Перейти к материалам
истории

В декабре 2021 года охранник в «Ельцин-центре» пририсовал глазки фигурам на полотне ученицы Малевича. Он ветеран чеченской войны с инвалидностью Суд признал его невменяемым, но все равно может отправить на исправительные работы

Источник: Meduza

В декабре 2021 года 63-летний ветеран первой чеченской войны, который подрабатывал охранником в екатеринбургском «Ельцин-центре», пририсовал шариковой ручкой глазки абстрактным фигурам на полотне ученицы Казимира Малевича Анны Лепорской «Три фигуры». Картину удалось быстро восстановить, стоимость реставрации полностью покрыла страховка, но Третьяковская галерея, которая на время передала полотно из своего собрания на выставку в Екатеринбург, заявила, что мужчина все равно будет наказан в уголовном порядке. Сейчас охранника судят за вандализм, обвинение запросило для него 250 часов общественных работ. Но защита сомневается, что это требование выполнимо: у мужчины серьезные проблемы как с физическим, так и с ментальным здоровьем. «Медуза» собрала все детали этого разбирательства.

Вечером 7 декабря 2021 года две посетительницы выставки «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» в екатеринбургском фонде «Президентский центр Б. Н. Ельцина» обратили внимание на то, что на двух из трех лиц на холсте Анны Лепорской «Три фигуры» нарисованы глаза. Изучив записи с камер видеонаблюдения, сотрудники «Ельцин-центра» обнаружили, что экспонат испортил человек, который должен был его охранять, но предавать случившееся огласке не стали.

СМИ узнали о произошедшем лишь спустя месяц — как написало издание The Art Newspaper Russia, потому что команда «Ельцин-центра» вела внутреннее расследование, общалась с правоохранительными органами и страховой компанией. На вопрос о том, причастны ли сотрудники центра к порче картины, в пресс-службе ответили отрицательно. Формально так оно и было: нарисовавший на картине ученицы Казимира Малевича глазки охранник не был трудоустроен в «Ельцин-центре» — он работал в ЧОПе, с которым арт-институция заключила контракт.

Спустя почти две недели после инцидента руководство «Ельцин-центра» обратилось в полицию. Действия охранника могли квалифицировать как «умышленное уничтожение или повреждение имущества». На возбуждении уголовного дела руководство учреждения не настаивало: ему было важно, чтобы правоохранительные органы зарегистрировали заявление о порче имущества, так как без этого страховая компания не могла выплатить положенную компенсацию. К тому моменту эксперты Третьяковской галереи уже установили, что удалить чернила с картины не очень сложно и охранник не нанес полотну серьезного ущерба. Стоимость реставрационных работ оценили в 250 тысяч рублей. 

20 декабря полиция вынесла постановление об отказе в возбуждении дела. В качестве обоснования такого решения сотрудники правоохранительных органов указали, что причиненный ущерб «незначителен» и «картина не утратила своих свойств».

Однако Министерство культуры обратилось с жалобой в Генпрокуратуру и потребовало возбудить дело по статье о повреждении объектов культурного наследия, предполагающей наказание до трех лет лишения свободы. В ходе проверки сотрудники правоохранительных органов запросили записи с камер видеонаблюдения. Изучив данные, дознаватель пришел к выводу, что действия мужчины подпадают под статью о вандализме. Потерпевшей стороной признали Третьяковскую галерею. Имя подозреваемого в МВД по Свердловской области не называли «в интересах следствия», но негативную характеристику ему дали сразу: «ведет себя достаточно агрессивно, демонстрируя, что весь процесс ему не по душе».

А некоторые оценили поступок охранника

Стрит-арт в Екатеринбурге — как грибы в Рязани Кажется, у охранника «Ельцин-центра», который пририсовал глаза картине, появились последователи

А некоторые оценили поступок охранника

Стрит-арт в Екатеринбурге — как грибы в Рязани Кажется, у охранника «Ельцин-центра», который пририсовал глаза картине, появились последователи

Спустя несколько дней ситуацию согласился обсудить исполнительный директор «Ельцин-центра» Александр Дроздов. 8 февраля он посетил публичную дискуссию, в которой приняли участие деятели искусства и культуры Екатеринбурга. В отличие от представителей МВД, Дроздов старался выбирать как можно более мягкие формулировки. В частности, он описал действия охранника во время инцидента как «умопомрачение» и отметил странности в поведении мужчины: выяснилось, например, что сразу после произошедшего охранник заперся в своей квартире и несколько дней не выходил на связь, и руководство «Ельцин-центра», по словам Дроздова, даже начало за него беспокоиться.

Несмотря на то что и полиция, и представители «Ельцин-центра» до последнего пытались сохранить личность охранника в тайне, журналистам удалось его найти. Им оказался 63-летний житель Екатеринбурга, ветеран первой чеченской войны Александр Васильев. Поначалу мужчина общался с прессой и охотно рассказывал СМИ о том, как был в горячих точках, где получил тяжелые ранения, показывал фотографии того времени, свою старую военную форму и медали. Из Чечни Васильев вернулся с инвалидностью третьей группы, позже пережил смерть первой жены и убийство сына — все это негативно отразилось на его ментальном здоровье. 

Основной источник дохода Васильева — пенсия в размере 10 641 рубля. Изредка он брался за разовые подработки в качестве охранника местного ЧОПа — по его словам, не столько ради денег, сколько для того, чтобы не сидеть в четырех стенах. Так 7 декабря Васильев и оказался в «Ельцин-центре» — в первый и последний раз. Он не предполагал, что имеет дело с собранием Третьяковки, — думал, что проводится выставка детских рисунков. Поэтому, когда, по словам Васильева, подростки в шутку попросили его дорисовать лицам глаза, охранник не подумал, что делает что-то предосудительное. Он только уточнил у детей, их ли это рисунки, и, получив утвердительный ответ, выполнил просьбу. 

