Перейти к материалам
истории

Мы хотим убивать «Медуза» рассказывает, как (и зачем) неонацисты из России отправились «денацифицировать» Украину

Источник: Meduza
истории

Мы хотим убивать «Медуза» рассказывает, как (и зачем) неонацисты из России отправились «денацифицировать» Украину

Источник: Meduza

Одна из официальных целей вторжения в Украину, объявленных Путиным 24 февраля, — так называемая «денацификация». Российская пропаганда уже несколько месяцев рассказывает, как армия РФ и «народные милиции» самопровозглашенных донбасских республик непрерывно «уничтожают», «ликвидируют» или берут в плен украинских «националистов», «неонацистов» и «бандеровцев». В действительности речь идет о любых украинских военных — вне зависимости от их политических взглядов; при этом из-за боевых действий погибли уже тысячи мирных украинцев. Выискивая среди украинских солдат и офицеров националистов, российская пропаганда полностью игнорирует тот факт, что неонацисты, открыто прославляющие Гитлера, участвуют в этой войне на стороне Москвы. «Медуза» рассказывает, как это вышло.

Осторожно! Текст содержит сцены насилия. Просим впечатлительных людей воздержаться от чтения этого материала.

В июне 2022 года в украинских телеграм-каналах появились снимки молодого мужчины, снятого на фоне немецкого флага. Его голова обрита. На плече татуировка в виде профиля Гитлера. На груди имперский орел Третьего рейха, сжимающий в когтях свастику. На предплечье — надпись на немецком: «Jedem Das Seine» («Каждому свое»), копия знака на воротах нацистского концлагеря Бухенвальд.

Человек на фотографии — Антон Раевский, известный российский националист и участник войны в Донбассе на стороне самопровозглашенных республик в 2014–2015 годах. В апреле 2022-го он снова поехал в Украину — участвовать в «денацификации». В поездку его собирало орловское отделение ЛДПР. 

«Черная сотня» и зоозащита 

Антону Раевскому 37 лет, он родился и вырос в Орловской области. Школа № 40, в которой он учился, находится в 909-м квартале, где часто собирались местные ультраправые. Именно там появилась одна из первых неонацистских группировок в городе — Legion 18.

«Я с ним познакомился году в 2002-м через своего одноклассника, который скорешился с ним немного раньше, — рассказывает „Медузе“ на условиях анонимности один из давних знакомых Раевского. — Он мне сразу показался парнем на своей волне. Но не замкнутый. У него уже тогда был какой-то религиозный уклон. Он был воцерковлен, любознателен и любил читать литературу разных сектантов».

Под «сектантской» собеседник «Медузы» подразумевает литературу протестантских ветвей христианства, язычников и сатанистов. По его словам, Раевский серьезно увлекался карате, всегда был спортивным. В отличие от своих одноклассников, вел себя в классе спокойно. Классная руководительница к нему относилась хорошо, «хотя он мог спокойно сидеть за задней партой [книгу Гитлера] „Майн Кампф“ читать», вспоминает знакомый националиста.

Раевский не был классическим скинхедом того времени, говорит его знакомый. Хотя стригся он под ноль, ненавидел евреев и кавказцев, сама субкультура бритоголовых ему не нравилась. В среде скинхедов тогда была популярна группа «Коловрат», исполнявшая песни о неонацистах, расизме и мигрантах. «Раевский ее знал, но не фанател. Что говорить, если его любимая песня — „Coco Jambo“ группы Mr. President», — говорит знакомый Раевского. «Ему уже тогда была больше интересна общественная деятельность, чем драки с иммигрантами», — добавляет он.

В нулевые Раевский успел побывать в трех националистических организациях: Национал-патриотической партии (НПП) Александра Иванова-Сухаревского (через нее в свое время прошли Максим «Тесак» Марцинкевич и Семен «Бус» Токмаков), «Русском национальном единстве» (РНЕ) Александра Баркашова, а также в «Черной сотне» Александра Штильмарка. В первых двух он надолго не задержался.

Антон Раевский в Орле
Архив Дмитрия Краюхина

«ННП была вне религии, что ему не нравилось. А в РНЕ, хотя он там был побольше, Баркаш [Баркашов] толкал свою линию православия, что Антона расстраивало», — вспоминает знакомый Раевского. Сам Раевский в беседе с корреспондентом «Медузы» об РНЕ сказал: «Данная организация является тоталитарной сектой деструктивного толка». По словам Раевского, там активисты молились на портрет Баркашова, читая «Отче наш».

Зато «Черная сотня» оказалась подходящей организацией для Раевского. Она сочетала в себе все то, что всегда, по воспоминаниям знакомых, было близко Раевскому: черносотенный национализм, выраженный в особой ненависти к евреям и симпатии к монархии как форме правления, а также православие.

