Перейти к материалам
истории

Российские кинотеатры в начале осени собрали больше денег, чем до пандемии. Это было чудо? Совершенно точно нет. Зима для кино будет долгой и сложной

Источник: Meduza
Михаил Терещенко / ТАСС / Scanpix / LETA

Российские кинотеатры в сентябре впервые с начала пандемии показали сборы выше уровня 2019 года. Главными премьерами сентября были «Дюна» и «Веном-2» — два ожидаемых блокбастера, которые переносились из-за пандемии. По просьбе «Медузы» журналист Екатерина Барабаш объясняет, связаны ли эти показатели с выходом на экраны громких премьер — и что ждет кинопрокат в ближайшие месяцы.

Российские кинотеатры вышли на уровень кассовых сборов, превышающий допандемийный. По данным Фонда кино, рост продажи билетов составил 16,1 процентного пункта. Если в сентябре 2019-го билетов было продано на 2,94 миллиарда рублей, то в сентябре 2021-го этот показатель составил 3,41 миллиарда. Всего в российских кинотеатрах за месяц продали 11,8 миллиона билетов — это на 2,2 процентного пункта выше, чем в сентябре 2019 года.

При этом в 68 из 85 регионов России — в том числе в Москве — действовали ковидные ограничения. Главный из них — неполная заполняемость зала. В большинстве кинотеатров, попадающих под ограничения, разрешалось заполнять зал наполовину, в некоторых кинотеатрах — только на 25–30%.

До объявления о введении очередных жестких ограничений в Москве многие радовались таким сборам и полагали, что они означают возвращение к «нормальной жизни». Однако в действительности ничего особо оптимистичного в этой ситуации нет. Антон Сиренко, генеральный директор Sony Pictures Productions and Releasing, склонен объяснять высокие показатели лишь стечением обстоятельств, связанных с репертуаром кинотеатров: «Думаю, что основным фактором стало появление сильного и разнопланового репертуара. За последние месяц — полтора было несколько очень долгожданных премьер, которые оживили рынок».

В первую очередь речь идет о «Дюне» Дени Вильнева — звездном блокбастере, который долго ждали зрители. Фильм по роману Фрэнка Герберта неоднократно пытались экранизировать: в начале 1970-х годов «Дюну» хотел снять Алехандро Ходоровски, в 1984 году вышел фильм Дэвида Линча, в 2000-м — мини-сериал Джона Харрисона; однако ни одна из них не считалась удачной. Но интерес к теме сохранялся. Не удивительно, что в России сентябрьская «касса» «Дюны» составила 1,2 миллиарда рублей — это треть всех киносборов в России за месяц.

Читайте также

«Веном-2» — остроумный кинокомикс о раздвоении личности Режиссер Энди Серкис хорошо знаком с темой. Ведь он сам играл Голлума и других монстров!

Читайте также

«Веном-2» — остроумный кинокомикс о раздвоении личности Режиссер Энди Серкис хорошо знаком с темой. Ведь он сам играл Голлума и других монстров!

Из-за пандемии почти на год отложили премьеру блокбастера «Веном-2» — второй части кинокомикса о журналисте (Том Харди) с раздвоением личности: в герое живет хищный инопланетянин Веном. Три года назад первый «Веном» критики практически разгромили, зато зрители были в восторге — в мире фильм собрал 800 миллионов долларов. Так что фанаты продолжения ждали, а перенос премьеры лишь подстегнул интерес. По данным Единой автоматизированной информационной системы о показах фильмов в кинозалах, в России кассовые сборы фильма в день премьеры составили 156 миллионов рублей, что стало рекордным показателем за год. До этого рекорд 2021 года принадлежал «Мортал Комбату» с 102,9 миллиона рублей, вторую строчку занимала «Дюна» — 100,7 миллиона рублей.

Но кинопрокату радоваться не стоит: в Москве с 28 октября по 7 ноября включительно будет полностью остановлена работа кинотеатров — в это время на экраны должны были выйти «Последняя дуэль» Ридли Скотта и «Вечные» Хлои Чжао, а также картины «Спенсер» и «Купе № 6». Во многих регионах вводят QR-коды для посещения мероприятий. Без QR-кода и паспорта уже не попадешь в кино, например, в Самарской, Воронежской областях, Татарстане и других регионах. При этом требование частичной заполняемости зала сохраняется.

Председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин считает, что в ближайшее время кинотеатры потеряют примерно треть зрителей. В регионах, где ввели QR-коды для посещения кино, уже столкнулись с этой проблемой: «Там количество зрителей уже упало заметно, кое-где — даже в два-три раза. Думаю, что мы закончим год на уровне примерно минус 20 процентов кассовых сборов».

Екатерина Барабаш