Перейти к материалам
истории

Все еще не знаете, что посмотреть в самоизоляции? Вот еще 4 сериала! О Фрейде, полиаморах и молодых родителях, которые не справляются

Источник: Meduza
Jan Hromadko / Netflix

Кинокритик Егор Москвитин продолжает рассказывать о сериалах, которые можно посмотреть во время карантина. На этот раз — четыре зарубежные премьеры совершенно разных жанров: трогательный сериал BBC об отношениях трех молодых людей, Мартин Фримен в роли незадачливого отца, мистификатор Зигмунд Фрейд и космический трэш для веселья.

Тригонометрия

Trigonometry. Кинопоиск HD

BBC Trailers

Выдающийся британский сериал, который, возможно, когда-то превратится в хрестоматийный. В «Тригонометрии» очень наблюдательно, деликатно и подробно описан тип отношений, который однажды может стать нормой — и социальной, и правовой. Двое из трех героев — молодая пара из Лондона. Он — медбрат скорой помощи, она — хозяйка небольшого кафе. Героям примерно по тридцать лет, они небогаты и не стремятся к роскоши, их целиком поглощает работа, общение с шумными и веселыми товарищами и любовь друг к другу. Чтобы остаться на плаву, они решают сдать комнату — по иронии, ее снимает пловчиха-синхронистка, оставившая спортивную карьеру после травмы. Ей тоже около тридцати, она приехала в Лондон из Франции, и самостоятельная жизнь для нее только начинается. В первой серии она переезжает к героям и между тремя молодыми людьми возникает романтическое напряжение.

Затем сериал проделывает головокружительный фокус — и вместо ожидаемой истории про секс втроем рассказывает историю именно про любовь втроем — почти платоническую и невинную, хрупкую и сложную, парадоксальную вплоть до финала. Назвать позицию авторов исследовательской невозможно — они явно на стороне чересчур симпатичных героев, а не угрюмого мира, который принимает их формат отношений с понятным сопротивлением. За восемь серий троица столкнется с непониманием и друзей-сверстников, и близких родственников.

Тем не менее, сериалу не отказать в почти научной наблюдательности: он очень обстоятельно разбирает разные нюансы полиаморных отношений, складывая их к финалу в своеобразный список часто задаваемых вопросов — и предлагая ответы на каждый. Многие из этих вопросов могут показаться наивными и смешными (например, могут ли двое заниматься сексом в тайне от третьего?), но многие — по-настоящему сложны. Например, герои решают, как сделать максимально равноправным третьего партнера в ситуации, когда в законный брак могут вступить только двое. Порой поведение персонажей кажется детским, однако сериал и спроектирован так, чтобы герои выглядели инфантильными одиночками в первом эпизоде, но превратились в устойчивый тройственный союз в последнем. 

В шоу играют неизвестные актеры и вкупе с почти документальной манерой съемки — это делает сериал еще реалистичнее. Троица не соответствует голливудским стандартам: мы видим их морщины в уголках то смеющихся, то грустных глаз, шрамы и синяки на каждом из трех привлекательных, но отнюдь не идеальных тел. Так что зрителю очень легко поставить себя на их место — и решить, что он сам думает про тригонометрию, которой его явно не учили в школе.

Настрогали

Breeders. FX и Sky

JoBlo TV Show Trailers

Журналист Guardian Люси Мэнген пошутила, что вместе со ссылкой на этот сериал пиарщики канала Sky могли бы прислать в качестве взятки телекритикам успокоительные и противозачаточные таблетки. «Настрогали» — история про родителей, постоянно испытывающих отчаяние из-за того, что у них есть дети. В первом же эпизоде отец рычит на детей и обсуждает с женой, каким одеялом тех придушить. Выигрывает одеяло с тиграми — оно толще.

Сама мысль о существовании такого откровенного сериала о родительском гневе кажется кощунственной. Большинство телезрителей премиальных кабельных каналов (а проект снят не только для британского Sky, но и для американского FX, на котором долгие годы трудился, например, Райан Мерфи) — просвещенные и обеспеченные гуманисты, которые если уж и заведут детей, то будут сдувать с них пылинки. Но слоган канала FX — «Бесстрашный». Если у зрителей существует проблема, которой они стыдятся и стесняются, то канал найдет сериал, чтобы их утешить.