Одно время на странице Раевского в соцсетях был установлен статус: «Наш идеал — фашистская монархия». Это цитата генерала Антона Туркула, белого эмигранта и коллаборациониста в годы Второй мировой, создателя Русского национального союза участников войны.

По словам знакомого Раевского, в нулевые он специально поехал в Петербург, чтобы познакомиться с лидером «Черной сотни» Штильмарком и получить разрешение на открытие в Орле ее филиала. Вернувшись на родину с положительным ответом, Раевский принялся покрывать город граффити: черной краской он писал название организации и рисовал кресты. Одновременно Раевский клеймил позором РНЕ, откуда ушел громко хлопнув дверью. 

«Он был членом РНЕ, а когда с ними поссорился, демонстративно сжег их газету», — вспоминает орловский правозащитник Дмитрий Краюхин. В «Черной сотне», рассказал Краюхин «Медузе», Раевский последовательно занимал все должности: «Был председателем отделения, заместителем председателя и даже завхозом».

Антон Раевский демонстративно сжигает газету РНЕ
Архив Дмитрия Краюхина

Самому правозащитнику от Раевского тоже досталось. Однажды на заборе Раевский написал: «Краюхин — жид бархатный!» «Да, это стало мемом своего времени, — вспоминает об этом случае знакомый Раевского. — Ему вроде даже менты говорили что-то вроде: „Мы с тобой согласны полностью, но почему бархатный, а не пархатый?“»

В конце нулевых Антон Раевский снова поехал в Петербург. По словам его знакомого, он откликнулся на предложение приятеля и решил пожить там какое-то время. В Петербурге Раевский работал охранником и подружился со знаковым в среде российских неонацистов того времени человеком — Дмитрием Бобровым по прозвищу Шульц. 

За несколько лет до этого, в начале нулевых, Бобров сформировал группировку «Шульц-88», которая занималась нападениями на мигрантов. Выходцы из этой группировки — например, Дмитрий Боровиков и Алексей Воеводин — создатели Боевой террористической организации (БТО), идейные вдохновители всего праворадикального террора последующих лет.

Боровиков — икона русских неонацистов того времени. Его убил сотрудник полиции при задержании в 2006 году. Воеводин сейчас отбывает пожизненный срок за несколько резонансных убийств, совершенных членами БТО. Среди них — убийство этнографа Николая Гиренко, который проводил экспертизу по делу Шульца. 

Боброва задержали в 2003-м и приговорили к шести годам лишения свободы. После освобождения в 2009-м он основал организацию «Народная социальная инициатива» (НСИ), к которой в Петербурге и присоединился Раевский (НСИ была объявлена экстремистской и запрещена в 2015-м). Правда, их сотрудничество скоро закончилось. И тоже, как часто бывало с Раевским, со скандалом: оба националиста обвинили друг друга в попытках раскола организации и сотрудничестве со спецслужбами. 

В Орле про Антона Раевского уже много лет ходят слухи о его возможном взаимодействии с властями — ведь силовики его, в отличие от других националистов, никогда не трогали. Правозащитник Дмитрий Краюхин говорит, что Раевский и сам давал повод для таких разговоров.

«Он называл себя внештатным сотрудником Центра „Э“ и ФСБ, — вспоминает Краюхин. — Я даже как-то поинтересовался у представителей Центра „Э“ — действительно ли это так? На что мне ответили: „Да какой он внештатный? Так, иногда мы к нему обращаемся за информацией“».

В 2014 году с началом Евромайдана в Киеве Антон Раевский впервые поехал в Украину, чтобы лично поучаствовать в «революции достоинства» на стороне пророссийских сил. Сначала он оказался в Одессе в составе так называемой «Одесской дружины». Позже в интервью Раевский утверждал, что планировал убить лидера одесского «Правого сектора» (организация запрещена в России) Сергея Стерненко. Этим планам якобы помешал тогдашний (и уже пророссийский) глава Крыма Сергей Аксенов.

Затем Раевский на время вернулся в Россию, после чего поехал уже в Донбасс, чтобы воевать на стороне сепаратистов. Его военное удостоверение подписывал лично Игорь Стрелков, с которым у Раевского по возвращении состоялась целая серия дискуссий в соцсетях на тему «слива проекта Новороссия». В 2016 году Раевский буквально умолял Стрелкова снова отправить его в Донбасс, на что Стрелков ответил: «Время для войны еще придет».

