Андрюс Кубилюс — литовский политик, когда-то участник движения «Саюдис» за независимость Литвы от СССР. Он дважды был премьер-министром Литвы, сейчас Кубилюс — депутат литовского сейма и Европарламента. В начале января политик написал статью, обращенную к литовской аудитории. В ней, разбирая случай с лишением лицензии телеканала «Дождь» в Латвии, политик обращается к «психологическим комплексам» сограждан относительно России. В первую очередь среди таких «комплексов» он называет заблуждение о том, что Россия просто «несовместима» с демократией. «Медуза» поговорила с Кубилюсом, правоконсервативным политиком, стоявшим у истоков литовской независимости, о том, почему он последовательно настаивает на необходимости видеть разницу между кремлевским режимом и россиянами.
— Мы с вами говорим в годовщину исторических событий января 1991 года в Литве. Сейчас часто можно слышать мнение литовцев и жителей других стран Балтии, обращенное к западным лидерам: мы, как пострадавшие от имперских амбиций России, вас 30 лет предупреждали, что она от них не откажется, и в итоге оказались правы. Насколько это мнение кажется вам оправданным сегодня?
— Действительно, после того как Путин пришел к власти в 2000 году, мы предупреждали Запад, что Россия отдаляется от демократии времен Ельцина. Что постимперская ностальгия начинает играть самую большую роль и сам Путин как бы подталкивает к этому.
Конечно, сегодня западные лидеры признают это. Я могу только повторить то, что сказала [председатель Еврокомиссии] Урсула фон дер Ляйен в Европейском парламенте во время своего ежегодного доклада. Она заявила, что да, мы, западные лидеры старой Европы, должны признаться, что были не правы, когда не слушали балтийские страны и Польшу. А они предупреждали нас, что зависимость от кремлевского газа и попытки, несмотря на то, что делает Кремль, поддерживать диалог с Путиным — что все это была ошибка.
С другой стороны, я пишу в своей статье, что мы сами — литовцы и другие балтийские страны — не должны позволять себе делать ошибочных выводов из этого опыта. Мол, тогда мы были правы, поэтому мы всегда будем правы. В том числе когда мы говорим о временах прихода Путина к власти, появления путинской идеологии о восстановлении империи, Новороссии и тому подобного. Мы не можем на основании этого делать вывод о том, что Россия распростилась с демократией навсегда.
Вообще-то исторический процесс движется медленно, но постоянно. В восточной части Европейского континента, или, если можно так выразиться, в постсоветском пространстве демократия западных углов этого пространства продвигается на восток. Мы были первыми, кто [покинул это пространство], потом Грузия, Украина, Молдова, даже Армения к этому продвигается. В 2020 году пыталась и Беларусь, Лукашенко сумел силой приостановить этот процесс, но это временно.
Я всегда привожу этот пример: смотрите, как российские граждане в 1991 году реагировали на атаку на Вильнюс. Мы все хорошо помним, что тогда в поддержку Литвы в Москве на улицы вышли, по разным оценкам, от полумиллиона до 700 тысяч человек. Это была самая большая демонстрация в истории современной России. И это показывает, что граждане России в то время защищали демократию — даже у нас.
Да, сейчас времена другие, Путин прошелся бульдозером и заасфальтировал все общество. Но я полушутя говорю, что такую демократическую генетику граждан России пропить нельзя. Когда-нибудь она прорвется наружу, это только вопрос времени.
Митинг, организованный движением «Демократическая Россия», против применения советской армией военной силы в отношении Литвы. Москва, 20 января 1991 года
Валентин Соболев / ТАСС
Митинг, организованный движением «Демократическая Россия», против применения советской армией военной силы в отношении Литвы. Москва, 20 января 1991 года
Андрей Соловьев / ТАСС
Но и в Литве, и в других европейских странах многие, видя преступления в Буче и других городах Украины, делают вывод о том, что все россияне — империалисты, что Россия никогда не будет демократией. Это довольно распространенный, но ошибочный взгляд, с которым мы должны бороться.
— А откуда это представление вообще берется?
— Это очень упрощенный взгляд на то, что некоторые страны могут быть демократиями, а другим мешает некая «превалирующая национальная идеология». Скажем, про Китай говорят, что конфуцианство несовместимо с демократией. Я сам не эксперт по конфуцианству, но на Тайване живут те же самые этнические китайцы, и им удается развивать свою демократию, несмотря на то, что они тоже конфуцианцы. На таком примере попытка доказать принципиальную невозможность демократии в какой-то стране при помощи исторического детерминизма разваливается.