Но следствие не верит Васильеву: в объективы видеокамер беседы охранника с посетителями не попали — зафиксировано лишь то, как Васильев проходит мимо картин, достает ручку и что-то рисует на одном из полотен.

После выхода первого интервью на E1.ru биографию охранника перепечатали десятки крупных СМИ, от «Коммерсанта» до «Новой газеты», а журналисты начали просить его о новых комментариях. Не выдержав давления, Васильев закрылся от прессы. Впрочем, именно благодаря интервью на охранника вышел его нынешний адвокат Алексей Бушмаков. «Послушав его интервью на E1.ru, я понял, что это совершенно безобидный дедок и мне очень хочется ему помочь», — объяснил свое решение защищать охранника Бушмаков.

14 февраля Александр Васильев официально стал подозреваемым по делу о вандализме. Его допросили и назначили психиатрическую экспертизу, которая подтвердила диагноз «непсихотическое расстройство с легким когнитивным снижением». В заключении говорится, что Васильев не мог в полной мере осознавать общественную опасность своих действий, ему рекомендовали назначить принудительное амбулаторное лечение у психиатра. От уголовного наказания, впрочем, судя по документам, мужчину это не освобождает.


📄 Дорогие читатели! Теперь вы можете скачать PDF-версию любой статьи «Медузы». Файл можно отправить в мессенджере или по электронной почте своим близким — особенно тем, кто не умеет пользоваться VPN или у кого явно нет нашего приложения. А можно распечатать и показать тем, кто вообще не пользуется интернетом. Подробнее об этом тут.


За охранника вступился губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Он призвал следователей проявить снисхождение к ветерану: «Сейчас это наивный человек, большой ребенок. Когда-то он нас защищал, и можно позволить ему немного оплошать».

Тем не менее Васильеву предъявили обвинение в вандализме. Адвокат Алексей Бушмаков обратился к гендиректору Третьяковской галереи Зельфире Трегуловой с просьбой о примирении сторон, но получил отказ, который Третьяковка аргументировала «высокой степенью общественного резонанса вокруг случившегося». «Складывается впечатление, что из дела специально сделали показательную порку», — прокомментировал решение галереи Бушмаков. 

19 августа состоялось первое судебное заседание по делу Васильева. Адвокат отметил, что его подзащитный раскаивается в содеянном, а стоимость реставрации картины уже покрыла страховая компания. Также он ходатайствовал о том, чтобы Васильеву назначили судебный штраф и закрыли дело, — в таком случае он не считался бы судимым и впоследствии ему проще было бы найти новую работу. Прокурор выступил против, сославшись на то, что мужчина до сих пор не принес извинений Третьяковской галерее. Кроме того, Бушмаков просил о том, чтобы дело рассматривалось в особом порядке и Васильев мог не посещать судебные заседания — по словам адвоката, подобные мероприятия даются его подзащитному с трудом. Но суд отклонил и это ходатайство. 

Представители Третьяковки участвовать в процессе отказались. Проект Ксении Собчак «Осторожно Media» попытался связаться с Зельфирой Трегуловой, чтобы выяснить ее позицию по этому делу, но беседовать с журналистами глава галереи отказалась, объяснив это тем, что находится в командировке. После этого в телеграм-канале Ксении Собчак появился пост в защиту Александра Васильева:

Он — пожилой инвалид и ветеран боевых действий в Чечне и Афганистане, с диагнозом в сфере психиатрии, в прошлом потерял сына. Признал вину, несколько раз извинился, его штраф в 250 тысяч на реставрацию картины покрыла страховка.

Она — влиятельная москвичка со связями… вцепилась зубами в несчастного пенсионера, которого жестокие подростки подбили сделать глупость.

На следующем судебном заседании, которое состоялось 26 августа, Алексей Бушмаков вновь попытался убедить суд закрыть дело. Он сообщил, что его подзащитный отправил письмо с извинениями на электронную почту Третьяковской галереи и перевел в фонд поддержки Государственной Третьяковской галереи почти половину своей месячной пенсии — пять тысяч рублей. Также Бушмаков заявил, что Васильев может выплатить судебный штраф, — и приложил документы, доказывающие, что на банковском счете Васильева есть необходимые 40 тысяч рублей. 

Представитель прокуратуры в свою очередь выразил сомнения, что охранник действительно раскаивается в содеянном, а перечисленные Бушмаковым действия назвал формальными и недостаточными. Гособвинитель попросил назначить Васильеву 250 часов общественных работ. Сторона защиты, впрочем, считает, что в силу возраста и слабого здоровья Васильев вряд ли сможет исполнить это наказание. 

В конце заседания Александру Васильеву дали возможность выступить с последним словом: 

Я все прекрасно понимаю, но я плохо себя чувствую. В этих делах я ни разу не был замечен. В суде я никогда не был. У меня в голове дурдом. Но если я виноват, я признаюсь. Я не хотел испортить картину… Если бы я только знал, я бы не подошел [к полотну]. Что сейчас сделаешь? Так получилось. Ничего теперь уже не сделаешь. Я прошу прощения у всех. Больше такого никогда не будет.

Приговор Александру Васильеву огласят 29 августа в 10 часов утра по местному времени (в восемь утра по Москве).

Что мы писали об истории Александра Васильева

«Что я наделал?!» Охранник «Ельцин-центра» объяснил, почему пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича. Он подумал, что это детский рисунок

Что мы писали об истории Александра Васильева

«Что я наделал?!» Охранник «Ельцин-центра» объяснил, почему пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича. Он подумал, что это детский рисунок

«Медуза»