В 2016-м Антон Раевский вернулся в Орел, где стал зоозащитником: он даже выходил на несколько пикетов (как Раевский сам объясняет «Медузе», национализм «охватывает все сферы человеческой деятельности, в число которых входит и защита животных»). А в 2021-м внезапно решил вступить в ЛДПР, чтобы затем выдвинуться на выборы в муниципальный совет. Это спровоцировало конфликт с советником губернатора Орловской области Сергеем Лежневым: тот публично упрекнул жириновцев за то, что они собрались выставить на выборы человека, который в интервью заявлял, что не возражает, если его называют фашистом. Раевский публично вызвал чиновника на рукопашный бой на центральной площади города. Однако конфликт в итоге удалось замять, а Раевский снялся с выборов, как он сам объяснял, по техническим причинам.

Акция орловских зоозащитников в 2020 году. Антон Раевский крайний слева
Страница орловского «Альянса Защитников Животных» во ВКонтакте

Но этим дело не кончилось. Идея Раевского (о драке на центральной площади) пришлась по душе орловскому оппозиционному активисту Александру Брусову, который, в свою очередь, вызвал на бой самого националиста. В ответ Раевский, вспоминает Дмитрий Краюхин, написал на Брусова заявление в полицию. «Как был стукачок, так таким и остался», — комментирует правозащитник. 

В Орле Раевский также организовал военизированный кружок «Брось вызов!» Вместе с соратниками он облачался в боевую амуницию и тактическое снаряжение и бегал по лесополосе под Орлом, называя это тренировками по военной подготовке. Весной 2022 года его вместе с группой единомышленников задержали сотрудники полиции по сигналу местного жителя, которому показалось, что в лесу он увидел украинских диверсантов. Дело обошлось профилактической беседой. 

А 20 апреля в телеграм-канале орловского отделения ЛДПР появился пост, где сообщалось, что накануне член партии Антон Раевский вступил в ряды добровольцев и отправился в Украину. «Для него не встало вопроса, когда 24 февраля 2022 года началась „специальная военная операция“. Он счел своим долгом отправиться на передовую и бороться с разрастающейся опухолью нацизма на Украине», — говорилось в сообщении.  

За месяц до этого на своей странице во «ВКонтакте» Раевский опубликовал фотографии, на которых видна его правая рука; судя по снимкам, он закрасил как минимум некоторые свои нацистские татуировки. А в близком к местным силовикам телеграм-канале «Орел24» появился пост о том, что Раевский «сам себя денацифицировал».

Правда, за день до отправки в Украину, 18 апреля, во «ВКонтакте» появилась еще одна страница от имени Антона Раевского. На аватарке аккаунта — фото националиста на фоне черно-желто-белого имперского флага. Владелец этого аккаунта подписался на группы воинских формирований ДНР. А в качестве статуса аккаунта появилась фраза: «Наш фюрер, ведет нас в бой! Zа Русский Рейх!» (орфография и пунктуация оригинала сохранены). 

Сам Раевский в беседе с «Медузой» уверяет, что «от гитлеризма он отошел»: «Да, я повзрослел и много чего переосмыслил. Идеология немецкого национал-социализма является человеконенавистнической, как и идеология коммунизма. Убежден, что идеология коммунизма и прочих авантюрных социалистических проектов должна быть признана преступной в современной России и запрещена». 

Сейчас Раевский называет себя русским националистом православного вероисповедания и убежденным сторонником абсолютной монархии. «Но при этом я подчеркиваю, что на пути возрождения национальной России должен быть период национальной диктатуры», — рассуждает Раевский.

«Раскрылись врата Вальгаллы»

Участие российских националистов и неонацистов в провозглашенной Путиным «денацификации» Украины давно не секрет — хотя их число в действующих войсках сравнительно невелико. Директор мониторингового центра «Сова» Александр Верховский говорит «Медузе», что речь идет максимум о нескольких десятках активистов, воюющих в Украине на стороне РФ. Причем многие из них, как и Антон Раевский, отправились в Донбасс еще в 2014 году.

В мае 2022-го немецкое издание Spiegel со ссылкой на отчет немецких спецслужб писало, что в украинской кампании со стороны России участвуют как минимум два националистических объединения — «Русский имперский легион» и «диверсионно-штурмовая разведывательная группа» «Русич».

«Русский имперский легион» — это военизированное подразделение «Русского имперского движения» (РИД), которое основали националисты Станислав Воробьев и Денис Гариев. В 2020 году власти США внесли РИД в свой список террористических организаций, охарактеризовав его как «сторонников превосходства белой расы». В 2021-м РИД также попало в канадский список террористических организаций. 

Об участии «Имперского легиона» в боях в Украине известно с 2014-го. Сами себя участники объединения характеризуют как приверженцев «Христа, пути Силы и Славы» (орфография сохранена). Они не скрывают своих лиц, часто фотографируются вместе под имперскими флагами. Spiegel отмечал, что в 2022 году Гариев был ранен. В группе «Имперского легиона» сказано, что заместитель Гариева Денис Некрасов погиб в апреле под Изюмом: его машина подорвалась на мине. 

