Apple отказывается от процессоров Intel в своих компьютерах. Это революционное решение. Но что оно означает для пользователей, разработчиков и самой Apple?
Глава Apple Тим Кук назвал 22 июня «историческим днем» для Mac: компания начала переводить свои компьютеры и ноутбуки с процессоров Intel на процессоры собственной разработки. Переход займет два года и будет сложным для всех: Apple уже переписывает кучу приложений (в том числе сторонних) под новые процессоры; разработчикам придется адаптировать свои программы — ну а пользователям станет еще сложнее выбирать новый компьютер.
В чем загвоздка с процессорами
Apple использует в своих компьютерах процессоры компании Intel с 2006 года — после отказа от процессоров PowerPC. Как и в прошлый раз, компания анонсировала переход заранее, на собственной конференции для разработчиков WWDC (она началась 22 июня и в 2020-м из-за коронавируса проходит целиком в онлайне).
Процессоры Intel можно встретить в самых разных машинах: например, двухъядерный Core i5 установлен в очень тонкий 12-дюймовый Macbook, а в мощный настольный компьютер Mac Pro при желании можно поставить 28-ядерный Xeon.
При этом другие устройства Apple, в первую очередь айфоны и айпады, работают на процессорах, разработанных внутри компании. Самая свежая модель называется A13 Bionic: она стоит, например, в iPhone 11 и новом iPhone SE.
Сообщения о том, что Apple планирует перевести и компьютеры на собственные процессоры, начали появляться в СМИ за несколько лет до официального анонса, но в последние месяцы перед WWDC 2020 их стало особенно много. Одна из возможных причин — то, что Intel в последние годы не обеспечивала прирост производительности процессоров, который демонстрировала прежде.
Однако смена процессоров заключается не только в том, что чипы теперь будут разрабатывать в лабораториях Apple, а не Intel. У A13 Bionic и Intel Xeon разная архитектура; если говорить совсем примитивно, от этого зависит, какой набор команд понимает процессор.
В отличие от процессоров Intel, использующих архитектуру x86 — она встречается в настольных компьютерах и ноутбуках, — чипы Apple основаны на ARM, которая обычно применяется в мобильных устройствах (но не только: самый мощный суперкомпьютер в мире Fugaku тоже построен на ARM-процессорах).
Отличия в архитектуре важны потому, что программы, работающие под ARM, не будут работать на x86 — и наоборот. Поэтому и Apple, и разработчикам, и пользователям в ближайшие годы придется думать над совместимостью старых приложений и новых процессоров.
Что это значит для Apple
Главное — что корпорация сможет сама контролировать план развития новых процессоров. Например, чипы Apple в айфонах и айпадах включают в себя не только вычислительные и графические ядра, но и нейропроцессор Neural Engine, который активно используется для нейросетей и машинного обучения прямо на устройстве.
Сейчас последние модели Mac вдобавок к центральному процессору от Intel включают в себя дополнительные чипы T1 или T2, в первую очередь ориентированные на безопасную обработку и хранение данных в разных компонентах системы — от сенсора отпечатка пальца в макбуках до шифрования данных на диске.
Перейдя на собственные процессоры на компьютерах, Apple сможет включить в них Neural Engine и сопроцессор Secure Enclave, ориентированный на безопасность.
Еще один фактор — деньги. Еще до официального объявления о переводе компьютеров на ARM аналитик Мин-Чи Куо, известный точными прогнозами о новинках Apple, предсказал, что собственные процессоры в компьютерах обойдутся корпорации на 40-60% дешевле, чем приобретаемые у Intel.
Как уже упоминалось, архитектура ARM чаще всего встречается в мобильных устройствах. Одна из причин этого — компактные размеры и высокая энергоэффективность процессоров. Это значит, что новые модели макбуков в теории смогут работать дольше от одного заряда. Либо Apple сможет сделать их еще компактнее, уменьшив место, предназначенное для аккумуляторов.
Что это значит для разработчиков
Много работы. Для начала, разработчикам в самой Apple пришлось поработать до анонса — на ARM-компьютерах работает не только новая macOS Big Sur, но и все приложения компании. Включая профессиональный видеоредактор Final Cut Pro.
На этом Apple не останавливается: компания подготовила обновления для популярных проектов с открытым исходным кодом, чтобы те могли работать на новых процессорах. Она также заранее начала сотрудничество с Microsoft и Adobe, чтобы Word, Excel, Powerpoint, Photoshop и Lightroom можно было запускать на новых компьютерах. На презентации в ходе WWDC, например, показали, что Mac на процессоре Apple без видимых затруднений справился с 5-гигабайтным файлом в Adobe Photoshop.
