Перейти к материалам
истории

Венеция-2022. «Нет медведей» Джафара Панахи: фильм режиссера-политзаключенного о любви, свободе и переходе границ

Источник: Meduza
JP Production

На Венецианском кинофестивале прошла премьера фильма «Нет медведей» иранского режиссера Джафара Панахи. Сам он прибыть на премьеру не смог, так как в июле иранские власти задержали его в Тегеране и отправили в тюрьму на шесть лет. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, чем примечателен этот фильм, который режиссеру удалось закончить незадолго до ареста.

Премьере «Нет медведей» Джафара Панахи в Венеции предшествовал флешмоб на красной дорожке. Кинематографисты из разных стран потребовали немедленного освобождения знаменитого иранского режиссера, успевшего завершить картину незадолго до ареста. Потом переполненный зал минут пятнадцать аплодировал съемочной группе — рядом с актерами символически пустовало кресло Панахи. На фоне этой скромнейшей микробюджетной картины померкли звездные премьеры. Соединилось несколько факторов: обжигающая тема фильма, долгожданное возвращение Панахи в Венецию, где в 2000-м его радикальный «Круг» получил «Золотого медведя», а главное — трагическая судьба режиссера, много лет живущего под запретом на съемки, интервью и выезд из страны, а теперь и вовсе отправленного в тюрьму на шесть лет. 

Подробнее о Джафаре Панахи

Самый известный политзаключенный кинематографа Иранского режиссера Джафара Панахи посадили на шесть лет. Он долгие годы находился под домашним арестом, но продолжал снимать кино

Подробнее о Джафаре Панахи

Самый известный политзаключенный кинематографа Иранского режиссера Джафара Панахи посадили на шесть лет. Он долгие годы находился под домашним арестом, но продолжал снимать кино

Однако невозможно считать, будто повышенное внимание к кинематографу Панахи — дань моде или политической конъюнктуре. Его «Нет медведей» — мастер-класс сценарного и режиссерского искусства, эталон художественной экономности и безупречного саспенса. Здесь, как во многих его фильмах («Зеркало», «Закрытый занавес», «Такси»), Панахи продолжает изучать непростой вопрос о роли киноискусства в сегодняшнем мире и задумываться о расщеплении реальности на вымысел и факт, ответственности автора за судьбы персонажей, самой возможности просить помощи у кинематографа, когда жизнь становится невыносимой. Для таких событий, как Венецианский фестиваль — одновременно политически ангажированный и беззаботно гламурный, — не существует проблематики более насущной. 

Как и в остальных фильмах, снятых после ареста и приговора 2010 года, Панахи сам играет центральную роль. Поначалу это было своеобразной уловкой: запрещенный режиссер превращается в актера, субъект художественного акта — в объект (у первых двух «постарестных» картин были сорежиссеры, делившие с автором вес ответственности). Начиная с «Такси» это стало принципом. Недаром Панахи и там, и в «Трех лицах», и в новом «Нет медведей» мы видим за рулем — этой машиной управляет он, никто другой. Но, ставя себя или своего персонажа в центр повествования, Панахи чудесным образом избегает кокетства или нарциссизма. Фильм с ним в главной роли — не только и не столько о нем. 

Слева направо: президент Венецианского биеннале Роберто Чикутто, член жюри конкурсной программы «Горизонты» Лаура Биспури, член жюри Одри Диван, председатель жюри Джулианна Мур, глава программы «Горизонты» Изабель Койшет и Салли Портер присоединились к активистам из организации ICFR (International Coalition Filmmakers at Risk), которые потребовали освободить иранского режиссера Джафара Панахи на красной дорожке премьеры фильма Панахи «Нет медведей» на 90-м Международном кинофестивале в Венеции. 9 сентября 2022 года
Victor Boyko / Getty Images

По сюжету Джафар Панахи приезжает в отдаленную от Тегерана деревню, расположенную близ границы. Местные подозревают его в том, что опальный режиссер решил нелегально бежать из страны (друзья действительно уговаривают его сделать это). На самом деле неподалеку находится локация, где снимается новый фильм Панахи. Проблема в том, что расположена она в Турции, ему туда никак не попасть. Режиссер руководит постановкой удаленно, через видеосвязь, но близость к месту действия ему чрезвычайно важна. Так устанавливается дистанция: Панахи одновременно управляет процессом и вынужденно находится в стороне от него, на обочине.

