«Веном-2» — остроумный кинокомикс о раздвоении личности Режиссер Энди Серкис хорошо знаком с темой. Ведь он сам играл Голлума и других монстров!
В прокат вышел «Веном-2» — продолжение антигеройского кинокомикса о журналисте, в котором живет вторая личность, кровожадный инопланетянин Веном. Режиссером сиквела стал Энди Серкис, которого широкая публика помнит, прежде всего, по ролям Голлума во «Властелине колец» и Кинг Конга в «Кинг Конге». Том Харди вновь сыграл главную роль — и сделал это превосходно. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему самое интересное в этом фильме — внутренний монолог героя.
Продолжения «Венома» ждали: первая часть, хоть и была разругана критиками, понравилась публике и собрала солидную кассу, в очередной раз опровергнув миф о предсказуемости народной любви к киногероям. Казалось, что только к финалу неровный «Веном» Рубена Флейшера обрел отчетливую форму. Тогда главный герой, журналист-неудачник Эдди Брок (Том Харди), так и не смог побороть вселившегося в него инопланетянина-симбиота Венома. Но и окончательно на сторону зла он тоже не перешел, а зажил со своим вторым незваным «я» в сомнительном, но увлекательном внутреннем партнерстве. Этому зловещему альянсу посвящена вторая картина, сделанная другим режиссером, Энди Серкисом, — значительно более забавная и цельная.
Сюжет, как и в первом фильме, настолько укладывается в шаблоны супергеройского (или суперзлодейского, что в последнее время стало одним и тем же) кинокомикса, что не хочется его пересказывать. Есть герой, единый в двух лицах — человеческом и пустоглазо-зубастом. Есть его возлюбленная (вновь Мишель Уильямс), вечно выбирающая между ненадежным бойфрендом с раздвоением личности и более надежным и скучным вариантом. Есть антагонист, обладающий теми же сверхъестественными способностями, что и протагонист, но не отягощенный его моральными дилеммами: в данном случае — красный многорукий симбиот Карнаж, родившийся из серийного убийцы Клетуса Кэседи (как всегда выразительный Вуди Харрельсон). Наконец, есть череда встреч, столкновений и битв, соединяющих эти элементы воедино.
Обаятельным «Венома-2» делают не перипетии предсказуемой интриги, а маленькие симпатичные нюансы в обработке стандартного материала. В него вшита романтическая линия, откровенно напоминающая и о «Людях Х», и о романах Стивена Кинга, и даже — почему нет? — о «Прирожденных убийцах», где любовь не была помехой преступлениям. Благодаря этому рядом с Карнажем оказывается одаренная способностью к сверхзвуковому крику Фрэнсис, она же Визг (Наоми Харрис). Довольно смешно показаны профессиональные страдания Эдди, который не может продолжать журналистскую карьеру, пока сражается за сомнительное право оставаться хорошим человеком. Чрезвычайно мило решена развязка, будто уносящая нас из современной Калифорнии во вселенную английского готического романа — фоном для финального противостояния становится живописный собор со сводами и шпилями.
Конечно же, режиссер Серкис в этом случае — не автор, обладающий узнаваемым стилем и массивом идей, а исполнитель продюсерской воли. И все-таки любопытно задуматься о том, насколько близким ему должен быть лейтмотив фильма: слияние слабого и уязвимого человека с невероятной непобедимой сущностью, нарисованной на компьютере. Ведь как актер именно Серкис стал первой настоящей звездой motion capture (технологии захвата движения), игравшей главные роли в неузнаваемых обличьях во «Властелине колец» и «Хоббите» (Голлум), «Кинг Конге» (Кинг Конг), новейшей «Планете обезьян» (Цезарь) и так далее. Возможно, именно поэтому внутренний диалог Эдди и Венома удался ему на славу.
Будем откровенны: шизофренические разборки главного героя с самим собой — главная причина смотреть «Венома-2» и, невзирая на современные спецэффекты, самый привлекательный аттракцион фильма. Обе роли Том Харди играет превосходно, с полной отдачей (и это серьезная причина искать сеансы с оригинальным звуком, голос и интонации Венома надо слышать). С его подачи легкомысленный комикс начинает крениться в сторону исследования мутаций и границ современной маскулинности, неотделимой от инстинктивной тяги к насилию и доминированию над окружающими, будь они союзниками или врагами.
В то же время эти диалоги Джекила с Хайдом написаны и исполнены смешно, ярко и метафорично, превращаясь с первых кадров в изобретательный стендап, а не натужное дополнение к экшену (обычно в блокбастерах бывает именно так). Выясняется, что лучшей компанией для мужчины с нарушенной психикой и вечно уязвленным чувством собственного достоинства может быть только он сам. В финале же авторы и вовсе позволяют себе прямую отсылку к Сервантесу, уподобляя безумного Венома и осторожничающего Эдди другой неразлучной паре — Дон Кихоту и Санчо Пансе. Оправданно ли это, другой вопрос, но на общем утомительном фоне из схваток и спецэффектов смотрится определенно свежо.