«Веном»: неудачный фильм с Томом Харди, который мог стать суперзлодейским блокбастером
В российский прокат вышел «Веном» — фильм Рубена Фляйшера о второстепенном отрицательном персонаже вселенной «Человека-паука». Главную роль в картине сыграл Том Харди. Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что у «Венома» были все шансы стать прорывным блокбастером с главным героем-злодеем, но — сразу по нескольким причинам — ему это не удалось.
Западные критики и фанаты встретили «Венома» с явным разочарованием. Вердикт был однозначным: сегодня супергероев умеют делать только в головном Marvel, а побочные ответвления (то есть комиксы Marvel, права на киновоплощение которых принадлежат другим студиям) часто не удаются — они старомодны и прямолинейны. К таковым в нынешнем кино относятся «Люди Икс», за которых отвечает ХХ Century Fox, и «Человек-паук», раз за разом перепридумываемый в Sony. Веном изначально был злодеем именно в мире «Человека-паука» — например, сражался с супергероем в третьей части кинотрилогии Сэма Рэйми в не таком уж давнем 2007-м. Но есть у него и самостоятельная жизнь и судьба, которой посвящена новая картина. В ней обошлось без Питера Паркера. Ну почти.
«Веном» построен на противостоянии независимого журналиста Эдди Брока и магната-визионера Карлтона Дрейка. Богач, сумасброд и ученый Дрейк вывозит из космоса таинственную субстанцию, склонную сливаться воедино с земными организмами и давать им немыслимые способности, но при этом пожирать их изнутри. Брок узнает, что Дрейк ставит опыты на людях, и пытается рассказать об этом миру, что немедленно приводит к его увольнению, разрыву с невестой и затяжной депрессии. Настоящая же дуэль начинается, когда вещество-симбиот по кличке Веном вселяется в Эдди, делая его жестоким и неуязвимым, а Дрейк в ответ сливается с Райотом — симбиотом еще большей силы и амбиций.
По большому счету, «Веном» действительно проигрывает любому взятому наугад фильму вселенной Marvel. Спецэффекты и погони в нем исполнены на уровне, но не в этом дело. Собственно, «Веном» — отличный пример, чтобы доказать маловерам: сила успешных проектов нынешнего Голливуда вовсе не в высоких бюджетах и передовых технологиях. Прежде всего она — в драматургии и режиссуре.
Сценарий «Венома» писали сразу трое — Джефф Пинкнер (неплохой «Новый Человек-паук 2», слабая «Темная башня»), Скотт Розенберг (отличный «Человек-паук» Сэма Рэйми) и Келли Марсел («Пятьдесят оттенков серого»). Результат обескураживающий: как будто три опытных драматурга наперегонки собирали в одной картине все штампы и компоновали их так, чтобы зритель, даже впервые в жизни смотрящий кинокомикс, всегда обгонял их со своими предположениями как минимум на шаг.
Вот девушка Эдди говорит ему: «Не вздумай задавать опасные вопросы на интервью, ты подставишь меня и потеряешь работу». Разумеется, в следующей сцене он задает те самые вопросы, тут же становясь безработным и одиноким. Вот Эдди трусливо наблюдает, как грабитель вычищает кассу в магазинчике безобидной китайской леди, — и ты зримо представляешь себе Эдди-Венома, отрывающего тому же бандиту голову где-то во второй половине фильма. Вот Дрейк с вожделением смотрит на темную субстанцию из космоса — и хочется прокричать ему: не валяй дурака, глотай ее скорей, ты же хочешь именно этого. И так во всем, вплоть до мельчайших деталей.
Режиссер Рубен Фляйшер — другой повод для расстройства. От природы одаренный человек, чей бравый дебют «Добро пожаловать в Zомбилэнд» был и смешным, и трогательным, с каждой следующей картиной терял кредит доверия. «Веном» — яркий пример окончательного поглощения живой индивидуальности черным симбиотом студийной системы: никаких следов персонального стиля Фляйшера здесь не отыскать. А локальные решения, скорее, обескураживают, начиная с выбора актеров на главные роли. Еще можно понять желание использовать Тома Харди в несвойственном ему амплуа неудачника и рохли (тот старается изо всех сил, но все равно невольно вспоминаешь, как хорош он был в облике демонического Бейна в последнем «Темном рыцаре» Кристофера Нолана). Но обаятельный и милый Риз Ахмед в роли новейшего доктора Франкенштейна? Короткая клетчатая юбка, как у школьницы, и детская прическа героини 38-летней Мишель Уильямс и вовсе вызывают чувство неловкости.
Тем не менее, есть как минимум одна (но веская) причина посмотреть «Венома». Это сам Веном. Он потрясающе сделан, нарисован, вылеплен и срежиссирован. Безупречный антигерой, сочащийся мрачнейшим сарказмом и вечно голодный; когда он вселяется в Эдди и тот начинает пожирать в ресторане живых лобстеров, забравшись для удобства к ним в аквариум, аккуратный голливудский блокбастер соскальзывает в креативное безумие. В «Веноме» маловато крови и выпущенных кишок — продюсеры явно заботились о возрастном рейтинге, — но черный юмор и жестокость боевых сцен поднимают настроение заскучавшего зрителя почти моментально. Сама тема раздвоения личности подана во внутренних диалогах Эдди с Веномом неожиданно остроумно — как будто эти реплики писал какой-то четвертый сценарист, приглашенный из открытого космоса. Знакомый по Джекилу и Хайду (а любителям комиксов по Халку и Брюсу Бэннеру) конфликт вырисован в «Веноме» яростно и зло.
Одна беда: слишком уж быстро Веном заражается от Эдди добродушием и решает хотя бы временно склониться на сторону добра. Этот фильм чуть было не стал первым студийным блокбастером, в центре которого — отчетливо отрицательный и при этом привлекательный герой. Но все-таки не стал.