Перейти к материалам
истории

Как снимали «Джокера»? Рассказываем о болезненном смехе, танцах на лестнице и отсылках к Скорсезе. И о похудении Феникса тоже!

Источник: Meduza
«Каро-премьер»

«Джокер» вторую неделю остается лидером по сборам в прокате. «Медуза» уже перечисляла главные фанатские теории, объясняющие сюжет; собирала главные мемы, связанные с фильмом; рассказывала о других ролях Хоакина Феникса; вспоминала судьбу киношных Джокеров. На этот раз мы говорим о том, как режиссер Тодд Филлипс и актер Хоакин Феникс работали над своей злодейской историей: полгода обсуждали замысел, слушали музыку на съемочной площадке, отказывались (но не везде) от компьютерной графики и спорили, нужно ли Джокеру быть таким уж худым.

Осторожно! В тексте есть спойлеры. Если вы еще не видели «Джокера» с Хоакином Фениксом, лучше прочитайте историю другого исполнителя этой роли — Джареда Лето. Недавно он потерял копию собственной головы, с которой ходил на бал.

В первой сцене — отрепетированный танец и специальные ботинки

Для начала посмотрите на подробный разбор первой сцены фильма, который сделал для Vanity Fair сам режиссер картины Тодд Филлипс.

Клоунское агентство «Ха-ха», в котором работает герой Феникса Артур Флек, снимали в реальном здании, находящемся в Гарлеме, на западе Манхэттена. Окна помещения выходят на автомагистраль Вест-Сайд-Хайвей или, точнее, находятся под ней. В самом начале Артур Флек сидит у зеркала и растягивает пальцами собственную улыбку, в какой-то момент по его щеке катится слеза. По словам Филлипса, этого не было в сценарии. Во время съемки этой сцены на площадке играла музыка композитора Хильдур Гуднадоттир, которую она написала специально для картины. Благодаря музыке Феникс настроился на трагическую волну — и слезы навернулись на глаза сами собой.

Vanity Fair

Эпизод на улице (в сценарии — Готэм-сквер), где Артур Флек в костюме клоуна танцует с желтой табличкой, снимали в Ньюарке, Нью-Джерси. Часть вида дополнили компьютерной графикой — нарисовали все дома на заднем плане и постройки между настоящими зданиями, «чтобы не было свободных мест», так как город должен «давить на героя». Настоящие постройки увесили рекламой и табличками в стиле 1970-х; обычный кинотеатр превратили в порнотеатр.

Феникс репетировал танец с желтой табличкой три-четыре дня. «Это гораздо сложнее, чем кажется», — говорит Филлипс. Сложности были и с погоней, поскольку костюмер картины придумал специальные огромные клоунские ботинки, вдохновленные образом Чарли Чаплина — в них Феникс гнался за подростками. Во время погони под машины кидался дублер Феникса, он же поскользнулся перед входом в переулок, где Артура избили грабители.

«Один из моих любимых кадров в этом фильме, который показывает его [Артура Флека] одиночество и боль. Сначала он пытается дотянуться до таблички в надежде, что он сможет ее починить. А потом он нажимает маленькую кнопку, и вода течет из цветка [у него на груди], потому что он все еще шутник, он все еще хочет веселить людей и быть комедиантом даже в этот ужасный момент», — объясняет режиссер.

Феникс и Филлипс обсуждали фильм полгода

Сам Хоакин Феникс рассказывает, что два месяца решал, сниматься в фильме Филлипса или нет. До «Джокера» он не был знаком с режиссером, однако они сразу подружились. «Я понял, что у него особенный подход к этому персонажу и к его миру. Я был уверен в этом [подходе], но не был уверен в себе [поэтому долго решался на роль]», — говорит актер.

