Скорсезе, Вендерс, Уэс Андерсон (опять) и возвращение Джонни Деппа на большие экраны: объявлена программа 76-го Каннского кинофестиваля В конкурсе нет ни одного фильма из Украины и России
Год назад казалось — по меньшей мере, при взгляде из Европы, — что нет для мировых кинофестивалей ничего важнее событий в Украине. В программе Канн-2023 нет ни одного фильма на эту тему и ни одной картины, снятой режиссерами Украины или России. По меньшей мере, пока что (оргкомитет обещает на днях дополнить программу еще несколькими именами и названиями).
Слухи и ожидания нескольких фильмов, о которых говорили годами, в последние недели подтвердились несколькими объявлениями: в Каннах покажут «Убийц цветочной луны» Мартина Скорсезе — 200-миллионный детективный вестерн, где встретятся два его любимых актера, Роберт де Ниро и Леонардо ди Каприо; пятую часть саги о неутомимом археологе — «Индиана Джонс и колесо судьбы» с Харрисоном Фордом (впервые в режиссерском кресле не Стивен Спилберг, а Джеймс Мэнголд); сериал Сэма Левинсона («Эйфория») «Кумир» с певцом The Weeknd в главной роли; короткий метр Педро Альмодовара о любви двух ковбоев «Странная жизнь» с Педро Паскалем и Итаном Хоуком, а также — на церемонии открытия — «Жанну Дюбарри» француженки Майвенн с Джонни Деппом в роли Людовика XV. Причем все это вне конкурса.
Среди других именитых участников Канн, не претендующих на «Золотую пальмовую ветвь», — такие классики, как 82-летний испанец Виктор Эрисе («Закрыть глаза», первый фильм режиссера за 30 лет), лауреат «Оскара» Стив Маккуин с монументальной документальной картиной об истории Амстердама «Оккупированный город» и мастер японского кино и ТВ Такеси Китано с самурайской комедией «Шея», поставленной по его собственному роману — эту работу 76-летний автор называет прощальной.
Основной конкурс, который рассудит жюри под руководством прошлогоднего победителя, дважды лауреата «Золотой пальмовой ветви» Рубена Эстлунда, выглядит еще более интригующе. В нем есть абсолютно новые имена — Каутер Бен Ханья («Четыре дочери») и Рамата-Тулайе Си («Банель и Адама»), а есть ветераны, уже побеждавшие в Каннах, — например, итальянец Нанни Моретти («Солнце будущего»), японец Хирокадзу Корээда («Монстр») или турок Нури Бильге Джейлан («О сухих травах»). Будут и дважды лауреат «Золотой пальмовой ветви» из Великобритании Кен Лоуч («Старый дуб»), и классик из Германии Вим Вендерс: он не только покажет в конкурсе снятые в Японии «Идеальные дни» о чистильщике общественных туалетов, роль которого сыграл почитаемый артист Кодзи Якусе, но и представит вне конкурса снятый в 3D документальный фильм «Ансельм» о великом современном художнике Ансельме Кифере.
Из числа фаворитов публики и критиков, которым до сих пор не доводилось взять главный каннский приз, можно назвать американца Уэса Андерсона с очередной напичканной звездами ностальгической комедией «Город астероидов», британского клипмейкера Джонатана Глейзера с экранизацией Мартина Эмиса «Зона интересов» и финна Аки Каурисмяки с новым трагифарсом о рабочем классе «Опавшие листья»: у него, как и у Эрисе и Китано, этот фильм знаменует возвращение в кино после рекордно длинной паузы.
Не менее сильными претендентами можно считать как минимум двух постановщиц из Европы — итальянку Аличе Рорвахер («Химера») и австрийку Джессику Хауснер («Клуб Зеро»). Есть свои фан-клубы и у других конкурсантов с репутацией культовых — скандально известной француженки Катрин Брейя («Прошедшим летом»), строгого итальянца Марко Беллоккьо («Похищенный»), изысканного мэтра американского независимого кино Тодда Хейнса («Май декабрь») и эклектичного вьетнамца Чань Ан Хунга, снявшего во Франции романтическую драму о высокой гастрономии «Страсть Додэн-Буффана» с Жюльетт Бинош и Бенуа Мажимелем. Самый же необычный участник конкурса — непримиримый китайский диссидент Ван Бин, чей многочасовой неигровой эпос «Молодость» напоминает о тенденции последнего фестивального сезона: равноправии документалистов с режиссерами авторского кино.
Программа пестрит громкими именами и амбициозными обещаниями. Неизбежно прозвучат уже традиционные обвинения Канн в том, что те варятся в собственном соку, не допуская в игру новых участников. Однако самая престижная из параллельных программ «Особый взгляд» состоит в основном из дебютных картин, а конкурсы «Двухнедельника режиссеров» и «Недели критики» еще не объявляли. Так что, если вы устали от повторяющихся фамилий, подождите около месяца, и новые открытия вам практически гарантированы. Каннский фестиваль откроется 16 мая, имена победителей объявят 27 мая.