Перейти к материалам
истории

Разработчики Fortnite, одной из главных игр мира, поссорились с Apple и Google Конфликт может навредить другим играм — или привести к смягчению условий для всех приложений

Источник: Meduza
BigTunaOnline / Shutterstock.com

В последние несколько месяцев между Apple и независимыми разработчиками мобильных приложений для iOS нарастает противостояние. Предмет спора — комиссия со всех покупок, которые пользователи айфонов и айпадов совершают в мобильных приложениях. По правилам Apple, ей должны перечислять 30 процентов с каждого такого платежа, однако разработчики мобильных приложений считают размер комиссии слишком большим. С открытой критикой Apple уже выступили американская компания Basecamp и основатель Telegram Павел Дуров, который назвал такой размер отчислений «безумным». По просьбе «Медузы» автор популярного блога об Apple Алекс Пацай, более известный как Alexmak, рассказывает о продолжении этой истории, противостоянии между Apple и компанией Epic Games, которая разрабатывает популярную онлайн-игру Fortnite.

Из-за чего рассорились Apple и Epic Games?

Несколько дней назад компания Epic Games выпустила обновление Fortnite для телефонов и планшетов на iOS. В ней, как и раньше, у игроков есть возможность покупать различные элементы (например, одежду или танцевальные движения) за виртуальную валюту — ее, в свою очередь, пользователи должны покупать за реальные деньги. Однако в этот раз Epic Games активировала функцию по покупке внутриигровой валюты уже после того, как приложение прошло проверку Apple и появилось в App Store. И, что самое важное, компания дала игрокам возможность совершать покупки в приложении как через App Store, так и напрямую через Epic Games. Причем при выборе второго варианта пользователю предоставляется ощутимая скидка. Epic Games сделала это, чтобы не отдавать Apple часть прибыли с пользовательских платежей.

Этот шаг стал прямым нарушением правил платформы. Согласно руководствам для разработчиков приложений, которые есть как у Apple, так и у Google, все внутриигровые покупки должны совершаться с помощью встроенных инструментов, предлагаемых этими корпорациями. Там же указано, что за это Apple и Google взимают с разработчиков комиссию в размере 30 процентов с каждой покупки, сделанной пользователем внутри приложения. Разработчики, согласно требованиям Apple и Google, не могут открыто предлагать пользователям какие-либо альтернативные методы оплаты. Исключения касаются покупки физических товаров и некоторых других категорий продуктов.

Реакция Apple была предсказуемой: компания тут же удалила Fortnite из App Store. Несколько часов спустя то же самое сделала и Google, так как в Google Play тоже вышло обновленное приложение Fortnite с возможностью совершать покупки внутри игры в обход механизмов корпорации. 

Дальнейшие шаги Epic Games показывают, что эти действия были осознанной провокацией в отношении Apple и Google. Как только приложения удалили, Epic Games объявила о подаче судебных исков против обеих компаний. Кроме того, в Fortnite запустили массированную рекламную кампанию, в которой пародируется тематика известного рекламного ролика Apple под названием «1984». Эта реклама, запущенная Apple в 1984 году, обыгрывала одноименную антиутопию Джорджа Оруэлла. В ней компьютер Macintosh представал в роли того, кто освободит людей от власти и монополии «большого брата», под которым, предположительно, подразумевалась корпорация IBM. В Epic Games эту рекламу подвергли творческой интерпретации, в результате которой «большим братом» стала уже сама Apple.

Пародия Fortnite 2020 года и реклама Apple 1984-го
Nain deux trois

В судебном иске, поданном Epic Games, утверждается, что Apple «контролирует рынки, ограничивает конкуренцию и душит инновации». «Вместо того, чтобы принять здоровую конкуренцию, Apple отреагировала удалением Fortnite из App Store. Удаление Fortnite является еще одним примером того, как Apple использует свою огромную мощь, чтобы наложить необоснованные ограничения и незаконно сохранять свою 100-процентную монополию на рынке платежей в приложениях iOS», — утверждает истец. Генеральный директор Epic Games Тим Суини в одном из недавних интервью заявил, что «Apple ограничивает экосистему, изобретя абсолютную монополию на распространение программного обеспечения и его монетизацию». В этом с ним солидарен основатель Telegram Павел Дуров. Он уже успел высказаться в защиту Epic Games: «Как фанат Fortnite (и свободы), я полностью поддерживаю Epic Games в их противостоянии Apple. Тот факт, что пользователи и разработчики позволяли Apple держать их в цифровом рабстве на протяжении 12 лет, — это оскорбление для всего человечества».