Или, например, я слышу — в том числе от некоторых действительно очень сильных интеллектуалов в самой России, — что проблема России в том, что она унаследовала от монголо-татарского ига многие институции и внутреннюю политическую архитектуру, которая несовместима с демократией. На что я всегда говорю: посмотрите на все сегодняшние мировые отчеты о развитии демократии в мире — и вы увидите, что сегодняшняя Монголия выглядит совсем неплохо по всем рейтингам здоровья демократии. Так что и здесь такие аргументы не работают.
Когда закончилось десятилетие ельцинской демократии и к власти пришел Путин, это многим дало возможность с облегчением сказать: вот видите, в России никогда не было демократии, поэтому там всегда был либо царь, либо генеральный секретарь, либо, как сейчас, авторитарный президент. А ельцинское время с этой точки зрения не систематический эпизод развития, потому что, мол, демократия тут никогда не появлялась.
На мое понимание развития демократии очень сильно повлияла академическая книга американского политолога Сэмюэла Хантингтона, которого все знают по книге «Столкновение цивилизаций». Но он был очень силен в первую очередь в анализе развития демократий в разных странах. И у него в 1991 году вышла книга «Третья волна» о том, что в XX веке было три волны демократизации: первая — до середины 1920-х годов, вторая — с конца Второй мировой до 1960-х, а мы являемся продуктом третьей волны — от 1980-х до двухтысячных. Для описания этих процессов он прибегает к метафоре океанской волны: она накрывает новые территории, авторитарные страны на них обращаются к демократии. Но потом начинается откат, и некоторые территории возвращаются обратно к авторитарной системе. Из этого следует простой вывод: страны, которых накрывает такой волной, обычно не являются стабильными демократиями. Я в политику пришел из физики, и если из анализа Хантингтона сделать график, то можно увидеть синусоиду, которая повторяется каждые 20–30 лет. По моим расчетам, это десятилетие как раз должно быть началом четвертой волны.
Поэтому, по Хантингтону, Россия не является страной, в которой невозможна стабильная демократия. Он очень четко объясняет, что первый раз демократия не продолжается долго. Что уничтожает новую демократию в тех странах, где она появляется впервые? Неизбежная ностальгия по прошлому. После революции все люди ожидают чудес. Точно так же было и в Литве — мол, сейчас-то заживем как в Швеции. Но вместо чудес появляется разочарование, к которому в России добавляется ностальгия по имперскому прошлому — что для бывших империй неизбежно. Можно посмотреть на, скажем, Францию после Второй мировой войны, как им было трудно отказаться от колоний в Северной Африке — Алжире, Марокко и так далее. Только генерал де Голль смог остановить развал демократии в самой Франции в 1950-е годы. Так вот, Франции повезло, что она получила де Голля, а России не повезло, что в очень похожих условиях она получила Путина.
Бывший президент России Борис Ельцин на церемонии инаугурации нового президента Владимира Путина. Москва, 7 мая 2000 года
Laski Diffusion / Newsmakers / Getty images
— Мне кажется, вы верите в российскую демократию сильнее, чем многие российские демократы, и вы как политик очень последовательно отстаиваете эту позицию. Еще до вторжения вы настаивали на необходимости отделять кремлевский режим от российского народа и помогать демократическим силам. Но на первый взгляд, сейчас нет никаких предпосылок для появления массового демократического движения в России: вся оппозиция, которая была, либо сидит в тюрьме, либо рассеяна по миру. Что вам придает такую уверенность в успехе демократии в России?
— Здесь два вопроса. Во-первых, я попытаюсь ответить, почему я так часто об этом говорю. Очень просто: потому что это наш национальный интерес. Некоторые нас обвиняют, что мы, мол, русофобы, у нас какие-то фантомные боли еще с советских времен. Но я отвечаю, что, наоборот, мы на самом деле русофилы и имеем очень сильный стратегический интерес иметь хорошие отношения с Россией. Если отвечать полушутя, то, когда у нас плохие отношения с Россией, либо мы вместе с поляками отправляем Лжедмитрия в Кремль, либо нас отправляют в Сибирь.
Но мы понимаем, что хорошие отношения с Россией возможны только тогда, когда Россия станет нормальным демократическим европейским государством. Наш очень простой практический интерес в том, что демократия в России — это позитивное явление и для самих россиян, и для всей Европы. Вопросы безопасности разрешились бы сразу и навечно, потому что демократии между собой не воюют.
