Какие российские сериалы стоит смотреть «Последний министр» от Романа Волобуева, «Проект „Анна Николаевна“» о полицейском-андроиде и еще два отличных шоу
В марте на платформе Premier закончился многосерийный триллер «Колл-центр», Start выпустил воодушевляющую драмеди «257 причин, чтобы жить», а «Кинопоиск HD» — комедию «Проект „Анна Николаевна“» и драму «Последний министр» собственного производства. Кинокритик Егор Москвитин рассказывает, почему стоит увидеть эти российские сериалы.
Проект «Анна Николаевна»
Кинопоиск HD
В конце марта на «Кинопоиск HD» вышли сразу два оригинальных сериала — «Проект „Анна Николаевна“» и «Последний министр». Оба — студии «Среда» Александра Цекало, теледрамы которой — «Мажор», «Троцкий», «Метод», «Триггер» — всегда казались немного неуместными на своей основной площадке, Первом канале. Зато их ценили в интернете и в индустрии. «Мажор», «Троцкий» и «Метод» проложили российским сериалам путь на Netflix, а «Триггер» и вовсе открывал в 2018 году телерынок MIPCOM в Каннах. Партнерство с платформой «Кинопоиск HD», судя по первым двум совместным проектам, помогло «Среде» зайти еще дальше.
У «Проекта „Анна Николаевна“» рассеянный, неуклюжий и просто недостаточно смешной пилотный эпизод, но зрители, которые не бросят сериал, позже будут смеяться, как сумасшедшие. Это, как гласит меткий слоган, «народный сай-фай» — комедийная история об испытании женщины-андроида в отделе полиции провинциального российского городка. Ближайшие родственники среди отечественных сериалов — столь же сентиментальные и простодушные «Улицы разбитых фонарей» и «Интерны» с их четкой структурой ситкома. Из американского телевидения «Анна Николаевна» отдаленно напоминает разве что старую семейную комедию «Маленькое чудо», в которой семья ученых делала вид, что девочка-робот — их настоящая дочь; и киберпанк-историю «Почти человек» с его трогательными отношениями между живым полицейским и его напарником-машиной.
Идеальную женщину, разработанную служить России, повышать раскрываемость преступлений и готовить котлеты, играет актриса Зоя Бербер из «Реальных пацанов» — и играет так, что зритель улыбается, даже когда героиня молчит. Провинциальных следователей изображает опергруппа, которая лет двадцать назад могла бы снискать славу героев из «Улиц разбитых фонарей»: нервный начальник, влюбившийся на старости лет, — Сергей Гармаш, новый Ларин — Антон Филипенко из «Давай разведемся», комичные напарники — вездесущий Федор Лавров и Кузьма Сапрыкин из «Движения вверх».
Дела, которые робот и люди раскрывают в каждом эпизоде, скорее напоминают сюжеты из «Бруклина 9-9», чем те, которые расследуют в мрачных драмах вроде «Настоящего детектива». К примеру, во второй серии герои сражаются с местной ведьмой, заказавшей убийство зятя. Прибавить к этому множество удачных шуток и невероятную (хоть аплодируй) афористичность диалогов — и вот он, самый легкий сериал сезона.
Последний министр
Кинопоиск HD
Но настоящий разгул интернет-сатиры творится в «Последнем министре» — эксцентричной производственной драмеди, придуманной Романом Волобуевым и Еленой Ваниной. Волобуев остается лучшим кинокритиком страны, даже сдав давным-давно свой пост в «Афише». Но его режиссерские («Холодный фронт» и «Блокбастер») и сценарные (сериал «Завтра» и короткий метр «Пассажир») работы до сих пор не вызывали единодушия у бывших коллег. Ванина — тоже бывший редактор «Афиши» и соавтор захватывающего и ироничного «Лондонграда». «Последний министр» — сериал, в котором у обоих наконец-то получилось (почти) все.
Главные герои — сотрудники вымышленного министерства перспективного планирования, органа, призванного изображать видимость реформ в России. Только вот назначенный на должность министра чиновник-простак, как неуклюжий шериф из «Полицейских» со Сталлоне, ко всеобщему удивлению и раздражению действительно начинает что-то менять в стране. Получается из этого сплошная нелепица. К примеру, в пилоте герои отменяют запрет на ненормативную лексику в СМИ, и русский мат вдруг становится духовной скрепой и для консерваторов, и для либералов.
Сериал явно спроектирован так, чтобы долго жить — так что уже сейчас интересно, что произойдет не просто в пятой серии, а в пятом сезоне. Впрочем, «Последний министр» во многом равняется на «Твин Пикс» (героев отличают эксцентричные выходки и парадоксальное мышление) и производственные драмы Аарона Соркина об идеалистах на работе («Отдел новостей», «Студия 60 на Сансет Стрип») — а те долго в эфире не продержались и закрылись со скандалом.