На фоне «Имперского легиона» группа «Русич» выглядит более радикальной — как с точки зрения символики, так и с точки зрения идеологии. Бойцы группы открыто используют «коловраты» на шевронах и другую обычную для праворадикальных группировок символику. Например, на черных знаменах «Русича» изображен валькнут. В составе группы — многие выходцы из российских неонацистских группировок конца нулевых. Основатель «Русича» Алексей Мильчаков и сам один из них.

Бойцы «Русича» в Украине
Канал ДШРГ «Русич» в Telegram

* * *

Еще в 2011 году 20-летний петербургский неонацист Алексей Мильчаков по прозвищу Фриц опубликовал у себя в соцсетях фотографии, на которых он запечатлел собственноручно убитого щенка. На снимках также зафиксировано, как он отрезает голову животного и ест его мясо. Еще на одном фото Фриц позирует с флагом со свастикой и подписью: «Режь бомжей, щенков и детей! Убегай от шавок и сдавай своих».

В нулевые Фриц был членом петербургского отделения (позднее запрещенной в РФ) организации «Славянский союз» Дмитрия Демушкина. А с началом боевых действий в Донбассе в 2014 году Мильчаков взял позывной Серб. Как он сам рассказывал в интервью создателю националистического издания «Спутник и погром» Егору Просвирнину (в декабре 2021-го Просвирнин погиб при до сих пор не выясненных обстоятельствах), на территорию, подконтрольную России, Фриц въехал в составе «небольшой группы русских националистов». 

Алексей «Фриц» Мильчаков на Международном русском консервативном форуме в Санкт-Петербурге. 22 марта 2015 года
Руслан Шамуков / ТАСС

В Донбассе к Мильчакову присоединился Ян Петровский по прозвищу Великий Славян. До 2004 года Петровский жил в Петербурге, а затем, когда его мать вышла замуж за норвежца, перебрался в норвежский город Тёнсберг. Там он попал в среду местных язычников и работал в тату-салоне. В 2011-м Петровский ездил на родину в Петербург, где и познакомился с Мильчаковым. А в 2014-м Петровский в компании еще одного неонациста из России Станислава Приходько побывал в Швеции и поучаствовал в шествии шведских ультраправых 1 мая в Йёнчёпинге (которое сопровождалось стычками с местными антифашистами).

В 2010 году норвежская полиция при обыске в том же тату-салоне нашла огнестрельное оружие российского неонациста Вячеслава Дацика, сбежавшего из психиатрической клиники под Петербургом и просившего политического убежища в Норвегии (приютил его у себя как раз Ян Петровский). В марте 2011-го Норвегия отказала Дацику в убежище и депортировала его в Россию (подробнее о Дацике можно прочитать в этом тексте «Медузы»). А в 2017-м депортировали уже самого Петровского.

На теле Великого Славяна множество татуировок, в том числе валькнут, зонненрад и скандинавские руны (аналогичные или похожие татуировки на телах пленных украинцев — предмет пристального интереса российской пропаганды: она использует их как аргумент в пользу необходимости «денацификации»).

В одном из видео на канале «Новороссия-ТВ», посвященных группе «Русич», Яна Петровского в 2015 году представляют как «добровольца из Норвегии». Объясняя, что приехал сражаться против «хунты, которая засела в Киеве, и Хазарского каганата», Петровский рисует на ручной гранате черным маркером «руну смерти», которая якобы должна «более эффективно уничтожать врага». «Пускай он умрет не мучаясь», — с улыбкой говорит в камеру Петровский.

18 июня 2022 года Великий Славян снова оказался в Петербурге — хоронил своего соратника по прозвищу Камень, который погиб в Украине 16 мая. На могиле Камня Славян, окруженный членами «Союза добровольцев Донбасса» в камуфляже и с «имперками» на нашивках, произнес речь: «Перед ним воистину раскрылись врата Вальгаллы, куда он с честью и доблестью зайдет. Мы его там однажды встретим, соберемся за одним столом и будем пировать. Слава России!»


Примечательно, что давний друг Петровского, шведский националист Микаэль Скиллт, оказался с ним по разные стороны фронта. Еще в 2014 году журналисты писали, что Скиллт стал снайпером в батальоне «Азов». Тем не менее, когда Петровский и Скиллт уже оба под разными флагами воевали в Донбассе, они продолжали поддерживать дружеские связи — и даже, возможно, подбадривали друг друга. Например, в личной переписке Скиллт, предположительно, выражал соболезнования Петровскому в связи с гибелью командира отряда «Бэтмен» Александра Беднова (в этот отряд входил тогда и «Русич»). Петровский в ответ писал, что «жиды ответят за это [убийство Беднова]» (Беднов был убит в результате конфликта с руководством ЛНР).