Что касается того, как это может произойти, если не видно никаких признаков, — во-первых, я всегда отвечаю: в 1980-х никто не ждал перестройку, а она пришла, Горбачев откуда-то появился. Ну хорошо, сейчас мы уже знаем, что и Андропов думал о том, что СССР подошел к такому кризисному состоянию, что нужны перемены. Они наверняка не просчитали, что эти перемены могут развалить весь Советский Союз. Но тогда и у нас такого никто не ожидал, и не помню, чтобы кто-то из западных экспертов мог бы тогда сказать, что Россия может свернуть на такой путь.
Во-вторых, вот последний пример: Беларусь в 2020 году. Я очень хорошо помню, что еще в мае того же года мы говорили, что у тех, кого я называю традиционной оппозицией и которую мы очень хорошо знаем, ничего не получится, на выборах Лукашенко нарисует какую угодно цифру и на этом все закончится. И для нас стало большой неожиданностью, когда появились совсем новые лидеры: [Светлана] Тихановская, [Виктор] Бабарико и другие.
Я не могу предсказать, как ситуация будет развиваться в России, но такие явления происходят совсем неожиданно. Каким образом — будут ли это массовые явления, или какой-то полукремлевский переворот, или военные решатся на перемены — предсказать трудно. Михаил Ходорковский говорит, что это может быть «черный лебедь» — то, что ты не можешь предсказать, а оно вдруг происходит.
— То есть для вас это прагматический вопрос именно интересов Литвы, а не какой-то сентиментальный, потому что у вас особенно дружные отношения с россиянами.
— Интерес Литвы, думаю, общий и для всей Европы, и для граждан России. Но для нас — в отличие от, например, Португалии или Италии — это еще и экзистенциальный интерес. Поэтому мы пытаемся работать в этом направлении вместе с российской оппозицией, которую неплохо знаем, особенно той, которая была вынуждена покинуть Россию. И мы анализируем, какие ошибки Европейский союз или Запад делали по отношению к России и какую политику нужно начинать проектировать уже сейчас, смотря в будущее.
Мы верим в демократическое будущее России, и я вижу очень большую и важную работу по подготовке общей стратегии российской оппозиции. Об отношениях Запада и трансформированной, демократической России нужно говорить уже сейчас. И мы писали разные статьи вместе с российскими экспертами — [экономистом] Сергеем Гуриевым, Владимиром Миловым. С нашей стороны тоже были хорошие специалисты.
Я всегда повторяю, что трансформация страны в демократию стоит перед двумя важными вызовами. Первый — это тот самый «черный лебедь», когда перемены происходят за один день или ночь и на них концентрируется все внимание. Но второй вызов — это как помочь молодой демократии стабилизировать себя, как пройти через период жаркой эмоциональной ностальгии, как не позволить, чтобы эта ностальгия опять привела к авторитарному режиму. А эта ностальгия у нас была такова, что в 1992 году мы были абсолютно уверены, что люди проголосуют за нас, за «Саюдис», ведь это мы привели Литву к независимости и демократии. А люди огромным большинством проголосовали за бывших коммунистов.
Пикет у штаб-квартиры «Саюдиса» после выборов в сейм Литвы. Надписи на плакатах: «Будьте прокляты те, кто голосовал за коммунистов», «За литр бензина продал родину». Вильнюс, 29 октября 1992 года
Г. Шлевис / ТАСС
В 2004 году, когда мы уже стали членами Европейского союза и НАТО, подходило время очередных выборов в парламент. И я как председатель нашей партии решил, что вместе с обычным вопросом «За кого вы собираетесь голосовать?» мы проведем еще один [опрос] с одним простым вопросом: как вы думаете, жизнь в советское время была лучше или хуже, чем сейчас? Результаты мы тогда спрятали глубоко в ящик, потому что через 14 лет после независимости 54% ответили: в советское время было лучше.
Стало ясно, что мы имеем дело с тем, что я называю потерянным поколением: людьми старше 50 с низким образованием, маленькими доходами, живущими в провинции. И они голосовали очень четко — либо за бывших коммунистов, либо за каких-то новых популистов, но не за нас. Как тут помочь — большой вопрос. Нам помогло то, что у нас была открыта дорога — стать членом Европейского союза.
И когда мы говорим про демократию в России, про то, какие отношения мы будем строить между Европейским союзом и демократической Россией, к выводам о том, что Россия должна стать членом ЕС, мы, конечно, не приходим. Но должны быть созданы возможности для экономического развития России — например, свободная торговля.
