В Берлине вручили «еврооскар». Ничего нового, зато список победителей — это готовые рекомендации на зимние каникулы Рассказывает Антон Долин
7 декабря в Берлине вручили премию Европейской киноакадемии. Главный приз получила костюмная драма Йоргоса Лантимоса «Фаворитка», премьера которой состоялась в 2018 году (картина уже успела собрать всевозможные награды, в том числе и «Оскара» за лучшую женскую роль, исполненную Оливией Колман). Команда фильма, почти целиком состоящая из британцев, благодарила киноакадемию за возможность напоследок почувствовать себя частью Европы. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, чем еще запомнилась церемония: неприятием Романа Полански и овацией в адрес Олега Сенцова.
Премии EFA — Европейской киноакадемии, — неформально известные как «еврооскары», вручаются первыми в сезоне, еще до конца календарного года. Уже поэтому хочется ждать от них прогноза на будущее или хотя бы констатации настоящего положения дел в кинематографе. В 2019 году этого не получилось. Лучшим фильмом по итогам голосования академиков была признана «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса. Нет спору, это замечательно едкая и мастерски исполненная картина, актуальная и с точки зрения феминистической повестки, — только в Венеции ее награждали уже больше года назад, а на американских «Оскарах» она прогремела в начале 2019-го.
Над церемонией EFA витало невысказанное ощущение ушедшего поезда. Недаром ни сам Лантимос — в самом деле, важная фигура современного кино, радикальный новатор, перешагнувший за национальные границы и ставший мировой звездой грек, — ни уже собравшая ворох наград актриса Оливия Колман на церемонию в Берлин не приехали: очевидно, они заняты новыми проектами. За них статуэтки собирали продюсеры. «Фаворитка» получила призы в восьми категориях: лучший фильм, лучшая комедия, режиссура, актриса, операторская работа, монтаж, костюмы, грим.
Другим приветом из недавнего прошлого стало вручение приза зрительских симпатий, который присуждается по итогам народного голосования. Народ выбрал «Холодную войну» поляка Павла Павликовского — отличный фильм и закономерный выбор, да только «Холодная война» уже была триумфатором на тех же премиях EFA ровно год назад. Однако в прокат по всей Европе она выходила позже, что и привело к забавному опозданию.
Впрочем, главная цель кинопремий — все-таки обнаружить тенденции и подвести итоги, а не открыть дорогу в будущее (этим больше озабочены кинофестивали). Участие в довольно скромной, подчеркнуто домашней церемонии в самом деле ценится не меньше, чем победа: в конце все номинанты выходят на сцену и братаются. Дух европейской солидарности оказывается выше состязательного азарта. В этом смысле триумф «Фаворитки» был концептуально важным: почти вся съемочная группа состоит из британцев, которые со сцены говорили об особой чести получить такие призы и напоследок почувствовать себя гражданами Европы. А вручал главный приз Дэвид Йейтс — британский автор фильмов о Гарри Поттере и «фантастических тварях».
Основными конкурентами «Фаворитки» были три картины — «Офицер и шпион» Романа Полански, «Боль и слава» Педро Альмодовара и «Предатель» Марко Беллоккио. Все три режиссера — живые легенды, уступившие более молодому коллеге: логика в этом есть. Еще можно сказать, что исследующий хронику итальянской мафии Беллоккио (его фильм не получил ничего) и снявший свой лучший, самый личный лет за пятнадцать фильм Альмодовар (наградили его художника-постановщика и Антонио Бандераса за лучшую роль — тот поблагодарил за приз по скайпу и просил передать его режиссеру) не сообщили с экрана ничего принципиального нового, тогда как Лантимос неожиданно разорвал шаблоны костюмно-исторического кино. Что до Полански, то уклончивое заявление одного из руководителей Киноакадемии в начале церемонии — «Мы решительно осуждаем насилие над женщинами, но в духе демократии не можем пройти мимо замечательного фильма», — сходу звучало как отказ в регистрации. Многократный номинант и победитель «еврооскаров», Полански был чисто номинально включен в списки, надежд на победу не было. Кажется, от съемочной группы «Офицера и шпиона» в зале не было ни одного человека.
Кроме классиков на звание «Европейского фильма года» претендовали «Отверженные» социально ориентированного француза Ладжа Ли (эта темпераментная картина — фаворитка критиков на родине — была отмечена EFA как «Открытие года») и подростковая драма «Разрушительница системы» немки Норы Фингшайдт, явно взятая для того, чтобы хозяева церемонии были хоть как-то представлены на премии. Среди других участников и победителей хочется назвать парадоксальный синефильский мультфильм испанца Сальвадора Симо «Бунюэль в лабиринте черепах» (лучшая европейская анимация) и нашумевшую неигровую ленту Ваад Аль-Катиб и Эдварда Уоттса «Для Самы» (лучший документальный фильм). Француженка Селин Сьямма с «Портретом девушки в огне» получила награду за сценарий, как и ранее в Каннах. В общем, селекция вышла представительной, и как интеллигентный рекомендательный список на зимние каникулы сработает идеально.
Порученная талантливому немецкому режиссеру театра и кино Дитеру Брюггеманну церемония в этот раз оказалась отличным шоу. Его ведущие — актрисы Анна Брюггеманн (сестра и соавтор постановщика) и литовка Айсте Держюте начали с объявления об абсурдности кинопремий в мире, охваченном катастрофами — сцена была заполонена пустыми стульями, напомнившими о пьесах Эжена Ионеско. Тут же и помечтали о лучшей Европе: среди абсурдных грез фигурировал гей-парад на Красной площади, которому дает старт лично Владимир Путин. Декорации сменяли одна другую, выносившие призы и конверты актеры появлялись то из шкафа, то с небес (девушка в костюме ангела, парень в тулупе Санта Клауса), изображали доставщиков пиццы, клоунов и даже тираннозавров.
Самыми же трогательными моментами — как всегда — оказались чествования обладателей почетных наград. Среди лауреатов, каждый из которых был удостоен стоячей овации, были француженка Жюльет Бинош — ее отметили за европейский вклад в мировую культуру, а приз вручала не раз ее снимавшая постановщица Клер Дени, — и великий ветеран немецкого кино Вернер Херцог, награжденный по итогам всей карьеры. Приняв статуэтку от собрата по «Новому немецкому кино» Вима Вендерса, в своей речи Херцог темпераментно призвал к миру во всем мире, но публику куда больше обрадовала и насмешила неожиданная пародийная оперная ария в честь лауреата, которую певица исполняла с поставленного на колеса корабля, торжественно пересекавшего сцену: это было изысканной отсылкой к одному из шедевров режиссера, «Фицкарральдо». Отдельно принимали на сцене украинского режиссера Олега Сенцова. Все пять лет его заключения Киноакадемия требовала освобождения коллеги, и его молчаливый выход на сцену выглядел триумфальнее иных побед.
Россия в этом году никаких призов не снискала, хотя в номинациях присутствовали Виктория Мирошниченко из «Дылды» (шансов одолеть Оливию Колман у нее не было, но само включение в список претендентов для молодой актрисы, безусловно, почетно) и «Свидетели Путина», блестящая документальная картина Виталия Манского. Зато вечеринка закрытия прошла в восточном Берлине, в помещении исторического ресторана «Москва» — прямо напротив кинотеатра с не менее показательным названием «Интернационал».
Фото в анонсе: European Film Awards