериала «ВандаВижен». Кинокритик Антон Долин рассказывает о самом многослойном фильме мультивселенной.
Возможно, продюсеры и сценаристы Marvel задумывали второго «Доктора Стрэнджа», чтобы убедить публику: высокомерный и самовлюбленный маг — все-таки человек хороший. В этом, как мы увидим здесь, сомневается и сам Стивен Стрэндж, в начале фильма оказавшийся на свадьбе своей бывшей возлюбленной Кристины (Рейчел МакАдамс) и потерявший какой-либо смысл в жизни, но лгущий себе, что счастлив. Однако публика знает, что Бенедикт Камбербэтч, сыгравший главную роль, — прекрасный человек: его последние появления на сценах голливудских церемоний с украинским флагом и приглашение беженцев с Украины пожить в своем доме не оставили ни малейших сомнений. Что бы ни вытворяли его персонажи на экране, публика будет смотреть на них с любовью и умилением, и не важно, играет он грубоватого ковбоя или сказочного волшебника (во втором амплуа артист значительно органичнее).
В новом блокбастере Marvel Стрэндж, путешествуя по мультивселенной, встречает бесчисленные версии самого себя. Персонажу в процессе вынужденных странствий приходилось непросто, зато актер очевидно наслаждался перевоплощениями. Это, быть может, ценнейшее из качеств картины: в ней нет натужности обязательного студийного сиквела — персонажи очевидно получают удовольствие от градуса безумия, который опытный режиссер Сэм Рейми и перспективный сценарист Майкл Уолдрон взвинтили до возможного максимума.
Глава Marvel Кевин Файги верен себе, он по-прежнему дает авторам поле для самовыражения. За время просмотра вы не раз вспомните, что Уолдрон работал над «Риком и Морти», а Рейми снимал «Зловещих мертвецов» и «Затащи меня в ад»: в эффектной сцене духи вновь потащат одного из центральных персонажей в ад, а в камео мелькнет звезда «Зловещих мертвецов» Брюс Кэмпбелл. Критики в США с удивлением отмечают, что никогда прежде супергеройские блокбастеры студии не были так близки к жанру хоррора. Например, в одном из ключевых эпизодов Стивен становится полуразложившимся — но разговаривающим и даже дерущимся — трупом.
А начинается «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» с эпизода почти комического. Придя в себя после необъяснимого сна, герой дерется с мистическим одноглазым осьминогом-убийцей на улицах Нью-Йорка. Жанровые контрасты — специализация Рейми. Его фильм так же легко и непринужденно меняет тональность от издевательской к трагической, скачет от семейной драмы к замысловатому фан-сервису, как его персонажи переходят из одной вселенной в другую: невероятной способностью проводника по мультивселенной обладает новая героиня серии — Америка Чавес (канадка Сочил Гомес), которую Стрэндж берет под свое покровительство. Таким образом, британцу Камбербэтчу здесь в прямом смысле предстоит весь фильм спасать Америку.
Головокружительная петля в карьере, сделанная Рейми, интригует не меньше, чем приключения его героя. Один из наиболее самобытных режиссеров 1980-х, соратник братьев Коэн, он сделал многое для формирования новейшего канона кинокомикса, сняв в 2002–2007 годах трилогию о Человеке-пауке. Но в сравнении со следующими поколениями фильмов Marvel его картины показались многим тяжеловесными и устаревшими. В последние 15 лет ни одного по-настоящему громкого фильма в карьере режиссера не было. Воссоединение нескольких версий Питера Паркера в недавнем сенсационном «Человеке-пауке» напомнило о таланте и стиле Рейми, заодно распахнув дверь в мультивселенные. Кому, как не ему, быть гидом по параллельным мирам?
Старомодная раскованность Рейми, подкрепленная гиковским юмором Уолдрона и подзвученная выразительным саундтреком Дэнни Элфмана, заметно оживляет узнаваемую стилистику Marvel. И никак не мешает очередным проявлениям инклюзивности и мультикультурности. Восточноевропейская мифология органично соединяется здесь с тибетским мистицизмом (в строй монахов Рейми вводит зеленого минотавра — жаль, что нам не удается почти ничего о нем узнать), у одной из героинь обнаруживаются две матери и ни одного отца. Женщины вообще играют в интриге роль более существенную, чем мужчины, и сражаются лучше.
Настало время сказать о самом важном. Сердце и эмоциональный центр картины — никак не нарциссичный и закомплексованный Стрэндж, а антагонистка Алая Ведьма — она же Ванда Максимофф. Вслед за революционным сериалом Marvel «ВандаВижен», непосредственным продолжением которого стал «В мультивселенной безумия», Элизабет Олсен демонстрирует неслыханно виртуозную для жанра актерскую игру и проживает на экране трагедию, в подлинность которой невозможно не поверить. Рейми, будучи мастером хоррора, умеет войти в положение злодейки и заставить публику сочувствовать ей, невзирая на все смерти и разрушения.
В сюжете фильма сталкиваются и сравниваются две магические книги: содержащая эссенцию добра Книга Вишанти и темная проклятая Даркхолд, напоминающая о лавкрафтовском Некрономиконе. Так вот, Вишанти толком не может повлиять на ход событий и помочь персонажам, тогда как полистать Даркхолд придется и Ванде, и сразу нескольким версиям Стрэнджа. Зло интереснее и продуктивнее добра как минимум в драматургическом смысле. А способность темной колдуньи чувствовать и действовать многократно превосходит возможности догматичного и несмелого мужчины. Даже если за его спиной волшебный плащ.