— «Саюдис» начинался как перестроечное, реформистское движение, а потом — насколько я понимаю, примерно в то время, когда вы сами присоединились к движению, — резко развернулся в сторону требований полной независимости. Что именно спровоцировало такую резкую смену курса и какой из двух вы тогда поддерживали?
— Перестройка началась в 1985 году, но не у нас. Мы читали московские газеты — «Литературную», «Огонек» — и просто не могли в это поверить, потому что у нас ничего такого не было. У нас до тех пор была только своя газета «Правда» (Tiesa) брежневской традиции.
Но в июне 1988 года стало ясно, что что-то нужно делать. Во-первых, уже был эстонский пример: они первыми создали свой «Народный фронт», мы были вторыми. Тогда еще царила неуверенность, было не очень ясно, как будут реагировать силовые структуры, поэтому сначала все говорили: давайте продвигать перестройку. Вот в Москве так и делают, а у нас почему ничего такого нет?
Очень быстро появилось понимание, что уже можно выходить на улицы, можно делать митинги, можно открыто говорить всю правду. И милиция, и КГБ уже за это не преследуют — это был первый фактор. Когда люди почувствовали, когда общество начало верить в нас, «Саюдис» очень быстро пошел на то, чтобы сказать: да, мы будем и за демократию, и за независимость. В феврале 1989 года Горбачев позволил провести первые полусвободные выборы в парламент СССР. И мы на первых выборах в Верховный совет победили во всех округах, где выдвигались наши кандидаты. Мы видели внутреннюю потребность в этом, поэтому в таких условиях уже можно было начинать бороться за полную независимость.
— То есть «Саюдис» не реагировал на какое-то конкретное внешнее явление, а просто для него были созданы такие условия?
— У литовцев всегда в сердцах и умах сохранялась надежда, что независимость когда-нибудь вернется. Этому помогало и то, что Запад не признавал нашу оккупацию, и послевоенные партизанские войны. Но во времена Брежнева и прямо перед перестройкой никто не верил, что чего-то можно достичь таким открытым способом, выходя на улицы, на демонстрации. А когда перестройка началась и мы поняли, что репрессий уже не будет, дело пошло в нашу сторону.
— В этот момент для литовцев имела значение поддержка людей в России, все эти многотысячные демонстрации в центре Москвы? О них вообще было известно?
— Об этом не просто было известно — в некотором смысле это и была наша цель. Мы понимали, что, если в самой России будут настроены против демократии, против нашей независимости, это нам не поможет [добиться независимости]. Поэтому мы не только знали, что демократы в России нас поддерживают, но и сами активно пытались говорить с гражданами — не только в Москве и Ленинграде, но и в других, самых дальних уголках России. В этом нам как раз помог избранный тогда Съезд народных депутатов, горбачевский парламент, в котором была Межрегиональная депутатская группа. Там были и мы, и представители других балтийских республик, и российские демократы. И вот мы все вместе разваливали Советский Союз, если можно так пошутить.
На самом деле мы тогда очень плотно работали с самыми разными демократическими движениями в России, в том числе региональными — на Урале, Дальнем Востоке и так далее. Мы в Вильнюсе помогали им печатать их подпольные газеты. Тогда мы хорошо понимали, что нужно заботиться не только о наших гражданах, об их понимании ситуации, об их эмоциях, но и искать возможность работать и с российскими гражданами.
— В этом видны параллели с современностью: сейчас тоже часто можно увидеть призывы поддержать движения за независимость многих регионов в России — в Бурятии, Татарстане и так далее. Но, насколько можно судить по идеям, которые высказывают сторонники «деколонизации» России по примеру СССР, цель этой поддержки не собственно поддержка демократии в России, а поддержка стремления народов к независимости для того, чтобы Россия в итоге распалась на ряд самостоятельных государств. Какая у вас точка зрения на такие призывы?
— Некоторые эксперты говорят, что вообразить себе демократию по всей России, включая [Чечню Рамзана] Кадырова, довольно трудно. Но из разговоров с Ходорковским, Каспаровым, Миловым и другими я могу сделать вывод, что, по их мнению, трансформация в России должна проходить через более глубокую федерализацию, то есть бо́льшую независимость разных регионов, чтобы у них была возможность самостоятельно выбирать направление своего развития. Вот такую возможность мне представить уже гораздо легче.
