Надоели все сериалы, книжки и кино. Что делать? Например, поиграть в настолки — мы выбрали 15 штук: для детей, компаний и пар
Все сериалы посмотрены, кино уже не радует, книги прочитаны — чем заняться теперь? Отличный вариант для выходных — настольные игры. По просьбе «Медузы» редактор Sports.ru Артем Степин выбрал 15 игр, доступных в онлайн-магазинах, и рассказал, кому они лучше всего подойдут: детям, застрявшим дома компаниям или двум игрокам. Есть варианты как для новичков, так и для тех, кто играет в настолки давным-давно!
Семейные
Кучеряшка, Зайка-купайка
Возраст: 2-3 года
В «Кучеряшке» одноименная овечка скачет по шестиугольному лугу и собирает цветочки. Кинув кубик, игрок перемещает Кучеряшку: можно пойти на один, два или три шага, а если выпадет особая кучерявая грань — прыгнуть куда угодно. Побеждает овцевод, чья цветочная горка будет выше.
В «Зайке-купайке» детям нужно по памяти вытаскивать из картонной ванны зайкины игрушки. На гранях большого и красивого кубика нарисованы красный, синий и желтый кружки, кит, кораблик и ведерко, на лицевой стороне фишек — те же предметы разных цветов. Бросая кубик, ребенок переворачивает выложенную рубашкой вверх фишку. Если цвет или предмет совпадают — забирает себе, если нет — возвращает в ванночку и старается запомнить, чтобы в следующий раз перевернуть нужный жетончик.
Даже если дети не сразу понимают, что нужно делать, не бойтесь играть без ограничений: можно ходить овечкой как угодно, потренироваться в цветочно-купальное мемори — то есть игру на память, раскладывать одинаковые фишки по группам, а кубик бросать просто так. Довольно скоро вы сможете усложнить процесс и перейти к игре по правилам.
Барабашка
Возраст: 4-6 лет
Если ваши дети любят хватательные игры, «Барабашка» — подходящий вариант. В коробке — пять крупных, удобных предметов: белое привидение, красное кресло, синяя книга, зеленая бутылка, серая мышка — и 60 карт, на которых те же предметы изображены попарно и раскрашены разным цветом. Игроки по очереди открывают карты и хватают нужный предмет.
Подвох в том, что на многих карточках попадаются предметы других цветов — и в этом случае игрокам нужно утащить тот, который не совпадает с изображением ни формой, ни цветом. Например, открылась карточка с зеленой мышкой и белой книгой — ищите красное кресло. С маленькими детьми можно использовать самую простую схему, хватая только тот предмет, который точно совпадает с изображенным на карте, а затем усложнить игру.
Зверобуквы, Котосовы
Возраст: 4-5 лет
«Зверобуквы» — игра для знакомства с алфавитом. В коробке есть наборы разноцветных букв и карточки со зверями (впрочем, можно встретить также пень или ландыш, не пугайтесь), а правила предлагают несколько вариантов игры: обычное мемори — найди и открой парные буквы; буквенное лото; с более старшими детьми можно посоревноваться в балду. В основном режиме карточки с буквами лежат в закрытую, выкладывается одна зверокарта (допустим, «краб» или «буйвол»), после чего игроки по очереди ищут буквы, которые есть в этом слове. Кто открыл последнюю букву, тот получает зверокарту. Кто наберет больше зверокарт, тот и чемпион.
«Котосовы» — задорная настолка, где дети тренируют устный счет, память и учатся быстро выделять группы объектов со схожим признаком. На красивых квадратных картах нарисовано по семь животных (как вы уже догадались, сов и котов), у которых есть еще четыре отличительные черты: оранжевый/синий, пятнистый/полосатый. В комплекте два кубика (на гранях одного числовые значения, на гранях другого — признаки), а также три деревянных тотема, чтобы их хватать. Вариантов игры несколько, можно выбрать подходящий по сложности или просто тот, который больше нравится вашему ребенку.
Вампирчики
Возраст: 4-6 лет
Могильные плиты, вампиры, крысы, осиновые колья, чеснок — отличный набор для веселого вечера с детьми. «Вампирчики» — это мемори и вообще-то довольно мирная забава, где даже кол в сердце вбивать не придется. А в новом издании — еще и крайне живописное кладбище.