Ян Петровский и Микаэль Скиллт прочитали сообщения от корреспондента «Медузы» с просьбой подтвердить подлинность их переписки, опубликованной в анонимном аккаунте в «Живом журнале» в январе 2015 года; Петровский отказался от комментариев, Скиллт не ответил ничего.


Мильчаков (Фриц/Серб) и Петровский (Славян) воевали в отряде «Бэтмен» — сначала в Луганске, а затем участвовали в боях за донецкий аэропорт. Мильчаков в интервью Просвирнину прямо признавался, что поехал в Донбасс, «чтобы убивать». «Когда ты убиваешь человека, чувствуешь азарт охотничий. Кто не был на охоте — попробуйте. Интересно», — говорил он. В том же разговоре Серб называл себя нацистом. «Для меня первично заниматься любимым делом — убивать противника ради России», — добавил Мильчаков. 

После того как активная фаза боевых действий в Донбассе (2014–2015) закончилась, Мильчаков примкнул к ЧВК Вагнера. В 2017 году «Фонтанка» нашла его в Сирии. Но после 24 февраля Фриц/Серб снова вернулся в Украину, где в апреле был «несерьезно ранен». Сообщение об этом появилось на ютьюб-канале праворадикальной музыкальной группы «Русский стяг» (в одной ее песне есть такие строчки: «Маршем идет по Руси жестокая молодость, дружины простых ребят, что хотят убивать»; в другой — «За белую власть в белокаменном городе сражаешься ты»).

Некоторые члены этой группы тоже после 24 февраля отправились воевать в Украину на стороне России, а ее фронтмен Евгений Долганов активно выступает в поддержку «спецоперации», дает фронтовые концерты и берет интервью у других националистов. «Да, да, Женя сошел с ума, знаю», — так прокомментировал «Медузе» нынешнюю деятельность Долганова ветеран российского националистического движения Дмитрий Демушкин (сам он активно выступает против войны в Украине, за что попал в список «русофобов» консервативно-прокремлевского телеканала «Царьград»). 

Долганов, как и Антон Раевский (о котором речь шла в первой главе этого текста), судя по сообщениям правых ресурсов, начинал в РНЕ. Затем примкнул к (запрещенной позднее в РФ) организации «Национал-социалистическое общество» (НСО). Долганов выступал на сборах организации, ездил по регионам вместе с другими членами — Максимом «Тесаком» Марцинкевичем и Сергеем «Боцманом» Коротких. Вместе с ними агитировал против еще одного лидера организации Дмитрия Румянцева, когда в НСО назрел раскол.

Коротких (он известен не только как Боцман, но еще и Малюта) после распада НСО перебрался в Украину; затем, по собственным словам, участвовал в создании добровольческого батальона «Азов». Многие члены бывшего НСО сегодня отбывают пожизненные сроки за массовые убийства мигрантов в Москве. А бывшие соратники Боцмана и Тесака по НСО и «Формату-18» сейчас тоже в Украине — например, Андрей Дедов (Дед) или Артем Краснолуцкий (Ураган), который открыто воюет с Россией в составе украинских вооруженных сил.  

При этом товарищ Деда, россиянин Глеб Эрвье (они вместе владели тату-салоном в Москве) после 24 февраля стал военкором РИА Новости и отчитывался об успехах «денацификации» Украины. Прямо на затылке у Эрвье вытатуирована эмблема итальянской фашистской партии Муссолини. На ютьюбе у него есть свой канал, где Эрвье, как писал сайт «Антифа.ру», пропагандировал ультраправые идеи. В рамках этого проекта у него вышли три документальных фильма под общим заголовком «Взгляд европейца». «Название взято из одноименной книги одиозного эсэсовца Леона Дегреля», — уточняли авторы «Антифа.ру». 

Эрвье с «Медузой» общаться отказался. Он лишь заметил, что свое мнение на эту тему уже не раз высказывал в соцсетях. В телеграм-канале Эрвье есть пост от 28 мая, в котором тот не отрицает, что «ультраправым был» и что якобы три года назад в национализме разочаровался. Зато приобретенный опыт теперь, пишет Эрвье, помогает ему «видеть детали и сюжеты, которые пропускают менее искушенные в этом коллеги, знать, какую литературу искать в украинских школах и ДК для будущих уголовных дел, как правильно задать вопросы пленному „азовцу“ и многое другое».