Но может ли происходить раздробление России на этнические регионы? Во-первых, здесь я не считаю себя большим экспертом. Я не знаю, насколько эта этническая идентичность является сильной в разных регионах России — в Якутии, Чувашии. Во-вторых, вопрос в том, насколько эти регионы могут быть экономически самостоятельны. Есть, конечно, Татарстан и Башкирия с нефтью и газом, можно себе представить их возможности, если экономика России пойдет ко дну, если политика Кремля не будет меняться и Россия останется исключенной из глобальной экономики.
Но когда некоторые люди говорят, что, мол, сейчас в России будет происходить то же самое, что происходило с СССР, отделение балтийских стран и тому подобное, что все это возможно и сейчас, — я в этом не уверен. Мы только что это обсуждали — ведь что происходило в Советском Союзе до нашей независимости? Попытка демократизации самого Советского Союза. То есть сначала Горбачев, перестройка, демократизация, а потом мы уже почувствовали, что можем выходить на улицы и требовать независимости. А не наоборот — сначала требовать независимость, а потом уже демократию. Так что если у Кремля останется возможность использовать силовые структуры и подавлять все движения, как национальные, так и демократические, я не вижу, как может развиваться эта ситуация.
— Но почему Горбачев в какой-то момент так резко развернул этот курс демократизации — очень жестко подавил демонстрации в Вильнюсе, закрыл «Взгляд» и так далее, — что от него в знак протеста ушел собственный министр иностранных дел?
— Сегодня из разных воспоминаний и книг про Горбачева мы уже знаем, что влиятельные силы в Кремле и вокруг него поняли, куда ведет вся эта перестройка и демократизация. Пик активности этих консервативных, реакционных сил пришелся на август 1991 года, но наивно было бы думать, что старые брежневские коммунисты с радостью примут демократию, уход балтийских республик и так далее.
Можно, наверное, говорить и о том, что сам Горбачев тоже не был систематическим демократом. Он испугался этих консервативных сил, испугался сам себя и начал поворачивать назад. Если бы он начал с ясной стратегии эволюции демократии в Советском Союзе, многих проблем, которые проявились потом, можно было бы избежать.
— Как отреагировали на вашу статью в самой Литве? Вы же прежде всего обращались именно к этой аудитории, к внутренней литовской.
— Моя статья появилась как раз как реакция на общественную дискуссию в Литве на события вокруг «Дождя». Достаточно многие, скажем так, интеллектуальные лидеры говорили то же самое: что в России никакой демократии не будет, все они империалисты и «Дождь» тоже империалисты. Это и подтолкнуло меня написать статью про наши психологические комплексы, о том, что мы не всегда правы. Когда мы пытаемся так обобщенно сказать — пусть, мол, российская оппозиция едет обратно в Россию, ну или в Украину, берет там ружье и борется там с Путиным… По-литовски это выражение звучит лучше, но назовем это явление «салонные демократы»: лежишь себе на софе и говоришь другим — идите и боритесь.
Но мне вся эта дискуссия в Литве, да и в остальной Европе, показалась странной, поэтому мы с Радеком Сикорским и другими членами Европарламента написали статью о коллективной ответственности. В ней мы как раз пишем, что в Европе сейчас есть верующие и неверующие в российскую демократию. Неверующих пока, к сожалению, больше. У нас нет данных опросов по этому поводу, но я вижу в этом уже политическую проблему. Потому что если Европа — то есть европейские граждане и политики — не верит в возможность демократической трансформации России, то помощь такой трансформации будет очень ограниченной.
А с другой стороны, это очень выгодно самому Путину, который всегда пытался доказать западным лидерам: перестаньте наивно думать о демократии в России, мы особый случай, дикий восточный народ, и вы нас тут не провоцируйте этими разговорами о демократии. А то мы кому «Новичка» дадим, кого ядерным оружием попугаем, так что приспосабливайтесь к России — такой, какая она есть. А что значит «приспосабливайтесь»? Поддерживайте с нами диалог. Вот это и есть путинская философия. И когда мы, то есть европейцы, с нашей стороны тоже отвечаем: мол, ну да, в России никогда не будет демократии, — так мы помогаем Путину.
— Один из сценариев, по которому обычно развивается дискуссия, насколько я могу судить по комментариям к вашей статье, — это пример послевоенной Германии. Аргумент: но у Германии же в итоге получилось стать одной из самых демократически развитых стран мира. Контраргумент: да, но это не получилось по собственной воле ни у нее, ни у Японии. Более того, обеим демократию довольно насильственными методами навязали извне. Какой точки зрения придерживаетесь тут вы?