Но «Последний министр» не только остроумно подражает кому-то (заставка, к примеру, обыгрывает «Молодого папу», только вместо Джуда Лоу — исполнитель главной роли Ян Цапник) и пытается спасти страну (это несерьезно, ясно ведь заранее, что ничего не выйдет), но показывает кое-что гораздо более ценное — маленькую жизнь и большую страсть. Персонажи цепляются друг к другу. В коллективе назревают романы. Дома героев ждут трагедии. А чеканные монологи Волобуева и Ваниной, например, отповедь министра юным «нашистам» — настолько хороши, что их неплохо бы выложить на ютьюб.
257 причин, чтобы жить
Start
Судьба этого сериала забавным образом рифмуется с биографией его героини — он должен был стать единственным российским участником престижного фестиваля Cannes Series, но планы отменил коронавирус. Примерно так же в первом эпизоде рушатся надежды на новую жизнь Жени Коротковой (Полина Максимова). Не успевает она узнать, что после отчаянной борьбы с раком у нее наступила ремиссия, как от жизни приходит еще одна страшная новость. Здоровой она не нужна никому — ни сестре (в роли милой паразитки Дарья Руденок), ни бойфренду (столь же отталкивающий, сколь и трагический герой Сергея Година), ни коллегам (невежд, думающих, что рак передается по воздуху, играют Юлия Топольницкая и Анастасия Попова; начальника-сексиста — Роман Маякин).
Освобожденная от необходимости жить ради других, героиня решает пожить для себя — и начинает писать в розовом блокноте историю в духе «Ешь, молись, люби», «Пока не сыграл в ящик», «Сладкого ноября» и «Достучаться до небес». В первой же серии в нее врезается на джипе рыцарь печального образа (Егор Корешков) — угрюмый бизнесмен, у которого в жизни есть как раз все, кроме умения радоваться этой самой жизни. Разумеется, девушка и парень друг другу сначала категорически не понравятся. Но рядом с рыцарем есть Санчо Панса (уморительный Максим Лагашкин), так что никуда влюбленные друг от друга не денутся.
«257 причин, чтобы жить» (по части общественного ликбеза насчет болезней это такой же актуальный сериал, как «Звоните ДиКаприо!») — сериал о воле к жизни. Главный секрет — в легком юморе сценариста Алексея Ляпичева (автора «Физрука») и выразительной игре Полины Максимовой, которая без волос стала еще более выразительной. Но главный прием «257 причин, чтобы жить» уже знаком тем, кто смотрел «Дрянь», «Каффса» или еще сотню фильмов и сериалов со сломанной «четвертой стеной»: героиня то и дело легко, свободно и с иронией разговаривает со зрителем о своих проблемах и желаниях. А они у всех людей, на самом деле, похожи: очень хочется жить.
Колл-центр
Premier
«Колл-центр» — единственный из перечисленных сериалов, первый сезон которого уже завершился — и разделил зрителей на тех, кто доволен, и тех, кому не хватило ответов. В любом случае, грандиозный эксперимент над публикой состоялся: в заложниках у философствующих садистов-террористов оказались не только несколько сотрудников секс-шопа, но и все абоненты сервиса Premier. Впервые триллер Алексея Чупова и Натальи Меркуловой показали прошлой осенью на телефестивале «Пилот» в Иванове, где он получил и приз за лучший сценарий от жюри, и заметный исход из кинозала зрителей постарше. «Колл-центр» и правда шокирует прямотой, натурализмом и насилием не меньше «Интимных мест» или «Человека, который удивил всех» — предыдущих фильмов Чупова и Меркуловой.
Сотрудники офиса на вершине небоскреба в Москве оказываются в плену у загадочных Мамы и Папы, террористов с компьютерными голосами, которые явно не будут просить выкуп — они установили за жертвами тотальную слежку. Заложники становятся участниками эксперимента в духе «Пилы» и «Куба»: через восемь часов их убьют, но можно спастись, если сыграть с тюремщиками в некую игру. В качестве орудий пыток поначалу выступают мелодии из советских мультфильмов (видимо, намек на то, что каждый из нас рождается в плену зловещей матрицы национальных травм) и грязные откровения — террористы любят рассказать коллективу неприглядную правду про коллег. Скоро издевательства становятся изощреннее — героиню Юлии Хлыниной, например, истязают с помощью ассортимента секс-шопа. Кроме нее в сериале сыграли Павел Табаков, Сабина Ахмедова, Полина Пушкарук, Владимир Яглыч. И еще актриса экстра-класса, даже имя которой будет спойлером.
В конце сезона «Колл-центр» перестает казаться такой же революционной затеей, как в начале. Собирательного портрета общества не вышло. К дискуссии о том, что мы исторически склонны к садомазохизму, он тоже ничего не прибавил. Впрочем, ничего такого нам и не обещали, а ловкая развязка показала (осторожно, дальше — абстрактный, но спойлер!), что весь «Колл-центр» был никаким не русским «Черным зеркалом», а нашим «Миром Дикого Запада». Сериал отлично удерживает зрителя у экрана даже тогда, когда тот понимает, что смотрит в пустоту.
Фото в анонсе: Продюсерская компания «Среда» / «Кинопоиск HD»
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!