В каждом из двух параллельных сюжетов режиссер поначалу представляется лишь наблюдателем или рассказчиком, а потом оказывается важным действующим лицом. Оба тесно связаны с переходом границы и нелегальным бегством из страны — таким образом, оба носят весьма личный для автора характер. Стоит вспомнить и прошлогодний «В дорогу», дебют его сына Панаха Панахи, спродюсированный отцом: там интрига строится на бегстве молодого человека из Ирана и его последней перед этим поездке с семьей через родную страну. «Нет медведей» меняет жанр. Это не road movie, а сдвоенная love story.  

Фильм в фильме, который удаленно режиссирует Панахи, — о мужчине и женщине, преследуемых властями и бежавших из страны. Теперь они уже не первый год ждут возможности попасть из «пересылочного пункта», Турции (знакомо, не правда ли?), в Западную Европу. Только Заре удалось добыть через их друга, турецкого контрабандиста Синана, фальшивый паспорт французской туристки, а ее возлюбленному Бахтияру — нет. Тот настаивает, чтобы Зара уезжала одна. У нее позади аресты, пытки, тюрьма, промедление подобно смерти, на отъезд есть всего три дня. Панахи верен себе, запутывая зрителя: невозможно понять, что в истории Бахтияра и Зары настоящее (оба играют самих себя, события происходят и снимаются в реальном времени), а что выдумано для пущего драматизма. 

А в деревне, где теперь живет режиссер, вот-вот случится своя драма. Молодая пара, Гюзель и Солдуз, возмущает местных тем, что разрушает давний договор — еще в момент рождения девушки, согласно традиции, ее руку и сердце обещали Якубу, она же посмела выбрать другого. Неожиданно в конфликте оказывается замешан Панахи. Снимая для архива сценки из сельской жизни, он, кажется, случайно запечатлел и Гюзель с Солдузом. Эта предполагаемая фотография теперь — вещественное доказательство преступления влюбленных. Старейшины наседают на режиссера, требуя отдать снимок, тот отнекивается. Напряжение растет — ведь в деревне столичного гостя, невзирая на церемонное почтение, за глаза считают нелегалом и преступником. Меж тем у Солдуза и Гюзель остается единственный способ быть вместе: бежать из страны. 

JP Production
JP Production
JP Production

Минимальными средствами Панахи показывает работу двух репрессивных систем, не связанных напрямую, но действующих синхронно. В большом, европейском на вид городе («Нет медведей» открывается сценкой у кафе, где работает Зара, отличить оживленную турецкую улочку от парижской или берлинской практически невозможно) не получится забыть о политическом преследовании диссидентов государством — даже в другой стране они остаются пленниками иранских паспортов. В далекой деревне люди в заложниках у вековых традиций, жестко регламентирующих поведение и судьбы рядовых членов общины. Жанровая трансгрессия — полное, до неразличения, слияние документального с игровым — становится метафорой нарушения правил в социуме, где под фактическим запретом и свобода любви, и свобода творчества. 

Причудливое название «Нет медведей» отсылает к забавной сценке (в фильме, невзирая на трагизм, много смешного) встречи Панахи с пожилым местным жителем. Тот останавливает режиссера и затаскивает к себе «выпить чайку», то есть на разговор, стращая бродящими по округе медведями: мол, в одиночестве ходить с наступлением тьмы становится опасно. Но, изложив свое дело, признается, что никаких медведей на километры вокруг нет и никогда не было. Позже, обвиняя старейшин в заговоре молчания, оставшийся без невесты Якуб знакомит нас с местной поговоркой. «У вас, что, медведь язык съел?» — спрашивает он у потупившихся односельчан. О, сколь многим в наши времена хочется задать тот же вопрос, и совсем не только в Иране. 

Страх, подавляющий волю и отключающий совесть, — невидимый антагонист фильма Панахи. Конформизм и подчинение правилам, прописанным или нет, работают как пыточная машина из рассказа Кафки, удаляя из уравнения полицию и спецслужбы, — люди рады самостоятельно терзать и казнить друг друга. Лишь сильная любовь, требующая самоотверженности, может преодолеть это заклятие. Или тот отказ от молчания, который практикует (в рамках фильма и в реальной жизни) Джафар Панахи — и за который он прямо сейчас расплачивается шестью годами в тюрьме.  

No Bears by Jafar Panahi — Trailer (vost eng)
Celluloid Dreams

Антон Долин