На затылке у Эрвье вытатуирована фасция — перевязанный пучок прутьев с топором. Этот древнеримский атрибут власти использовался в том числе в символике итальянской фашистской партии Бенито Муссолини
Страница Глеба Эрвье в Инст
На груди у Глеба Эрвье вытатуирован лозунг с ворот Бухенвальда — «Каждому свое» («Jedem das Seine»)
Страница Глеба Эрвье в Инст

В другом посте Эрвье пишет, что смирился с тем, что благодаря «украинской пропаганде при поддержке отечественной либеральной» из-за его татуировок (примерно тех же самых, которые РИА Новости выискивает у пленных украинцев) из него делают «чуть ли не Геббельса».

Еще один активный участник группы «Русич» — Евгений Рассказов, известный в соцсетях как Топаз. В отличие от петербуржцев Мильчакова и Петровского, он сам родился и вырос в Донбассе — в Макеевке. В 2014 году ему исполнилось 18 лет, в это время он был курсантом МВД Украины. После референдума о создании ДНР Рассказов, по собственным словам, «выехал в Москву», а затем вернулся и вступил в «ополчение».

Рассказов признавался, что никогда в своей жизни не работал, «может быть, пару дней». В «Русич» он попал, увидев в интернете призыв Мильчакова (Фрица/Серба) о том, что подразделению требуются люди. В интервью Долганову из «Русского стяга» Топаз отмечает, что в «Русиче» действуют жесткие порядки: смертная казнь за запах перегара, а любой участник подразделения на вопрос «Зачем ты здесь?» обязан отвечать «Чтобы убивать врагов».

На одной из самых известных фотографий Рассказов позирует в футболке культовой в среде российских неонацистов российской музыкальной группы «М8Л8ТХ» («Молот Гитлера»). Фронтмен этой группы Алексей Левкин еще в 2014 году уехал в Украину и сейчас продолжает воевать на стороне украинских сил.

Топаз активно ведет телеграм-канал, в котором рассказывает о буднях «денацификатора». Например, 20 апреля он опубликовал запись, в которой поздравлял, не называя имени, Гитлера с днем рождения. «Сегодня день рождения у нашего соратника и друга, который стал примером для многих из нас, несмотря на свой преклонный возраст, — писал Рассказов. — И несмотря на то, что его уже давно нет с нами, его дело и слово живет в наших сердцах и вдохновляет нас бить укро-большевистскую мразь и множить славу великой России».

Этот пост он сопроводил фотографией на фоне военного КамАЗа с буквой Z, а также руной «тюр» и цифрами 88.

После критики, обрушившейся на него за этот пост, Топаз написал, что ни символика «Русича», ни взгляды «не изменятся» — а силовики их не тронут: «Те, кому она не нравится [символика] не в состояние нам нагадить (ваши заявы на нас летят в помойку и СК и ФСБ и прочих структур) ибо ветераны неприкосновенны» (орфография и пунктуация авторские). А затем обратился к оппонентам и заявил, что ему все равно, что другие думают о его взглядах, которые он намерен и дальше «прививать молодым бойцам».

В том же интервью Евгению Долганову Топаз обозначил свои основные цели на войне: «В настоящий момент я приехал убивать украинцев. В принципе — все». Он убежден, что «единственная цель существования государства — это война». По мнению националиста, все люди в этом государстве — лишь «инструменты военной логистики».

Канал Топаза (Евгения Рассказова) в Telegram

«Медуза» передала свои вопросы Мильчакову и Рассказову, однако от общения они отказались, так как «сейчас неподходящее время». 

Как «имперский» шовинизм рассорил ультраправых россиян

В нулевые — период расцвета субкультурного национализма в России и Украине — Москва и Петербург, Киев и Харьков стали настоящими центрами по обмену опытом между ультраправыми активистами. При этом бывший российский ультраправый Сергей «Боцман» Коротких (который, по его собственным словам, участвовал в создании «Азова») объясняет «Медузе», что до 2014 года националисты из РФ «ориентировались именно на Украину».

Среди прочего российские националисты каждый год ездили в Украину на тематические музыкальные фестивали и концерты, которые проходили в Киеве, Харькове и других городах. Один из самых известных назывался «Перун Фест», а организовывал его лидер украинской неонацистской группы «Сокира Перуна» Арсений Билодуб. (В разделе аудиозаписей аккаунта «ВКонтакте» того же Яна Петровского речь одного из самых известных российских неонацистов Максима Базылева — он же Адольф или Макс-18 — соседствует с песней на украинском языке группы Whites Load с Билодубом из «Сокиры Перуна» на вокале.)

«Сокира» (в репертуаре которой есть, например, песня про Холокост со словами «шесть миллионов слов лжи, которую придумали жиды») активно гастролировала в России; как и российские правые группы в Украине — например, проект бывшего клавишника группы «Коловрат» Дмитрия «Садко» Antisуstem. Публика на таких концертах была максимально разнообразной: скинхеды, поклонники блэк-метала, футбольные фанаты, вспоминает в беседе с «Медузой» один из посетителей правых концертов в середине нулевых, пожелавший остаться анонимным.

