истории

«Тайна Коко»: хорошая смерть Отличный мультфильм от студии Pixar — музыкальный путеводитель по мексиканскому Дню Мертвых (и не только)

Meduza
Disney / Pixar

В прокат 23 ноября выходит «Тайна Коко» — музыкальный мультфильм студии Pixar, снятый Ли Анкричем (режиссер «Истории игрушек 3» и один из авторов «Корпорации монстров» и «В поисках Немо») и Эдриеном Молиной. Мультфильм рассказывает о мексиканском мальчике, который мечтает стать музыкантом — и для этого отправляется в царстве мертвых. О «Тайне Коко», оказавшейся намного сложнее и интереснее, чем казалось сначала, рассказывает кинокритик Антон Долин.

В культовом фильме «Привидение» героиня Вупи Голдберг, прощаясь с парой влюбленных (она живая, он уже призрак), произносит знаменитую фразу: «Хорошей вам жизни, хорошей вам смерти». Обычно в этом месте зал смеется. Что такое «хорошая смерть», как не оксюморон? Однако День Мертвых — праздник для Мексики не менее важный, чем Рождество, — увиденный глазами аниматоров студии Pixar, впервые придает словосочетанию отчетливый смысл. Такой загробный мир, разноцветный, сюрреалистический, свободный, превосходящий даже безумные фантазии Тима Бертона из «Трупа невесты», — мечта каждого. Тем более, ребенка. Доказательство — мальчик Мигель, сбежавший от настырной родни к радушным мертвецам и наконец-то ставший там счастливым. Об этом и рассказывает «Тайна Коко», полнометражный мультфильм Ли Анкрича («История игрушек 3») и Эдриена Молины (дебютант в режиссуре, сценарист «Хорошего динозавра»). 

Впрочем, поначалу кажется, что Pixar уже не тот — за последние годы мы привыкли к этой неприятной мысли. Миновали времена революционных мультфильмов («Корпорация монстров», «Рататуй», «ВАЛЛи», «Вверх»), с каждым годом больше сиквелов и приквелов, эксплуатируются былые достижения — словом, все на продажу. Недавние «Тачки 3» убеждали в том же. В «Тайне Коко» изначально настораживала предполагаемая вторичность по отношению к другому полнометражному мультфильму, спродюсированному Гильермо дель Торо, — «Книге Жизни», тоже о Дне Мертвых. Что называется, докатились! Раньше воровали у Pixar («Муравей Антц», «Рио», «Тайная жизнь домашних животных»), теперь ворует сам Pixar. И, конечно, делает это на высшем техническом уровне. 

Да, техника у этой студии — лучшая в мире, и поневоле поражаешься красочности и одновременно реалистичности пейзажей, интерьеров, людей и животных в «Тайне Коко». Но новаторство Pixar никогда не ограничивалось аспектом сугубо формальным: студия бралась за табуированные темы и предлагала неожиданные решения вечных проблем. Неужто теперь у них кончились сюжеты? Как выясняется, отнюдь. И к «Книге Жизни» «Тайна Коко» ни малейшего отношения не имеет. Лишь поначалу кажется, что месседж слишком правильный, почти уже скучный. 

Мигель растет в большом семействе и с детства знает легенду о прапрадеде-гитаристе, подло бросившем прапрабабку. Та в отместку закрыла двери и окна для любой музыки, посвятив себя сапожному ремеслу. Следуя ее завету, вся родня отныне тачает башмаки, — а музыка в доме так и осталась под запретом. Мигель решает нарушить табу и пойти по следам легенды городка, гитариста и певца Эрнесто-де ла Круса. Правда, того давно уже нет в живых, но для Мексики это не беда — с любым покойником можно повстречаться в царстве мертвых; к знаменитостям и там будет трудновато пробиться на прием. 

Disney Россия

Кажется, перед нами стандартный сюжет — хоть и рассказанный с нестандартным юмором и изобретательностью, а еще с блестящей музыкой Майкла Джаккино, — о том, как надо верить в себя и следовать за мечтой, чтобы исполнить предназначение и добиться успеха (этот канон принято называть «американской мечтой»). Но заявка оказывается виртуозным обманом. Расслабившись в ожидании предсказуемой развязки, зритель не раз и не два получит пыльным мешком по башке. Как выяснится, кино абсолютно не о том, — и успех в подлунном мире интересует авторов куда меньше тех причудливых озарений, которые ждут Мигеля в мире ином. 

Раскрывать сюжетный твист очень не хочется, поэтому придется говорить обиняками. 

«Тайна Коко» — редкий, если не уникальный, детский фильм о приятии смерти, причем не только собственной, но еще смерти близких и родных. Речь не только о симпатичных скелетах в сомбреро, которые танцуют и поют, радушно принимают путника из мира живых и готовы спеть с ним хором (хотя каждый ребенок и большинство взрослых обожают макабр, и анимация эксплуатирует этот факт со времен диснеевской «Пляски скелетов»). Речь о том, как компенсаторные механизмы памяти отменяют смерть и время — при помощи фантазии, в буквальном смысле слова стирая границу между реальностью и выдумкой. С этой точки зрения «Тайна Коко» — логичное продолжение лучшего мультфильма Pixar за последние годы, «Головоломки». А образ самой бабули Коко (ключевой, пусть формально эпизодический) развивает главные темы другого шедевра Pixar — «Вверх», который также был посвящен старению и смерти.

Дилемма «выбор / предопределение» в «Тайне Коко» тоже показана неожиданным образом. Выясняется, что погоня за мечтой — химера: традиции, как и генетика, имеют над человеком огромную власть, которой бессмысленно сопротивляться. Этот мрачноватый детерминизм идеально соответствует фольклорной подоплеке мультфильма — в конце концов, весь он посвящен именно традициям, их соблюдению или нарушению. Вообще, при всем изобразительном вырвиглаз-богатстве, временами «Тайна Коко» производит впечатление надлежаще неуютное. Например, сценическое шоу, поставленное мертвой (и явно сошедшей с ума) Фридой Кало напоминает ночной кошмар, и некоторые алебрихе — фантастические звери, которых как раз так любили Кало и ее муж Диего Ривера, — выглядят пугающе. 

Disney / Pixar

Наконец, самая причудливая и глубокая параллель, спрятанная внутри фильма, — это «Божественная комедия». Там, где не ждешь, интрига вдруг выруливает на романтическую и трагическую историю любви. В своих поисках Мигель находит совсем не то, что искал. Правда, умный зритель поймет это уже по одному имени собаки Мигеля — и, безальтернативно, самого обаятельного персонажа мультфильма, бездомного пса с рваным ухом и патологически длинным языком. Хозяин назвал его «Данте». 

Внимание, спойлер: из сумрачного леса, в котором заблудился тезка беспокойной собаки, и Мигелю, и зрителям фильма в результате удастся выбраться. Как бы ни экспериментировал Pixar, свет в конце тоннеля все еще остается обязательным атрибутом семейной анимации. 

Антон Долин