Родителей в «Настрогали» играют Дэйзи Хаггард и Мартин Фримен, причем последний еще выступил продюсером и соавтором проекта. В интервью он говорит, что сам проходил через те же испытания, что и герои. Результат — смешной и подбадривающий, местами страшный, неизменно поучительный и на удивление динамичный сериал. Обязательно смотрите его с оригинальной звуковой дорожкой — все доступные переводы на русский язык, увы, превращают тонкую драму о родительских страхах в черную комедию про ругань в семье. 

Фрейд

Freud. Netflix

Netflix

Несмотря на то, что премьера этого сериала прошла на Берлинском кинофестивале, его нельзя причислить к «авторскому телевидению» — как, например «Семейный брак» Ника Хорнби (премьера — фестиваль «Санденс»), «Слишком стар, чтобы умереть молодым» Николаса Виндинга Рефна (Канны), «Нового папу» Паоло Соррентино (Венеция) или «Возвращение домой» Сэма Эсмэйла (Торонто). «Фрейд» — что-то вроде «Триггера» или «Улицы потрошителя» — легкая мейнстримовая история, в которой детективные приключения соседствуют с психотерапевтическими наблюдениями, а костюмная драма — с мистическими спекуляциями.

Время действия — конец XIX века, место — Вена. Главный герой — Зигмунд Фрейд, но его биография здесь мифологизирована не меньше, чем жизнь американского президента в «Аврааме Линкольне: Охотнике на вампиров». Молодой Фрейд обманом и фокусами добивается признания в научном сообществе, которое настроено к нему враждебно — ведь он не только выскочка и пропагандист сомнительной дисциплины, но и еврей. В свободное от академического шарлатанства и классовой борьбы время герой посещает светские оргии и экспериментирует с кокаином. А еще он — совсем как вымышленный Шерлок и реальный Видок — становится участником детективного расследования. В Вене жестоко убивают молодых проституток — и чтобы положить конец злодействам, психоаналитик объединяется с потешным усатым городовым и загадочной девушкой-медиумом.

Показанная в Берлине серия очаровывала зрителей своей готической красотой и сексуальной энергией, но когда шоу целиком вышло на Netflix, выяснилось, что сериал не стал ни экстравагантной интерпретацией жизни исторической личности, ни обволакивающим зрителя чувственным романом вроде «Парфюмера», ни интересным портретом эпохи — как, например, книга «1913: Лето целого века» или фильм «Закат» Ласло Немеша. 

В лигу выдающихся джентльменов к тому же Аврааму Линкольну, Эрасту Фандорину, Эржену Видоку и Шерлоку Холмсу этот доктор Фрейд вписывается идеально — и не на правах бедного родственника, а чуть ли не как фронтмен. 

Бродячая королева

Vagrant Queen, SyFy

Rotten Tomatoes TV

Проблемный, но любопытный сериал, которому можно дать шанс, когда закончатся все остальные телеприпасы. С одной стороны, это космическая опера с откровенно плохой драматургией: сопереживать кучке звездных бродяг невозможно, как бы сильно герои ни подражали экипажу «Светлячка» или «Стражам галактики». С другой стороны, это настолько отважная и бесстыжая пародия на «Звездные войны», что и пройти мимо, если вы гик, будет трудно. 

В далекой-далекой галактике под маской циничной наемницы-контрабандистки прячется сбежавшая принцесса. За ней уже пятнадцать лет охотится зловещая Республика (а не Империя — что уже забавно). Девушка сопротивляется своему мессианскому предначертанию, но сюжет, разумеется, тащит упрямую героиню через все традиционные ритуалы преображения. 

Только вот быть еще одной звездной сагой или экстравагантным романом воспитания сериал (в отличие от лежащего в его основе комикса, в котором хотя бы присутствовала проработка характеров) не хочет — и предпочитает быть откровенным трэшем. Вместо Енота-Ракеты здесь Человек-Щенок в дешевой маске. Вместо перестрелок на бластерах — откровенный лазертэг. Злодей — самый банальный на свете, зато с самоиронией. Спецэффекты — хуже, чем в 1977 году, когда у Джорджа Лукаса еще не было ни технологий, ни денег. А заимствований из других космических комедий так много, что можно придумать какую-нибудь застольную игру — например, съедать по ложке гречки каждый раз, когда авторы что-нибудь тащат из других похожих историй.

Первая серия «Бродячей королевы», если заранее принять ее низкий жанр, смотрится очень весело. Но сопереживать героям (и даже отличать их друг от друга) зрителю будет сложно. Но некоторые сериалы необязательно смотреть целиком — хватит и пилота.

Егор Москвитин