С этого момента до начала самих съемок прошло около полугода, все это время Феникс и Филлипс обсуждали сценарий, будущие съемки, тональность рассказа, характер главного героя. Иногда Феникс мог позвонить режиссеру среди ночи, чтобы обсудить подход к той или иной сцене. «Это было самое тесное сотрудничество в моей жизни, — говорит Филлипс. — Я никогда не снимал фильмы только об одном человеке, но тут я глубоко погрузился в работу только с одним актером, это была трансформация для меня». Также Филлипс признается, что вместе с соавтором сценария Скоттом Сильвером он сразу предполагал, что Джокера должен сыграть именно Феникс. «Мы никогда с ним не работали, но я знал, что он один из величайших актеров своего поколения», — говорит режиссер.

Хоакин Феникс во время съемок экшен-сцен
Bolt o7

Филлипс рассказывает, что Феникс не хотел в фильме зависеть от движения камеры, поэтому их выстраивали вокруг него так, чтобы он мог спокойно двигаться, у него не было прописанных мизансцен (идешь, садишься, берешь стакан — ничего такого). «Я думаю, только плохой режиссер, получив в свой фильм Хоакина Феникса, будет говорить ему, как играть, где сидеть и что делать. Так не работают с такими актерами, как Хоакин. Гораздо интереснее приводить его на площадку и смотреть, как он будет себя вести», — говорит Филлипс.

При этом сцены, как и всегда в кинопроизводстве, не снимали по порядку. Одним из первых сняли эпизод, в котором Джокер убивает телеведущего в исполнении Роберта Де Ниро. И уже на следующий день Феникс снова играл забитого Артура, который еще не знал о своей злой сущности.

Для съемок Феникс похудел на 23 килограмма

Изначально актер не спешил сбрасывать вес, хотя в сценарии было сказано, что Артур Флек худой. Он даже предлагал режиссеру, наоборот, сделать Джокера большим и грузным. «Он пришел и спросил: а что если, наоборот, Джокер будет большим? Но мне было важно, чтобы Артур выглядел по-волчьи, был будто недоедающим, голодным. Мы много это обсуждали, в итоге моя взяла и он потерял 52 фунта (23,5 килограмма — прим. „Медузы“)». Филлипс говорит, что не ставил перед Фениксом четкой цели, сколько именно он должен сбросить, но к его удивлению, получилось очень много.

Феникс рассказывает, что такое резкое похудение никак не повлияло на его самочувствие, во время съемок он консультировался с тем же доктором, который работал с ним на съемках фильма «Мастер» (там его герой тоже довольно худой, но не такой, как Артур Флек). Врач давал ему нужные витамины и минералы, чтобы Феникс нормально себя чувствовал и оставался здоровым.

Один из самых ярких кадров в фильме — Артур Флек без рубашки, из спины неестественно выпирают лопатки. Филлипс отрицает, что это грим или спецэффекты; по его словам, спина Феникса действительно выглядела именно так после того, как он сбросил вес. «У него действительно очень странное тело, видимо, в юности была какая-то травма, у него было смещено плечо», — говорит он в интервью.

После окончания съемок Феникс за несколько месяцев вновь набрал 25 килограммов. По его словам, это было довольно легко, он просто ел все, что оказывалось рядом.

Смех Флека — это смех человека с ПТСР

По словам Феникса, нервный смех Артура Флека — это болезненный смех человека, страдающего от посттравматического стрессового расстройства. Когда он работал над ролью, то объяснял болезнь Флека травмой из прошлого — в детстве над ним издевались. «Перед тем, как я прочитал сценарий, Тодд показал мне видео с людьми, которые неконтролируемо смеются. У одного из них было очень болезненное лицо, он давился и держался за горло. Я старался копировать это. В сценарии было написано, что Артуру больно от смеха. Но сначала я думал, что это маниакальный смех, я никогда не задумывался, что это может быть болезнью. Тодд нашел способ посмотреть на этот смех через призму реальности», — вспоминает актер.

