«Холодное сердце — 2»: Анна и Эльза отправляются на Север — в самом ожидаемом сиквеле года!
В российский прокат выходит вторая часть «Холодного сердца». На этот раз знакомые каждому ребенку герои — принцессы Эльза и Анна, Кристофф, его олень Свен и снеговик Олаф — отправляются из своего королевства дальше на север, чтобы узнать тайну возникновения собственной страны. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, как в долгожданной сказке ужились феминизм, размышления о колониализме и увлекательные приключения.
Продолжение «Холодного сердца», сенсационно успешной анимационной сказки Disney, обречено на восторги публики и рекордные сборы: залогом тому — репутация первой части, выпущенной шесть лет назад и за прошедшие годы накрепко вошедшей в фольклор. Принцессы Анна и Эльза, простак Кристофф с оленем Свеном и, конечно, снеговик Олаф стали любимыми героями детей любого пола, их новых приключений в буквальном смысле ждал весь мир. И дождался.
После того, как схлынут первые восторги и будут посчитаны первые прибыли, станет очевидно, что успех оригинального «Холодного сердца» еще и бомба замедленного действия, подложенная под сиквел. Все-таки в сравнении с первой частью он проиграет, какой бы совершенной ни была компьютерная графика, какими бы сюрпризами ни радовал сюжет, сколь бы выразительно ни звучали новые песни. При всех вольностях и отступлениях от канона «Холодное сердце» обращалось к традиционной сказке с ее королями и королевами, колдовством и его разрушением, любовью и самопожертвованием; и та сказка была рассказана до самого счастливого конца. Начинать на том же фундаменте новую — задача дьявольски сложная (ни «Белоснежка», ни «Золушка», ни «Снежная королева» не рассчитаны на сиквелы). Впрочем, учитывая предложенные обстоятельства, команда Disney справилась с ее решением на отлично.
Прошло время. Обладающая магическим даром Эльза правит королевством Эренделл, используя свои способности для мелких приятных дел — например, радует детишек игрушками из льда. Тугодум Кристофф никак не отважится сделать предложение руки и сердца свободолюбивой Анне — в их союзе он слабая сторона, это ясно даже рогатому Свену. Что до Олафа, то для него, существа магического, времени не существует: он все так же забавляет окружающих (и зрителей заодно) своими песенками и шутками. Пока однажды неведомая стихия не атакует Эренделл, выгнав из него всех обитателей. Эльза чувствует: что-то неладно, ей нужно срочно ответить на зов таинственного голоса — кроме нее никто его не слышит — и пойти на край земли, к далекому Северу. Разумеется, вся компания отправится туда с ней, легкомысленно оставив королевство без правителя. Это сказка, в сказке можно.
Если Эренделл — сборная солянка из старинных городов и столиц скандинавских государств, нечто среднее между Копенгагеном, Стокгольмом и Осло, то логично было ожидать во вселенной «Холодного сердца» появления Лапландии и населяющих ее аборигенов — саамов. Именно там, на краю цивилизации, и разворачивается основной сюжет сиквела. Оказывается, дед Анны и Эльзы, грозный король, пробовал заключить с дикарями мир и даже построил для них мощную плотину, но что-то пошло не так — попытка объединения закончилась кровопролитием и вечным противостоянием. Теперь северные земли отделены от остального мира стеной непроходимого тумана, на границе которой стоят магические камни, воплощения четырех стихий: Земли, Воды, Огня и Воздуха. Найти с ними общий язык и предстоит персонажам фильма.
Поборники так называемых традиционных ценностей могут беситься сколько угодно, но новейшие сказки учитывают изменение мира. «Холодное сердце» было небольшой революцией, поскольку позволило себе не закончиться свадьбой — а колдовство, жертвой которого становилась девушка, разрушала другая девушка, принц же и вовсе оказывался главным злодеем. Феминистическую тенденцию «Холодное сердце — 2» продолжает и развивает: собственно, главный комический сюжет фильма — попытки Кристоффа привлечь внимание Анны, которой категорически не до него. При всех симпатиях публики к нему еще неясно, кто здесь больший олень — Кристофф или Свен. Когда они вместе запевают печальную балладу о невостребованной любви (возможно, самый милый музыкальный номер фильма), подпевающий им хор рогатых парнокопытных смотрится пугающе органично.
Однако на первый план здесь выходит абсолютно другая тема из актуальной повестки — колониализм. В самом деле, европейские культуры присвоили и одомашнили сказки, ритуалы и магию тех культур, которые в ряде случаев были подчинены и уничтожены. «Холодное сердце — 2» постепенно ведет нас к крайне неуютному выводу: милый старомодный мир условного Эренделла, которому под Рождество готовы радоваться все мы, подавил более древнюю культуру и пустил корни на отобранной у ее носителей почве. Вопрос ставится ребром: проклятие не снять, а Эренделл не спасти, если не снести его до основания, чтобы построить на руинах несправедливого мира новый — толерантный, не исключающий никого. Утопия ли это? Разумеется, но на то и нужны сказки, чтобы на пальцах рассказывать о труднодостижимых идеальных целях, моментальная невыполнимость которых так раздражает отдельных взрослых.
Впрочем, социальная повестка не заслоняет в «Холодном сердце — 2» интересного развития персонажей — прежде всего Эльзы. Ее одинокий путь ведет к свободе от обязательств и навязанных протоколов к инициации в самостоятельную взрослую жизнь, к собственному выбору — без сомнения, многие зрители (а особенно зрительницы) легко смогут с этим идентифицироваться. Тем более что подана персональная эволюция героини очень эффектно. От некоторых сцен в прямом смысле слова захватывает дух, особенно от укрощения стихий, за которое Эльза берется бесстрашно и бескомпромиссно, как бывало в самых древних сказках. Вместе с ней мы столкнемся в противоборстве с невидимым Ветром, всегда готовым превратиться в смерч, с неугасимой озорной Саламандрой, с водяной Лошадью, которую будет нужно в прямом смысле слова обуздать и объездить, а путешествие в край Каменных Гигантов — духов Земли — напрямую отошлет не только к скандинавским легендам, но и к конкретной локации, красивому и зловещему Тролльфьорду в Норвегии.
Соавторы и первого, и второго «Холодного сердца» Крис Бак и Дженнифер Ли — между прочим, первая женщина-режиссер анимационной сказки Disney и первая женщина-режиссер в истории, чей фильм заработал больше миллиарда долларов, а также преемница Джона Лассетера на посту худрука Walt Disney Animation Studios — не только держат планку, но стараются соблюдать хрупкий баланс между коммерческой выгодой, интересами самых разных зрителей и соблюдением жанровых традиций: они остаются узнаваемыми и в новом обличье. В конце концов, при всех своих новаторских свойствах и рискованных темах «Холодное сердце — 2» — приключенческая сказка про принцесс, с романтикой, юмором и хэппи-эндом. И вряд ли случайно она придумана так, чтобы в ней оставалось пространство для третьей части.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!