«Жанна Дюбарри» — фильм открытия Канн о фаворитке Людовика XV Короля сыграл Джонни Депп. Это первая большая роль актера с тех пор, как его пытались отменить
В Каннах начался 76-й международный кинофестиваль. Он пройдет с 16 по 27 мая, «Медуза» будет рассказывать о главных его премьерах. Фильмом открытия стала картина французского режиссера Майвенн «Жанна Дюбарри» — история фаворитки Людовика XV, которая влюбилась в короля. Режиссер также сыграла роль самой Дюбарри, а образ короля на экране воплотил Джонни Депп — это его первая большая роль с тех пор, как начался суд актера с бывшей женой Эмбер Херд (актриса обвиняла его в домашнем насилии, в итоге его оправдали). Кинокритик Антон Долин рассказывает, почему фильм Майвенн не получился.
Катрин Денев так волновалась, когда говорила со сцены Дворца Люмьер слова поддержки Украины и читала по-французски «Надежду» Леси Украинки (явно по собственной инициативе и вне прописанного сценария), что чуть не забыла объявить о начале Каннского кинофестиваля. Вместе с Майклом Дугласом — лауреатом почетной «Золотой пальмовой ветви» этого года — они все же произнесли ритуальные слова: «76-й Каннский фестиваль открыт». В отличие от прошлогодней церемонии, где по видеосвязи выступал Владимир Зеленский, на этот раз политические темы остались в тени.
Если вам показалось, что кинематограф устал от войны, то вам не показалось. Хотя весьма вероятно, что повестка еще изменится: глава жюри в этом году —шведский провокатор Рубен Эстлунд, лауреат «Золотой пальмовой ветви» прошлого года (вместе с ним раздавать награды будет и победительница позапрошлогодняя, еще одна ниспровергательница устоев — создательница «Титана» Жюлия Дюкурно). Пока же обращение обычно левого и политически заряженного Каннского фестиваля к подзабытым традициям выглядит почти анекдотическим.
На красной дорожке перед началом церемонии — голливудские кинозвезды. Прежде всего, Майкл Дуглас со всем семейством и Джонни Депп, неуверенный кэнселлинг которого, похоже, Франции не коснулся. На фоне этого режиссер Адель Энель («Портрет девушки в огне») несколько дней назад заявила, что прощается с кинематографом — в знак протеста против мизогинии и консерватизма французской культуры. Но директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо, отвечая на вопросы журналистов, категорично заявил: с кем бы и как бы ни разводился Депп, никто его снимать не запрещал, и вообще, Каннам интересны исключительно его таланты, а вовсе не скандальная биография.
Фильм открытия — высокобюджетный байопик «Жанна Дюбарри» о легендарной фаворитке Людовика XV — сняла яркая представительница феминистского кино, актриса и постановщица Майвенн, чьи социальные драмы («Полисс», «Мой король», «ДНК») неоднократно участвовали в каннском конкурсе. Она же исполнила в картине главную женскую роль.
Еще в XIX веке Александр Дюма в «Виконте де Бражелоне» писал об институте королевских фавориток — женщин, эксплуатируемых и унижаемых, а иногда и уничтожаемых патриархально-монархической системой (Дюбарри он упоминал в «Жозефе Бальзамо»). От современного байопика Майвенн тем более логично было ожидать такой же непримиримой критики. Однако режиссер неожиданно выбрала другой путь. Перед нами романтическая мелодрама в самом ее откровенном выражении, снятая будто бы полвека назад.
Сама Майвенн утверждает, что увлеклась личностью Жанны Дюбарри благодаря кино, а именно образу, воплощенному Азией Ардженто в «Марии Антуанетте» Софии Копполы. Но в ее собственной вселенной нет места ни панковскому юмору, ни подростковому задору, ни остроумным анахронизмам той ревизионистской картины. «Жанна Дюбарри» будто игнорирует вышедшие в XXI веке «Фаворитку» Йоргоса Лантимоса и «Великую» Тони Макнамары.
Фильм Майвенн — это сентиментальная история невероятной (в силу открыто декларируемой взаимности) любви девушки из самых низов к королю. Ради цельности впечатления режиссер даже решила не включить в кадр, пожалуй, самый знаменитый факт из биографии своей героини — ее казнь санкюлотами в конце 1793 года и апокриф, согласно которому королевская фаворитка на эшафоте попросила об отсрочке: «Еще минутку, господин палач!»
Об этом эпизоде нам торопливо рассказывает закадровый голос во время финальной сцены с живописным закатом; назидательное чтение википедийного ликбеза «от автора», сопровождающее весь фильм, сразу роняет планку ожиданий. С первых и до финальных титров назойливо играет симфоническая музыка, будто позаимствованная из французского «кино плаща и шпаги» 1970-х (композитор — британец Стивен Уорбек). По Версалю расхаживают дамы с кавалерами — медленно, чтобы зрители успели рассмотреть все детали богатых нарядов. Главная авторская мысль, которую худо-бедно камуфлирует утомительная роскошь, сводится к банальности: «И короли любить умеют». Как в надоевшей сказке, дочери Людовика XV напоминают злых сестер Золушки, а сама Жанна, при всем бесстрашии и вольнодумстве, вписывается в архетип честной труженицы, которую полюбил монарх.
Подобная старомодность удивляет сегодня настолько, что кажется почти трогательной. Для чего Майвенн взялась за такой проект? Кажется, режиссеру и актрисе просто захотелось романтики — примерить парики и кринолины, сняться в Зеркальной галерее Версаля (или в декорациях, ее копирующих). Плюс появился повод пригласить любимых артистов — Пьера Ришара (88-летний актер органично вписался в образ герцога Ришелье) и, разумеется, Джонни Деппа.
Как ни парадоксально, Депп здесь и вправду выглядит королем. Даже если в идее пригласить его на главную роль был продюсерский расчет, решение обернулось единственной существенной художественной удачей в картине; Людовик XV — лучшая роль отверженного актера за долгие годы. Возможно, за время вынужденного перерыва в карьере он истосковался и накопил энергию. А может, и вправду созрел для образа короля. Его персонаж с тщательным французским выговором сразу приковывает внимание; в его статусе невозможно усомниться. Вычурные туалеты обретают смысл в сочетании с узнаваемыми гримасами Деппа, за которыми нет-нет да и узнаешь Сумасшедшего Шляпника или Капитана Джека Воробья.
Бесконечно одинокий чудак, впервые нашедший любовь, — испытанный штамп. Не подводит он и здесь, именно благодаря актерской пластике Деппа. Последние же сцены полны неподдельного трагизма, внезапно (и ненадолго) поднимающего фильм Майвенн до уровня грандиозной «Смерти Людовика XIV» Альберта Серра.
Все это никак не отменяет удивительного факта. В сотрясаемой войной Европе 2023 года самый влиятельный фестиваль мира, проводящийся в республиканской Франции, открылся фильмом о преимуществах абсолютизма перед любыми другими политическими системами. Как говорилось в одном неприличном анекдоте, «во-первых, это красиво».