Соперники получают на руки выводок разноцветных вампиров, от которых нужно поскорее избавиться, сложив их в могилы. Простую на первый взгляд задачу осложняют несколько факторов. Могильные плиты выглядят совершенно одинаково сверху, а снизу они тоже разноцветные. Спрятать своего вампира можно только под плиту того же цвета. Открыв могилу, где уже кто-то разместился, игрок получает кол, а собрав три кола, забирает вампиров от каждого соперника. Найдя чужой чеснок, игрок также получает чужого вампира, а наступив в свой (поди запомни, в какую из 60 могил ты спрятал связку!) — еще по вампиру от других участников.
Лоскутное королевство
Возраст: от 8 лет
Супербыстрая стратегия по обустройству маленького, но гордого королевства. Прямоугольные тайлы напоминают костяшки домино (собственно, в оригинале игра и называется Kingdomino), только вместо точек на половинках изображены различные ландшафты — моря, луга, болота, шахты — и иногда короны. Игрок расширяет свои владения, не выходя за пределы квадрата 5 на 5 и стараясь соединить земли одного типа в непрерывные области с как можно большим числом корон.
Отличное оформление, легкие правила на две странички, партии максимум на полчаса — никто не успеет устать. Малыши могут просто складывать разноцветное королевство, а дети постарше вполне готовы к конкурентной борьбе за лучшие земли. Взрослым тоже будет интересно: разное сочетание доступных ландшафтов, интересная механика позволяют рекомендовать игру совершеннолетней компании из 3-4 человек, которая не готова к затяжным многочасовым баталиям.
Домик
Возраст: от 7 лет
Игровой планшет, карты комнат (гостиная, ванная, детская, гараж) и обстановки (картины, стеллаж, рояль, скворечник!), крыши, инструментов и помощников вроде кровельщика или курьера — ваш арсенал для строительства дома мечты. Построили большую гостиную и поставили там рояль — получите кучу очков, закончили игру с ванной на каждом этаже — ловите бонус, стали первым владельцем гаража на районе — вот вам классная тачка.
Красивая и практически бесконфликтная семейная настолка с очень простыми правилами и стремительными партиями. Игра длится 12 раундов, а в свой ход ничего особенно сложного делать не нужно: использовали инструменты (если есть), взяли карты, пристроили очередную комнату. Самым маленьким строителям понадобится помощь, чтобы прочитать свойства помощников или вовремя врубить бетономешалку.
Ticket to Ride
Возраст: от 8 лет
В Ticket to Ride (по-русски — «Билет на поезд», но издатели при локализации оставили английское название) нужно прокладывать железнодорожные маршруты и выполнять скрытые от соперников задания, соединяя разные населенные пункты. За построенные перегоны участники получают очки сразу, а вот задания-маршруты проверяются в конце игры: если участник достиг цели, ему добавляют очки, если нет — отнимают. Бонусные баллы можно заработать за неиспользованные станции и самый длинный маршрут. Красочное поле и карты, симпатичные маленькие вагончики и вокзалы, легкие правила и интуитивная игровая механика, быстрые партии.
Ticket to Ride — многолетний хит с множеством вариаций: можно ездить по Европе, Скандинавии и Финляндии (кстати, этот вариант лучше всего подходит для игры вдвоем), США, Швейцарии или Индии. Не все издания легко достать в России, но Америка, Европа или северные страны — точно найдутся.
Для взрослой компании
Цитадели
Стройте город и мешайте строить другим — если кратко, план таков. В одной колоде собраны кварталы пяти цветов, в том числе лиловые здания с особыми свойствами: скажем, школа магии может быть кварталом любого цвета, а обсерватория позволит выбрать не из двух, а из трех карт, если вы решили пополнить руку. Построенные кварталы в конце партии приносят победные очки, можно получить бонусы за цветовое многообразие, завершенный город или свойства лиловых зданий. Самое интересное то, что каждый ход игроки тайно выбирают персонажа: ассасин может убить другого героя — и тот пропустит ход, вор — увести накопленное золото, кварталы епископа нельзя разрушить, а при встрече с чародеем вы рискуете лишиться руки — то есть он обменяет ваши карты на свои.
«Цитадели» — прекрасный выбор для компании средних размеров, состоящей из необидчивых людей. Это простая, но очень конкурентная настолка с высоким уровнем взаимодействия: вас будут убивать, грабить, ломать ваши таверны, лавки и поместья. Не стесняйтесь отвечать!