17 августа Apple сделала в этой битве следующий шаг, которого, возможно, в Epic Games не ожидали. Компания проинформировала создателей Fortnite, что 28 августа заблокирует их учетную запись разработчика в экосистеме Apple. Чтобы избежать этого, Epic Games должна прекратить нарушать политику Apple в отношении разработчиков приложений, то есть убрать альтернативный метод оплаты в приложении Fortnite для iOS. Однако в Epic Games, судя по всему, пока не планируют сдаваться. Компания попросила суд принять обеспечительные меры, которые позволят предотвратить любые недружественные действия Apple в отношении Epic Games, включая блокировку учетной записи разработчика.

Чем этот конфликт грозит разработчикам Fortnite?

Сейчас из-за удаления приложения Fortnite из App Store игру не могут установить новые пользователи и те, кто по какой-то причине удалил ее с устройства и хочет скачать заново.

Однако последствия от блокировки учетной записи разработчика в экосистеме Apple могут быть значительно серьезнее. Это означает, что Epic Games станет недоступно все, что касается разработки приложений для iOS, то есть она не сможет создавать новые приложения для айфонов и айпадов. К тому же Epic Games лишится функции нотаризации своих приложений для macOS. Без этого ее программы не будут работать на компьютерах Apple.

Наибольшим ударом станет то, что из-за утраты статуса разработчика в экосистеме Apple Epic Games потеряет возможность разрабатывать и предлагать сторонним компаниям свой игровой движок Unreal Engine для iOS и macOS. Это станет серьезной проблемой уже не только для Epic Games, но и массы других компаний: на Unreal Engine работают сотни игр на разных аппаратных платформах, среди которых ряд игр для iOS, например Lineage 2: Revolution от компании NCSoft. 

При этом точно предсказать все последствия от блокировки учетной записи разработчика в экосистеме Apple сейчас попросту невозможно. Это первый случай разбирательств между двумя крупными игроками, который привел к такому развитию событий.

Предполагается, что даже после блокировки учетной записи приложения Epic Games на устройствах пользователей продолжат работать, хотя покупка внутриигровых элементов будет недоступна. Другая версия — с прекращением работы учетной записи разработчика приложения перестанут работать даже на устройствах с уже установленной Fortnite. 

Так Apple монополист или нет?

Скандал с Epic Games проходит на фоне еще одного конфликта Apple в игровой индустрии: компания отказалась пустить на платформу iOS стриминговые сервисы Microsoft xCloud, Google Stadia и Facebook Games, так как они поддерживают потоковую передачу игр, из-за чего Apple не может проверить безопасность каждой игры, которую предлагают пользователям. При этом Apple не может внятно объяснить, чем подобные приложения фундаментально отличаются, например, от стримингового сервиса Netflix. В итоге отношения с игровой индустрией у Apple сейчас сильно напряжены.

Очевидный аргумент в защиту Apple — компания создала собственную платформу, а потому вправе устанавливать определенные правила ее использования и брать процент с продаж на этой платформе. Сторонники Apple также отмечают, что Epic Games сознательно нарушила правила для разработчиков приложений под iOS. Сейчас ей достаточно отключить прием альтернативных платежей в Fortnite, чтобы завершить конфликт и вернуть приложение в App Store.

Многие разработчики разделяют позицию Epic Games. Они тоже считают Apple монополистом и заявляют, что требования для разработчиков противоречат закону. Да и 30-процентная комиссия со всех покупок в приложениях кажется им излишне высокой. А некоторые студии обвиняют Apple в преференциях одним разработчикам, как правило, из числа крупных компаний, и жестких мерах по отношению к мелким игрокам.

При этом в интервью 2018 года сам Тим Суини говорил, что обязательная комиссия за игры в 30 процентов на консолях PlayStation, Microsoft и Nintendo совершенно оправданна. По его мнению, производители консолей вкладывают огромные деньги в их разработку и часто продают свою технику по заниженной стоимости. Поэтому, рассудил Суини, они и заслуживают подобные отчисления, а платформы вроде App Store и Google Play — нет.

В 2018 году Epic Games выпустила Fortnite на Android в обход магазина Google Play, чтобы не делиться выручкой от пользовательских платежей. Игра появилась в Google Play только в апреле 2020-го — этим Epic Games, по сути, признала свое поражение. Тогда же компания выразила надежду на то, что Google все же пересмотрит свои требования.

Вероятно, задача минимум для Epic Games сейчас звучит так — снизить процент отчислений от платежей внутри Fortnite в сторону Apple. А задача максимум — добиться возможности открыть свой магазин приложений на платформе iOS.

Алекс Пацай