Джокер все время слышит музыку (а Феникс под нее танцует)

Филлипс рассказывает, что, объясняя Фениксу суть характера Джокера, он говорил, что это человек, в голове которого все время играет музыка, — поэтому в фильме он так часто танцует. Некоторые сцены с танцами были запланированы и отрепетированы, например сцена на лестнице или танец с желтой табличкой. Однако некоторые эпизоды — это практически полная импровизация Феникса, например сцена в уборной, где Джокер медленно танцует сразу после убийства троих человек в метро.

По словам Филлипса, изначально в сценарии было так: Джокер, убегая с места преступления, забегал в туалет, прятал там оружие, смывал с себя клоунский грим и смотрел в зеркало — на свое настоящее лицо. Однако перед съемками этой сцены Феникс предложил вариант с танцем, и в фильме решили оставить именно его.

Для постановочных сцен Феникс работал с хореографом. По его словам, танец на лестнице отчасти вдохновлен номером Рэя Болджера The Old Soft Shoe (хотя это не точно; в этом интервью актер только запутал журналистку, меняя рассказ о постановке каждую секунду).

Alan Eichler

Лестница, на которой танцевал Джокер, уже стала достопримечательностью

Сцену с танцем на лестнице снимали в Бронксе, недавно зрители вычислили точное место — 1165 Шекспир-авеню (на несколько дней они даже переименовали точку в «Лестницу Джокера», однако потом название с карты убрали).

Furious Trailer

Феникс рассказывает, что не мог репетировать сцены непосредственно на лестнице. По сюжету Артур Флек не только на ней танцует, спускаясь вниз, но и тяжело поднимается после очередного непростого дня. Чтобы ощущать монотонность этого занятия — восхождения по бесконечной готэмской лестнице, — Феникс писал в своем блокноте фразы: «Ступенька за ступенькой, ступенька за ступенькой, ступенька за ступенькой» (количество фраз соответствовало количеству ступеней на реальной лестнице), через три страницы «лестница» заканчивалась и актер был близок к тому, чтобы почувствовать усталость Флека.

Актер признается, что его любимая часть танца на лестнице — это смена частоты кадров. Во фрагментах, снятых с привычной частотой 24 кадра, мы видим, что Джокер не попадает в такт и двигается неуклюже. Однако в замедленной съемке Джокер двигается уверенно и изящно — так, видимо, он воспринимает себя сам, хотя в реальности в этот момент он выглядит скорее смешно. Во время съемок этой сцены песня играла у Феникса в наушнике.

Авторы вдохновлялись фильмами Скорсезе, но не супергеройским кино

Филлипс признает, что в работе над «Джокером» много вдохновлялся «Королем комедии» и «Таксистом» Мартина Скорсезе — и другими фильмами 1970–80-х. Он даже отправлял Скорсезе готовый сценарий. «Он прочитал его, а потом мы мило говорили по телефону», — вспоминает Филлипс. Однако к концу сентября, когда было опубликовано интервью Тодда Филлипса платформе Fandango, готового «Джокера» Скорсезе еще не видел, так как был очень занят съемками «Ирландца».

Феникса спросили, что он взял от других Джокеров, и он однозначно ответил: «Ничего». Он выстраивал персонажа заново, например привил ему детский взгляд на некоторые вещи (в сцене в метро он наблюдает за тем, как трое парней оскорбляют девушку, и не вмешивается; не потому что трусит, а потому что изучает, как мужчины ведут себя с женщинами, — в его жизни этого никогда не было, он все воспринимает как ребенок, говорит Феникс).

«Когда я читал сценарий, я все время менял свое мнение о герое, я не понимал, какая у него мотивация. И мне нужно было понять как можно больше. Это было тяжелое время для Готэма, люди были разделены, они не доверяли друг другу, и я думаю, Артур — продукт этого всего.

Одна вещь, в которой я уверен, которая точно была, — он пережил детскую травму. Он был тем, кто видит угрозы повсюду. И основное содержание этого персонажа — то, что он пережил в детстве. И это отражает весь мир вокруг него», — говорит исполнитель главной роли.

джокер джокер джокер:

Наталья Гредина