7 Wonders
Вы босс одного из знаменитых городов Древнего мира — Эфеса или, предположим, Вавилона — и хотите, чтобы именно у вас строились самые красивые храмы и театры, жили самые мудрые ученые, заключали сделки лучшие купцы, храбрейшие воины защищали жителей, сады висели как следует, а пирамида стояла ровно. Добиться этого непросто, поэтому после многих партий вы услышите: «Так, ребята, я все неправильно делал, давайте еще разок!»
Партия в 7 Wonders занимает три эпохи, игроки обмениваются картами, которые можно использовать как источник ресурсов (каменоломни, шахты, мастерские), как всевозможные строения (рынки, обсерватории, школы, казармы), в качестве частей чуда света (у каждой цивилизации оно свое и приносит определенные бонусы) — или их можно просто обменять на золото. В конце каждой эпохи происходят военные конфликты на границах соседних городов — это возможность получить или потерять победные очки.
7 Wonders подойдет как новичкам, так и опытным игрокам. Она проста, построена на элегантной механике карточного драфта, а партии вряд ли займут больше часа, даже если парень с Родоса нещадно тормозит. Нужна в каждой настольной коллекции, даже состоящий ровно из одной игры.
Бэнг!
«Бэнг!» — вестерн со скрытыми ролями, где шериф — единственный, кто играет, не скрываясь, — с помощниками охотится на бандитов. Те стараются его подстрелить, а затаившийся в игре предатель хочет всех переиграть.
В «Бэнг!» важно место игроков за столом — оно определяет расстояние между ними и влияет на игровые решения. Каждый участник получает не только роль, но и персонажа с определенным талантом: тут есть меткий стрелок и его меткая подруга, ловкий наездник, мародер, подбирающий чужое добро, и хозяйственный мужик, у которого постоянно при себе бочка. Даже если вам не повезло с суперспособностью, всегда можно раздобыть ствол получше, скакуна порезвее или внести в партию свежую нотку безумия при помощи динамитной шашки.
В результате банальная на первый взгляд мафиеподобная игра превращается в веселый замес с пальбой во все стороны, ходящим по рукам динамитом, набегами индейцев и совместными визитами в салун. Если вы сидите на карантине толпой от четырех до семи относительно взрослых неунылых граждан, вполне возможно, это ваш выбор.
Звездный Манчкин
Уморительная и безжалостная карточная РПГ о том, как правильно побеждать монстров и предавать друзей. В начале партии вы человек 1-го уровня без класса (то есть слизняк, на которого смотрят свысока даже Крохотные, Но Высокоразвитые Существа); в конце, вполне возможно, 9-левельный котейка-гаджестянщик в боевом скафандре и реактивных тапках с брильянтовым прикусом, хвостостволом, бобазердремазербанановентофазером и верным Робопсом, а также с звукоплазмотошнотной гранатой и Большой Красной Кнопкой в заднем кармане котейкоштанов — ну или что-то столь же инопланетное.
В коробке почти две сотни карт, разделенных на две неравные (несправедливость вообще лейтмотив «Манчкина») колоды: двери и шмотки. За дверью может быть как полезная карта: новая раса или класс, напарник, другие нужные штуки, — так и монстры, которых надо мочить для прокачки своего персонажа и приобретения ценного добра. В колоде шмоток хранятся всевозможные безумные гаджеты, броня для всех частей тела и просто дополнительные части тела, оружие, помощники и артефакты разной степени смертоносности и читерности. Все это при должной сноровке можно нацепить на себя и приспособить для уничтожения врагов. Побеждает тот, кто первым добрался до 10-го уровня.
Семейство «Манчкина» весьма обширно, кроме «Звездного» можно выбрать и другой сеттинг по вкусу: традиционное фэнтези, рыцари, вампиры, пираты, Ктулху, ниндзя, хипстеры (что? да!), зомби, супергерои. Более того, разные колоды можно замешивать друг с другом, если уровень безумия до сих пор казался вам недостаточно высоким. Игра безусловно противопоказана слишком серьезным — и настоятельно рекомендуется всем остальным.
Ярость Дракулы
Яркий пример асимметричной настолки, в которой цели и средства противников отличаются кардинально: один участник выступает в роли Дракулы и старается заселить Европу вампирами, а другие играют за охотников, стремятся разыскать и уничтожить вредного графа.