— Если брать отдельно германский опыт, то к нему возникает очень много вопросов. Что касается России, то у меня была статья, которая так и называется — «Трагедия России». Если очень обобщенно, то я там пишу про две конкурирующие мечты России. Одна — о восстановлении империи. Другая — это просто иметь нормальную жизнь в самой России. Что значит «нормальную»? Ну, как в Европе, например. Пока побеждает первая мечта, потому что ее использует Путин. И это приводит Россию в тупик. Она все глубже идет в систематический кризис.
Я недавно пересмотрел заявление знаменитого генерала [Леонида] Ивашова (как раз год прошел), и он там говорит очень разумные вещи. Там у него повторяется рефрен, что если Россия начнет войну против Украины, то может вообще пропасть как государство. То есть понимание этого системного кризиса уже есть.
Но что делать с этой имперской мечтой, как помочь гражданам России забыть ее? Россия должна проиграть эту войну. Трибунал, о котором мы говорим руководству Кремля, тоже должен быть частью этого процесса. Как и вступление Украины в НАТО — оно помогло бы гражданам России понять, что Украина ушла и уже никогда не вернется.
С другой стороны, Запад должен сделать так, чтобы у граждан России была другая мечта о нормальной жизни, чтобы она получила бо́льшую поддержку. И здесь как раз Европейский союз может громко говорить о том, какими будут отношения между ЕС и демократической Россией. Нам нужно показать гражданам России, что после Путина жизнь может быть нормальной, что можно восстановить и связи, и экономику, и возможность путешествий, и тому подобное. Запад, думаю, может сыграть важную роль в этом и таким образом помочь гражданам России.
Михаил Ходорковский
Объявлен в России «иностранным агентом» (как и многие другие организации и люди). Имейте в виду, что во время войны с Украиной в России приняли новый закон: теперь «иноагентом» могут объявить кого угодно.
Владимир Милов
Объявлен в России «иностранным агентом» (как и многие другие организации и люди). Имейте в виду, что во время войны с Украиной в России приняли новый закон: теперь «иноагентом» могут объявить кого угодно.
Гарри Каспаров
Объявлен в России «иностранным агентом» (как и многие другие организации и люди). Имейте в виду, что во время войны с Украиной в России приняли новый закон: теперь «иноагентом» могут объявить кого угодно.
Телеканал «Дождь»
Объявлен в России «иностранным агентом» (как и многие другие организации и люди). Имейте в виду, что во время войны с Украиной в России приняли новый закон: теперь «иноагентом» могут объявить кого угодно.
Сэмюэл Хантингтон
Американский социолог и политолог (1927–2008), автор множества книг и статей о теории демократии. Разработал несколько основополагающих для современной политологии концепций: «столкновение цивилизаций» (так называлась его книга 1996 года) о том, что после завершения холодной войны мировые конфликты будут проходить по цивилизационным, а не национальным границам, и концепцию волновой природы демократии.
Генерал Шарль де Голль
Французский военный и политический деятель, основатель и первый президент нынешней, Пятой республики. Одно из главных направлений его внешней политики — деколонизация Франции. Она вызывала резкое отторжение у правых националистов, которые несколько раз устраивали на де Голля покушения и пытались устранить его путем переворота. Правда, к 1968 году де Голль начал вызывать сильное раздражение уже у левой молодежи, которая во время массовых протестов призывала к его отставке. В итоге де Голль так и поступил — но уже после подавления протестов.
«Черный лебедь»
Труднопрогнозируемое явление, которое не способны предсказать эксперты, но имеющее значительные последствия. Концепция сформулирована в одноименной книге 2007 года американского писателя Нассема Талеба.
Выборы в сейм Литвы 1992 года
На первых свободных выборах в парламент (сейм) независимой Литвы большинство голосов (почти 44%) получила Демократическая партия труда Литвы, критиковавшая «Саюдис» за поспешность в проведении реформ и призывавшая к улучшению отношений с Россией.
«Саюдис»
Sąjūdis («Движение») — общественно-политическая организация, появившаяся в Литовской СССР в июне 1988 года под влиянием идей перестройки и гласности. Первоначально сотрудничала с реформаторами в компартии Литвы, но затем начала требовать полной независимости от СССР. На выборах в Верховный совет Литовской ССР кандидаты от «Саюдиса» получили 101 место из 140, новый состав ВС Литвы немедленно принял акт о восстановлении независимости Литвы. Однако сразу после достижения своей цели «Саюдис» утратил влияние в независимой Литве.