«Конфликтов на почве шовинизма я не помню. Разве что редкие сторонники УНА — УНСО немного напрягали. И то больше своим внешним видом: чубы на голове, трубки и вышиванки. Но это вызывало только улыбки. Мы с ними не общались, а они держались обособленно, свой компанией», — говорит собеседник «Медузы».

Отношения между националистами двух стран были дружелюбными. «Нужно разграничивать национализм политический, организованный, и субкультуру — скинхедов и так далее. И если взять именно представителей субкультуры, то они и сейчас все на стороне Украины или в самой Украине, — отмечает в беседе с „Медузой“ Дмитрий Демушкин. — Они ездили на концерты в Харьков и Киев, налаживали контакты и традиционно скрывались в Западной Украине от российского правосудия. Десятки русских националистов и скинхедов сбежали туда, им оказывали всяческую поддержку украинские националисты».

Годами, рассказывает Демушкин, украинские националисты прятали, кормили и содержали людей, которые в России находились в федеральном розыске.

Рассуждая о политическом национализме, Демушкин приводит пример 2012 года, когда он в составе делегации русских националистов ездил во Львов. По его словам, их там якобы встречала «вся администрация города»: «Абсолютно комплиментарные отношения были. Я лично в составе делегации провел во Львове и Ивано-Франковске две недели. Беседовали везде на русском. Не видели ни разу, чтобы кто-то с нами отказался разговаривать на русском языке. Мы буквально искали эту „русофобию“ там и не нашли. То есть я могу свидетельствовать, что на тот момент даже Запад Украины был абсолютно лояльным к русским».

Но потом, говорит «Медузе» Боцман, Россия «заболела великодержавным имперским шовинизмом». Хотя, по мнению Демушкина, нельзя отрицать, что русский национализм всегда, с начала 1990-х, был «отчасти имперским». Задали этот тренд Александр Баркашов и РНЕ, и долгие годы националисты ему следовали. А некоторые, говорит Демушкин, продолжают делать это и сейчас.

«Русский марш» в Москве. 11 ноября 2012 года
Евгений Фельдман

«Русский националист не может не быть имперцем, — заявляет „Медузе“ Дмитрий, один из участников праворадикального движения России в нулевые (сейчас он поддерживает „спецоперацию“ и попросил не указывать его настоящего имени в этом материале). — Миссия русского народа в мире — уравновешивать определенную энергию. Когда какая-то энергия начинает преобладать, русские — благодаря тому, что они империя, — выступают противовесом. Силу в этом мире представляет только империя. Любой неимперский народ становится чьим-то сателлитом. В 1991 году баланс был нарушен. И чтобы его восстановить, России приходится обратно набирать силы».

Убеждения Дмитрия типичны для тех русских националистов, которые сейчас воюют против Украины. Он, например, считает, что «украинцев как самостоятельной нации не существует», а «ввод войск в Украину спровоцирован Западом». Оба тезиса практически дословно повторяют современную путинскую риторику.

Почему Путин заблуждается

Главная мысль статьи Путина: украинский народ «придумали» только в конце XIX века. Историк Кирилл Кочегаров разбирает аргументы президента с научной точки зрения

Почему Путин заблуждается

Главная мысль статьи Путина: украинский народ «придумали» только в конце XIX века. Историк Кирилл Кочегаров разбирает аргументы президента с научной точки зрения

С ним не согласен представитель Ассоциации национального сопротивления и организатор последнего «Русского марша» в Москве в 2021 году Никита Зайцев. «Даже если мы возьмем последние 30 лет истории Украины, то увидим, что там активно происходит процесс формирования украинской нации, собственной государственности, самостийности. Да, это очень близкий нам культурно и исторически народ. Но — это другой народ», — уверен Зайцев.

После Евромайдана в 2014 году в российском националистическом движении произошел исторический раскол на почве отношения к событиям в Украине. Националисты-«имперцы», вдохновленные бескровным присоединением Крыма и пророссийскими митингами в Донбассе, Одессе и Херсоне, публично выступили с поддержкой войны в Донбассе.

Сергей Коротких заявляет, что сторону Путина в войне с Украиной заняли те российские правые, которых в движении считали «отбросами»: «Тот же Мильчаков, который резал щенков, его за это ловили и били, потому что правые — зоозащитники и любят животных. Но такие [как Алексей Мильчаков] увидели в этом [в войне с Украиной] возможность социального лифта». Другие, говорит Никита Зайцев, считали Майдан примером национальной революции, которую нужно поддержать и русским националистам, — и отправились воевать на стороне Украины. По вполне понятным причинам, добавляет Сергей Коротких, — так как российское государство вместо того, чтобы улучшать жизнь русских, начало «кидать их жизни в топку своей войны за империю».