Но обеспечить переход всех приложений, работающих на Mac, на новую архитектуру, одна только Apple не в состоянии — для этого требуется участие разработчиков этих приложений. Корпорация утверждает, что для большинства из них процесс перехода под новую архитектуру займет «несколько дней».
Переход Mac на процессоры ARM растянется примерно два года, и еще несколько лет после этого у пользователей на руках будут оставаться миллионы Intel-компьютеров. Но это не значит, что разработчикам придется разрабатывать две версии приложений: специальный формат исполняемых файлов Universal 2 будет одновременно работать и на ARM, и на Intel. При этом разным окажется только исполняемый код: все документы, ресурсы и библиотеки машинного обучения, используемые в таком приложении, будут храниться в единственном экземпляре.
У перехода на процессоры Apple есть еще одно (довольно неожиданное) следствие: приложения, написанные под айфоны и айпады, смогут безо всякой переделки запускаться на компьютерах. И хотя это скорее позитивное изменение — меньше работы, больше охваченных платформ — оно добавляет неопределенности для разработчиков, пишет The Verge: им придется решать, писать ли просто классическое нативное приложение под macOS (в формате Universal 2)? Или же адаптировать iPad-версии приложений на компьютеры с помощью технологии Catalyst от Apple, которая позволяет использовать один и тот же код на двух платформах? Или воспользоваться сторонним фреймворком Electron для упаковки веб-приложений под десктопный формат? Или вообще просто написать iOS-приложение и дождаться, когда оно будет без дополнительного вмешательства запускаться на ARM-компьютерах?
К этой неопределенности — или богатому выбору, тут как посмотреть — добавляются страхи по поводу того, что Apple запретит устанавливать на новые компьютеры приложения не из Mac App Store. Сейчас пользователи могут устанавливать на macOS программы, скачанные из интернета, но некоторые опрошенные The Washington Post разработчики опасаются, что в будущем этот способ распространения контента закроют. Использование Mac App Store удобно пользователям (процесс установки простой, можно быть относительно спокойным за безопасность), но не всегда удобно разработчикам, которым приходится платить долю Apple как владельцу платформы.
Наконец, разработчикам, которые хотят как можно быстрее адаптировать свои приложения под ARM-компьютеры, придется потратить 500 долларов — столько стоит доступ к специальной программе Universal App Quick Start Program. Она включает в себя не только доступ к документации и инструментам, необходимым для перехода, но и аренду Mac mini с процессором A12Z Bionic — как в iPad Pro.
Что это значит для пользователей
Сначала — пара уже очевидных хороших новостей. ARM-чипы будут как минимум более энергоэффективными: сама Apple говорит, что они обеспечивают «лучшую в отрасли производительность для Mac в пересчете на ватт». А значит, нас могут ждать макбуки с очень долгим временем работы без подзарядки.
Вторая хорошая новость — возможность запускать на таких компьютерах iOS-приложения. Дело в том, что на айфонах и айпадах выбор гораздо шире, чем на macOS, и через несколько лет, вероятно, разница станет не такой существенной.
Плохие новости заключаются в том, что в ближайшие годы при покупке нового компьютера от Apple придется погружаться в их особенности. Купить Intel-макбук прямо сейчас, или дождаться первых ARM-устройств в конце года? (А ведь в 2020 или 2021 году Apple обещает выпустить еще и новые Intel-компьютеры.) Довериться развивавшейся с 2006 года надежной экосистеме, которая через сколько-то лет неминуемо превратится в тыкву, лишившись обновлений macOS? Или дать шанс новой архитектуре, понадеявшись, что все привычные приложения на ней будут работать хорошо?
Последний вопрос не праздный. Да, у разработчиков есть инструменты и немало времени, чтобы адаптировать свои продукты под новые модели компьютеров. Но что, если у них нет ресурсов? Или они вообще уже занимаются другими делами, и возвращаться к старому продукту не хотят?
На этот случай Apple предусмотрела специальную технологию Rosetta 2, которая позволит без вмешательства разработчика запускать старые приложения на ARM-компьютерах. На WWDC даже показали, что через Rosetta 2 можно играть в 3D-игры, пусть и не на максимальных настройках. Но все ли приложения будут корректно работать с ее помощью? И как сильно упадет производительность?
При этом пользователям Photoshop или Final Cut издание CNET наоборот советует подождать компьютеров на новых процессорах: Adobe и Apple уже подстраивают свои приложения под них. Любителям играть на Mac (ха-ха) — тоже, из-за возможности запускать игры, созданные для айфонов и айпадов.