Съезд народных депутатов
Высший орган государственной власти в СССР в последние годы его существования (1989–1991). 2250 его депутатов избирались на первых полусвободных выборах в СССР в марте — апреле 1989 года. Прошло пять съездов, последний по предложению президента Михаила Горбачева самораспустился в сентябре 1991 года, незадолго до окончательного роспуска Советского Союза.
Что это за события?
В январе 1991 года после обращения Михаила Горбачева к властям Литвы с требованием «восстановить действие Конституции СССР и Конституции Литовской ССР, отменить ранее принятые антиконституционные акты» советские десантники и спецназ заняли общественные здания в Вильнюсе, а в ночь на 13 января начали штурм телецентра. На улицы вышли сторонники независимости Литвы, между ними и военными произошли столкновения, в результате чего погибли 14 человек, пострадали более 700.
«Союз Отечества — Литовские христианские демократы»
Правоцентристская консервативная партия, появившаяся в 1993 году на базе правого крыла движения «Саюдис». В текущем созыве сейма занимает 49 из 141 места. Трижды была в составе правящей коалиции.
Это правда?
По разным оценкам, представители этнической группы хань составляют от 95 до 97% населения Тайваня. Они же являются основной этнической группой в КНР (более 90%). В основных рейтингах развития демократии Тайвань находится в первой десятке.
Отношения государств Балтии и США
В 1940 году СССР провел «выборы» во всех трех независимых странах Балтии, в которых в условиях военной оккупации Красной армией участвовали только одобренные Кремлем коммунистические партии. После этого аннексия трех государств в качестве новых союзных республик была закреплена формально. Но США отказались признавать это, поэтому формально их дипломатические отношения с Эстонией, Латвией и Литвой непрерывно поддерживаются с 1922 года, когда эти молодые государства впервые обменялись послами с Соединенными Штатами.
Монголия в рейтингах здоровья демократии
Монголию действительно весьма высоко оценивают основные индексы прав и свобод — избирательных, гражданских, прессы и других. Например, в рейтинге Freedom House за 2022 год у Монголии выше балл по параметру «Политические свободы», чем у США. Индекс демократии журнала Economist помещает Монголию в категорию «Несовершенные демократии» — но в этой же группе находится, например, и Франция. В рейтинге 2021 года Монголия находилась на 62-м месте, а Россия — на 124-м.
Кем был Андрюс Кубилюс до прихода в политику
В 1979 году Кубилюс окончил факультет физики Вильнюсского университета, затем аспирантуру там же, а с 1984 по 1990 год работал там лаборантом и научным сотрудником.
Теория демократического мира
Первый трактат о возможности мирного сосуществования государств написал еще немецкий философ Иммануил Кант в 1795 году. Сторонники этой теории считают, что присущая демократическим государствам система сдержек и противовесов, а также подотчетность лидеров обществу мешают начинать войны. А в XX веке демократия как гарант мира стала официальной политикой крупнейших демократических государств мира — США и Великобритании при президентах и Билле Клинтоне и премьер-министре Тони Блэре. Правда, обе страны все-таки активно участвовали в войнах (например, в Ираке и Афганистане).
Сколько людей протестовало на самом деле?
Точное количество участников митинга за независимость Литвы неизвестно, но правозащитник Сергей Ковалев оценивал его так: «В том самом кровавом январе 91-го года на улицы Москвы сразу на следующий день, 14 января, вышли толпы москвичей. Мы насчитывали полмиллиона, никто не может посчитать точно число демонстрантов, но я ручаюсь, что более ста тысяч. Эти сто тысяч москвичей пресекли возможность дальнейшего развития насилия». Оценки численности других крупнейших митингов и демонстраций в защиту демократии, проходивших в то время в Москве, также варьируются.
Конфуцианство
Этико-философская система, основанная на трудах древнекитайского мыслителя Кун Фу-цзы (Конфуция в русскоязычной традиции; китайское название не содержит в себе отсылки к имени). Долгое время было официальной религией Китая, но даже в современном коммунистическом обществе (а также в демократических государствах, населенных преимущественно китайцами доминирующей народности хань, — Тайване, Гонконге и других) влияние конфуцианства огромно. В числе основных его ценностей — абсолютная власть правителя над подданными, добродетельное правление, уважение к старшим, почитание предков.