Дракула перемещается по Европе тайно: другие игроки не знают, где именно он сейчас находится. В городах, где побывал граф, охотников могут ждать неприятные сюрпризы: таинственный туман, сбивающие с толку слухи, летучие мыши или новые вампиры. Граф также способен обмануть погоню, пустив ее по ложному следу или промчавшись мимо игрока в обличии волка. Во время боя с главным вампиром или его подручными игроков могут покусать или вообще отправить в больницу. Кроме того, даже отыскав Дракулу, охотники не слишком хотят сражаться с ним ночью (да, в игре есть день и ночь): в это время граф особенно силен и вполне способен открутить голову незадачливым ванхельсингам.
«Ярость Дракулы» — настолка для опытных игроков: множество компонентов, в том числе пять миниатюр героев, довольно сложные правила (кому-то придется в них хорошенько разобраться и объяснить остальным), длительные многочасовые партии. Зачем же мучиться? В обмен на некоторую сложность в освоении вы получите атмосферную настолку с необычной механикой и крайне увлекательным игровым процессом.
Для двоих
Затерянные города
Участникам предстоит организовать несколько экспедиций — ко дну океана или в горы. Можно заключить пари на успех предприятия и увеличить выручку в два, а при определенной удаче — и в четыре раза. Но будьте осторожны: если расходы за экспедицию превысят доходы, когда вы оптимистично подняли ставки, провал будет сокрушительным.
«Затерянные города» — очень простая дуэльная настолка в стиле «сыграй карту, возьми карту». Тем не менее в ней есть место и планированию, и некоторым тактическим решениям: выложить карту в экспедиционный маршрут или в центр стола, где ее может забрать оппонент, ждать карту пари или запускать путешествие без нее, начинать новую экспедицию или не рисковать под конец партии. Можно рекомендовать ее как новичкам, так и опытным игрокам в качестве филлера — быстрой настолки для разгрузки между партиями в каких-нибудь многочасовых монстров.
7 Wonders: Duel
Вдвоем можно разложить и обычные «7 Wonders», однако специально не заточенные под двух игроков настолки обычно требуют некоторых костылей, поэтому если планируете играть один на один — смело берите дуэльную версию.
Если вы уже знакомы с «Семью чудесами», освоить «Дуэль» вам будет проще. Однако она значительно переработана по сравнению со старшей сестрой и, используя схожую тему и дизайн, является в сущности другой игрой. Карты зданий тут каждую эпоху раскладываются по специальной схеме и открываются постепенно по особым правилам, появились трек военных конфликтов и жетоны развития, дающие всевозможные бонусы, а чудес за партию можно построить целых семь — на двоих, конечно. Более того, теперь есть шанс победить досрочно, обеспечив себе военное или научное превосходство.
Выше мы писали, что «7 Wonders» нужна в каждой настольной коллекции. Если вы играете главным образом вдвоем, то же самое можно сказать про «Дуэль».
Звездные империи
Космическая игра для двух властелинов галактики от 12 лет (так заявляет издатель, на самом деле можно раньше) и старше. Собираете армию из кораблей и баз четырех фракций — Технокульт, Империя, Торговая федерация и милые зеленые Слизни — и уничтожаете противника минут за 30. Все, слава Императору!
Прекрасный образец недорогой, простой и динамичной настолки, где игрок в каждой партии формирует уникальную колоду. У соперничающих лагерей свои особенности: торговцы могут вызвать сразу множество кораблей и серьезно ослабить флот врага, имперцы хорошо восстанавливаются после атак, а разрушители слизней поставят липкий инопланетный крест на ваших амбициях за пару ходов. При этом следует разумно комбинировать силы разных фракций и не жадничать: нахватав всего подряд, вы окажетесь с несбалансированной и неработающей флотилией и, скорее всего, бесславно пролетите мимо императорского трона.
«Звездные империи» — отличный вариант, если ваш ребенок или партнер любит космическую фантастику и готов к игре с высоким уровнем взаимодействия. Легкие правила, элегантный дизайн, быстрые партии и хорошая реиграбельность даже базовой версии — такие плюсы. Минусом можно считать несколько агрессивный характер игры: мирно победить тут нельзя, придется причинять боль, причем желательно каждый ход.
Для одного. Игры «Медузы»:
- Город курьеров! Помогите доставить заказ по нужному адресу: игра «Медузы»
- Цвет настроения — красный. Игра «Медузы»
- Что было раньше: отставка Ельцина или концерт The Prodigy на Манежной площади? Игра «Медузы» на знание современной истории России
- Космическая одиссея. Игра «Медузы» 50 лет назад человек впервые высадился на Луну. Сможете повторить?