«В общественной жизни Запада Бога нет». Бывший папа римский назвал сексуальную революцию причиной педофилии среди священников
Бывший папа римский Бенедикт XVI прервал длительное публичное молчание и написал открытое письмо о том, почему среди католических священников распространились разнообразные сексуальные преступления, прежде всего педофилия. Его послание оказалось настоящим манифестом современного западного консерватизма, не только церковного. Корень проблем он видит в сексуальной революции шестидесятых годов, которая, по его мнению, породила «новую нормальность», оказавшуюся губительной. Многие эксперты увидели в письме Бенедикта XVI скрытую критику политики папы Франциска, несмотря на то, что бывший понтифик закончил письмо словами благодарности в адрес нынешнего.
Что написал Бенедикт XVI
Главной причиной распространения педофилии среди католических священников Бенедикт XVI считает сексуальную революцию шестидесятых годов. «Среди свобод, которых стремилась добиться революция 1968 года, была полная сексуальная свобода, не подчиняющаяся ни одной норме, — пишет Бенедикт XVI и ниже добавляет: — В физиогномике революции 1968 года отчасти заложено и то, что педофилия оценивается как разрешенная и допустимая».
По мнению бывшего понтифика, часть вины лежит на западных правительствах, которые поддались этим настроениям и предписали школам с младших классов объяснять детям природу сексуальности. «То, что изначально предназначалось исключительно для сексуального образования молодых людей, впоследствии стало восприниматься как абсолютно допустимая манера поведения», — считает богослов. Вслед за этим эротические и порнографические фильмы оказались доступными для всех желающих, пишет он, и вспоминает билборд семидесятых годов, на котором крупным планом были изображены два абсолютно голых человека.
Бенедикт XVI считает, что молодым священникам, принявшим сан в такой обстановке, было особенно трудно. Моральный крах этого поколения церковных служителей и очень большое число случаев ухода из церкви он называет последствием этих перемен в обществе.
Часть клира и богословов, по мнению бывшего понтифика, также оказались под влиянием этих же настроений. Они попытались реформировать саму суть католического вероучения и изменить представление о морали как о вневременной абсолютной ценности. По его словам, для реформаторов «не могло быть ничего, что представляло бы собой абсолютное благо или абсолютное зло, — лишь относительные ценностные суждения [выносимые] в зависимости от момента и обстоятельств». Это создало возможность для злоупотреблений.
У Святого престола попытались отнять решающее слово в моральных вопросах и оставить ему только роль арбитра в вопросах вероучения. Таким образом, считает Бенедикт XVI, некоторые епископы хотели добиться большей автономии. Критерием для назначения новых приходских священников зачастую стало отрицание или, как минимум, критическое отношение к прежней церковной традиции. «Возможно, не лишним будет упомянуть, что в некоторых семинариях студентов, которых заставали за чтением моих книг, начинали считать не подходящими для священства, — сетует бывший понтифик. — Мои книги прятали, как вредную литературу, и читали только под столом».
Не обвиняя напрямую гей-лобби в распространении педофилии, Бенедикт XVI упоминает, что «во многих семинариях образовались гомосексуальные сообщества, которые действовали более или менее открыто и заметно изменили климат в их стенах». Он сравнивает такие семинарии с духовным училищем на юге Германии, в котором образование вместе получали будущие священники, готовящиеся принять обет безбрачия, и миряне, которые нередко присутствовали на общих трапезах с женами, детьми, а иногда и с девушками. «Климат в этой семинарии не способствовал подготовке священников», — пишет Бенедикт XVI.
В конечном счете, все это, по мнению бывшего понтифика, привело к тому, что Бог был изгнан из жизни западного общества. «В общественной жизни Запада Бог сегодня отсутствует, ему больше нечего предложить этому обществу, — пишет богослов. — Поэтому так резко упал уровень человечности. Тут и там само собой разумеющимся становится зло, разрушающее человека».
Бенедикт XVI посетовал на то, что после войны в конституцию Западной Германии было включено упоминание об ответственности перед Богом, а через полвека его упоминание не попало в проект конституции Евросоюза. Именно «отсутствием Бога» он объясняет распространение педофилии.
По мнению Бенедикта XVI, под влиянием сторонников церковных реформ причастие потеряло сакральный смысл и из свидетельства божьего присутствия превратилось в «символический жест» и «акт вежливости». В итоге оно было полностью дискредитировано. Свидетельство тому — признание одной из женщин, ставшей жертвой домогательств и рассказавшей Бенедикту XVI, что всякий раз перед половым актом священник повторял: «Вот тело мое, которое я отдам за тебя».
Исправления, согласно бывшему понтифику, следует начать с возвращения прежнего отношения к причастию и ни в коем случае не должно заключаться в создании «новой церкви». Подобные идеи он считает дьявольскими ухищрениями. «Иисус сравнивал церковь с сетью, в которой сам Бог разделяет хороших и плохих рыб», поэтому наличие зла внутри не дискредитирует ее в целом.
По мнению Бенедикта XVI, вера в качестве «образа жизни», а не «отвлеченной теории» неразрывно связана с «базовым набором нравственных установок», а «те, кто пытаются лишить церковь права выносить моральные суждения, хотят, чтобы она замолчала именно там, где пролегает граница между истиной и ложью».
Что не понравилось критикам
Многие ученые-теологи и исследователи церковной истории категорически не согласны с тем, что причины распространения сексуальных преступлений следует искать в сексуальной революции. «Удивительно неверным» назвал это объяснение теолог Брайан Флэнэган из университета Мэримаунт в штате Вирджиния.
Церковный историк Кристофер Беллитто охарактеризовал письмо как «катастрофически безответственное», поскольку оно подрывает усилия действующего папы римского Франциска по борьбе с сексуальными преступлениями. По мнению Беллитто, слова Бенедикта XVI противоречат выводам, которые были сделаны на специальной встрече католических клириков в феврале нынешнего года, — что «среди насильников были священники любых взглядов; что насилие существовало до 1960-х годов; что это мировая, а не только западная проблема; что гомосексуализм не связан с педофилией». Ученый предположил, что, возможно, кто-то манипулирует стареющим иерархом.
О том, что послание Бенедикта создает проблемы для папы Франциска, пишет и The New York Times, отмечая, что это «материализует страхи тех церковных экспертов, которые утверждали, что наличие двух живущих понтификов ведет к пасторской, теологической и политической катастрофе и может вызвать волнения среди верующих». По мнению авторов издания, письмо Бенедикта нарушает не только его собственное обещание отстраниться от дел, но и прямой запрет Ватикана на подобное вмешательство. Как отмечает газета, бывший понтифик остается кумиром для консерваторов внутри церкви и его выступление должно вдохновить их.
В то же время официальный биограф папы Франциска Остин Айвери считает, что в главном оба понтифика согласны — сексуальные преступления, совершенные священнослужителями, не могут быть поводом для разрушения церкви как института.