Зайцев вспоминает, как в 2014 году в Москве проводили два конкурирующих «Русских марша». Организаторы первого, на Октябрьском поле, поддерживали Россию в конфликте с Украиной. На этом «альтернативном» «Русском марше», рассказывает Никита Зайцев, «можно было встретить и нацболов, и полковника Квачкова, и прочих красно-коричневых дедов с какими-то красными знаменами и портретами Сталина». Второй марш, проходивший в Люблино, собрал активистов, выступавших против войны в Донбассе (самая известная кричалка того времени — «Слава Киевской Руси, Новороссия, соси!»).

Акция «Русский марш» в Люблино. 4 ноября 2014 года
Евгений Надалинский / Коммерсантъ
Шествие «Марш за Новороссию» в рамках массовой акции «Русский марш» в московском районе Щукино. 4 ноября 2014 года
Сергей Бобылев / Коммерсантъ

Говоря о сегодняшней ситуации, и Демушкин, и Зайцев сходятся во мнении, что обсуждать, какой процент русских националистов поддерживает Украину, а какой — «спецоперацию», уже не имеет смысла. Все российские националистические организации после 2014 года были разгромлены, а их лидеры «осуждены или находятся под давлением и уехали за рубеж». Поэтому ориентироваться можно лишь на отдельные заявления отдельных представителей националистов, считают собеседники «Медузы».

По мнению Александра Верховского из аналитического центра «Сова», после того, как так называемая «спецоперация» закончится, будущее воюющих на стороне России националистов будет зависеть от наличия у них политических амбиций. Те, кто не будут «рыпаться», считает Верховский, вполне «смогут жить дальше». А вот те, кто не захотят подчиняться правилам государства, вполне могут повторить судьбу членов ЧВК ЕНОТ

Националист Дмитрий Демушкин, рассуждая о своих соратниках, которые, в отличие от него, поддерживают действия Путина и несут в Украину «русский мир» с оружием в руках, недоумевает. И вспоминает, как его приговорили к двум с половиной годам колонии «за картинку в интернете»: «Ребят, если вы строите русский мир там, то почему вы его не начнете строить здесь, в России? Если у вас Демушкина посадили в Москве за картинку „За русскую власть“, то как вы эту русскую власть можете ехать строить в Киев? Вы по определению там не построите, если вас за это в Москве преследуют… Вы несете туда вместо улицы Свободы площадь Ленина. Так это не „русский мир“, вы что-то путаете».

Никита Зайцев недоумение Демушкина разделяет: «Как у вас вообще вяжется „русский мир“ с кадыровцами, криками „Ахмат — сила!“ и красным флагом над „Азовсталью“?»

Это несоответствие между их собственными радикально-антикоммунистическими взглядами, характерными для ультраправых, и восстановлением советских памятников и топонимов в оккупированных украинских городах замечают и сами националисты, воюющие с Украиной за Россию. «Касательно красных флагов, памятников Ленину, улиц в честь большевистских палачей, — говорит „Медузе“ Антон Раевский, — то верю, что однажды Россия очистится от тлетворного запаха большевизма, а красный флаг над зданием Рейхстага останется символом Русской Победы, а не Интернационала».

* * *

21 июня Раевский записал видеоролик, который начал словами: «Вот и сбылась моя мечта. Я снова на территории бывшей Украины. У меня все хорошо. Просто отлично!»

По его словам, видео записано в одном из сел Запорожской области. В кадре помимо самого Раевского изрешеченный автомобиль с украинскими номерами. В своем обращении националист снова вспоминает Сергея Стерненко из Одессы (которого он когда-то якобы планировал убить) и зовет его встретиться, обещая отправить «к своему Степану Бандере». При этом Раевский демонстрирует ручной противотанковый ракетный комплекс Javelin, которые поставляют Украине западные страны.

На следующий день орловское отделение ЛДПР сообщило, что Раевский вернулся домой, отвоевав в составе второй роты добровольческого батальона «Барс-8». С собой он привез имперский черно-желто-белый флаг с подписями сослуживцев. Среди прочего на нем имеется надпись: «Украина будет Россией!»

Канал ЛДПР Орловской области в Telegram

Завершая разговор с «Медузой», Раевский заявляет: «Скажу сейчас крамольную фразу, которую почему-то замалчивают в официальных СМИ, а наши военные боятся произносить. Что ж, я скажу открыто: наш командир роты добровольческого батальона приказал нам не брать противника в плен. Я, как командир взвода, с ним полностью был согласен. Смерть бандеровцам!»

Автор: Антон Мирский

Редактор: Алексей Ковалев

Фотография на обложке: Евгений Фельдман; Sergey Bobok / AFP / Scanpix / LETA