Детерминизм
Учение о взаимосвязи всех процессов и явлений, согласно которому все происходит по какой-то причине и неизменно — то есть, по сути, свободы воли не существует. Бывает как религиозный (все прошлое, настоящее и будущее подчинено божественной воле), так и светский социальный детерминизм (положение человека предопределено местом его рождения, историей или демографическими показателями).
Межрегиональная депутатская группа
Демократическая фракция на съездах народных депутатов СССР, первая легальная парламентская оппозиция в Советском Союзе. Ее сопредседателями были в том числе академик Андрей Сахаров и будущий президент Борис Ельцин. Также в МДГ входили депутаты от демократических партий и движений союзных республик — например, «Саюдис» и «Народный фронт» Эстонии.
«Лесные братья»
В конце войны Эстония, Латвия и Литва, оккупированные Третьим рейхом, вернулись под контроль СССР. После этого в этих республиках продолжилась партизанская война против советской власти. В ней принимали участие местные националисты, изначально поддержавшие приход нацистских войск и видевшие в них надежду на освобождение от советской оккупации. Но, обманувшись в своих ожиданиях, в том числе литовские националисты из «Союза борцов за освобождение Литвы» (LLKS) перешли в вооруженное сопротивление сначала гитлеровцам, а затем и Советам. К середине 1950-х были разгромлены советскими спецслужбами.
Светлана Тихановская
Тихановская выдвинула свою кандидатуру на президентских выборах в Беларуси 2020 года после того, как был арестован ее муж, блогер Сергей Тихановский. По мнению оппозиции, выборы были сфальсифицированы и Тихановская набрала большинство голосов, победив Александра Лукашенко. Летом 2020 года Тихановская уехала в Литву и стала лидером белорусских демократических сил, она возглавляет Объединенный переходный кабинет.
Виктор Бабарико
Бывший руководитель Белгазпромбанка и экс-кандидат в президенты на выборах 2020 года. 6 июля 2021 года Бабарико приговорили к 14 годам лишения свободы. В заключении находится и его сын, Эдуард Бабарико. Более двух лет он ожидает суда в минском СИЗО без предъявления окончательного обвинения.
Радослав Сикорский
Польский политик, депутат Европарламента, в прошлом министр обороны и иностранных дел Польши (2005–2007, 2007–2014), а также спикер сейма Польши.
Обращение Леонида Ивашова
Леонид Ивашов — советский и российский военный деятель, а также публицист, известный своими патриотически-националистическими взглядами. В феврале 2022 года, незадолго до начала вторжения, он выпустил обращение к властям России, в котором заявил, что война с Украиной «поставит под вопрос существование самой России как государства».
«Взгляд»
Одна из самых популярных передач на перестроечном центральном телевидении, перевернувшая представление аудитории о телевизионной журналистике и ставшая своеобразным символом горбачевской гласности. В декабре 1990-го новогодний выпуск «Взгляда» был запрещен к показу руководством Гостелерадио СССР, так как в нем должно было выйти интервью тогда уже бывшего министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе.
Уход Эдуарда Шеварнадзе
Министр иностранных дел СССР во время перестройки и один из ближайших соратников Михаила Горбачева, Эдуард Шеварнадзе в декабре 1990 года на съезде народных депутатов заявил об угрозе советской демократии и в знак протеста против «надвигающейся диктатуры» сначала ушел в отставку, а затем и из рядов КПСС.
Ссылки литовцев в СССР
14 июня 1941 года советские оккупационные власти начали массовую депортацию жителей стран Балтии в Сибирь и Казахстан. В Игарку, город в Красноярском крае, были высланы тысячи литовцев.
Путч 1991 года
19 августа 1991 года в СССР начался путч — попытка захвата власти группой высших должностных лиц, сопровождавшаяся вводом войск в Москву и противостоянием у Белого дома. Августовские события предрешили дальнейшую судьбу страны — в декабре 1991 года Советский Союз перестал существовать.
Что было с экономикой Литвы после восстановления независимости
В 1991 году власти независимой Литвы начали обширную программу экономических реформ, которая включала либерализацию цен, приватизацию и переход к рыночной экономике. Это вызвало снижение ряда ключевых показателей качества жизни — например, безработица, по данным Всемирного банка, к 1993 году выросла больше чем на 10% и оставалась на высоком уровне до первой половины 2000-х. После вступления Литвы в Евросоюз экономика выровнялась, пострадала от финансового кризиса 2008-го, но затем снова вышла на высокий уровень развития. Сегодня Литва относится к группе стран с высоким уровнем доходов.