Перейти к материалам
истории

Плейлист «Медузы»: зловещий «Спутник», возвращение Metallica, «Смерть за царя» и панк-трибьют «Аквариуму»

Источник: Meduza

С приближением Нового года количество выходящих альбомов начинает резко сокращаться: на этой неделе можно повыбирать из камбэка Ноггано (альтер эго Басты), мини-альбома адептов гиперпопа 100 gecs или 10-часового сборника синглов Пола Маккартни. Остальные важные новинки слушайте в нашей подборке.

Иван Дорн «Нескорена»

Песню—признание в любви несломленной родине, написанную на стихи Алины Цыбенко, Иван Дорн впервые представил в августе, в День независимости Украины. В декабре ее обновленная версия, со струнным квартетом и хором из Риги, стала гимном благотворительного марафона «High Five!» в поддержку украинских детей, из-за войны вынужденно оказавшихся в Латвии. По оценкам местных властей, сейчас в стране проживают более 35 тысяч беженцев из Украины (треть из них — дети). «Любая помощь — даже намерение — заслуживает особой благодарности. Российский террор длится почти год, история изменилась, поэтому очень важно продолжать поддерживать жителей Украины в их борьбе за свободу» — говорит певец.

Краснознаменная дивизия имени моей бабушки «Спутник II»

«Я так люблю и ненавижу нас». Самое точное в 2022-м описание чувства горечи и беспомощности маленького человека, зажатого в тисках тоталитарного воинственного общества. Автор сочинял песню с позиции добровольного заложника в империи зла, которая, как ни крути, все равно остается твоей родиной и в которой еще много «потухших, робких» друзей-единомышленников. Но к моменту публикации и сам был вынужден покинуть страну, спасаясь от мобилизации.

Электричество «Ребята ловят кайф»

Однажды лидер Tequilajazzz Евгений Федоров заикнулся, что хочет создать кавер-группу для исполнения ранних панковских песен «Аквариума» времен альбома «Электричество» и пресловутого фестиваля «Тбилиси-80» (после него Бориса Гребенщикова выгнали с работы, а группа ушла в подполье и приобрела культовый статус в СССР).

К 50-летию «Аквариума» эту идею подхватил музыкальный журналист Борис Барабанов. С его подачи в Петербурге собралось трио «Электричество» гитариста Егора Убеля (Ubel), басиста Дмитрия Турьева (Женя Любич) и барабанщика Вадима Латышева («Кирпичи»), заново аранжировавшее и наигравшее архивные аквариумные редкости. К микрофону пригласили Олега Ягодина («Курара»), Васю Васина («Кирпичи»), Илью Разина («Полюса»), Варвару Убель (Ubel), Виктора Ужакова (Ploho), а также актеров Артура Смольянинова и Евгения Цыганова. В целом вышло очень задорно и симпатично, хотя, как водится, в итоге всех переиграл сам БГ. Для новой версии «Ребята ловят кайф» на современный инструментал наложили его вокальную партию с концерта 1980 года — получилось идеально. 

Целиком трибьют «Аквариум» слушайте здесь.

Дэвид Сильвиан «Grains (Sweet Paulownia Wood)»

Едва ли в 2022-м найдется более изысканный и величественный трибьют, чем «To The Moon And Back». Это посвящение Рюити Сакамото, самому прославленному японскому кинокомпозитору и одному из пионеров электронной музыки в составе Yellow Magic Orchestra. В честь 70-летия мастера его произведения разных эпох переиначивают как давние компаньоны Fennesz и Alva Noto, так и восторженные поклонники в диапазоне от The Cinematic Orchestra и Thundercat до Blood Orange и Хильдур Гуднадоуттир. Но главным сокровищем и украшением этого сборника, безусловно, стал бывший лидер группы «новой волны» 1980-х Japan Дэвид Сильвиан, многолетний соратник Сакамото, в дуэте с которым они когда-то создали один из самых узнаваемых саундтреков «Forbidden Colours». Давно отошедший от дел, Сильвиан не только написал текст к инструменталу «Grains» своего друга, но и впервые за десять лет запел.

Сольвычегодск «Смерть за царя»

Джаз-панк-авангардисты продолжают гнуть линию своего предыдущего альбома экзотического техно «Танец с СВЧ», снискавшего восторженные отзывы критиков. Кстати, во многом антивоенного еще за год до полномасштабной войны. Сейчас в своем партизанском радикализме заявления СВЧ звучат еще более здравомысляще: «Мне приснилось, что умирал я за царя. Теперь ты, царь, умри за меня». Альбом «Бути» распространяется через бэндкемп и телеграм, и, как прямо признаются музыканты, «все денежки с покупок пойдут на самовывоз из РФ оставшегося там участника группы».

Metallica «Lux Æterna»

Главным металлистам мира доказывать поклонникам уже в принципе нечего, но, можно сказать, к анонсу своего 11-го и первого за семь лет альбома «72 Seasons» Metallica подошла во всеоружии. Для начала отгремел под завязку напичканный звездами и невыносимо длинный трибьют «Черному альбому». Затем благодаря четвертому сезону сериала «Очень странные дела» новую молодость и вирусную популярность приобрела нетленка «Master of Puppets». К молодости апеллирует и название будущей пластинки: 72 сезона — это первые 18 лет жизни человека, формирующие его мировоззрение. Если следовать заявленной концепции, музыка ей вполне соответствует. Но если начистоту, ветеранам металла не только нечего доказывать, но и нечего уже поклонникам предложить. Ну разве что новый мировой тур.

Луна «Сльози ллють дівчата»

Ждать русскоязычных песен от Кристины Герасимовой, действительно, больше не стоит. С началом войны певица, как, например, и Иван Дорн, отложила в стол полностью готовый альбом «Ведьмина рука». Но свою продуктивность Луна не снижает. Это уже четвертый за год сингл на украинском. И первый, весьма заманчивый заплыв на территорию пост-панка. Было бы интересно послушать и следующие треки в такой же стилистике.

«Обе две» «Пассажир (Live)»

В конце 1980-х годов виниловая пластинка «Greenpeace Breakthrough» с хитами самых передовых западных артистов от Стинга и R.E.M. до U2 и Dire Straits стала суперхитом в СССР и помогла запустить деятельность «Гринпис» в стране. Новый сборник «Breakthrough 3.0», выходящий спустя 30 лет, составлен из песен российских инди-музыкантов («Хадн дадн», «Обе две», «Электрофорез», Alai Oli, Хмыров и другие). И это вновь хороший повод помочь экологической организации, которую нынешние власти России норовят объявить «нежелательной».

Leftfield и Гриан Чаттен «Full Way Round»

Основательно подзабытые легенды британского прогрессив-хауса удачно возвращаются в игру на волне всеобщей ностальгии по олдскульной электронике 1990-х. Более того, ангажируют лидера лучшей ирландской рок-группы современности Fontaines D.C. — в результате его манерная подача в «Full Way Round» чем-то неуловимо отсылает к незабвенной «Pearlʼs Girl» Underworld. Даже удивительно, но «This Is What We Do» — всего лишь четвертый альбом в многолетней истории Leftfield.

Бонд с кнопкой «Обнимай»

Когда людям нужны танки, когда слов уже не осталось, выход только один — крепко обнять друг друга и поплакать.