Перейти к материалам
истории

Что же все-таки случилось с Джокером? Вот несколько фанатских теорий, которые объясняют финал фильма. Ну, или хотя бы пытаются. Спойлеры!

Источник: Meduza
«Каро-Премьер»

Лидер по сборам и в США, и в России — фильм Тодда Филлипса «Джокер» о прошлом главного противника Бэтмена — разделил аудиторию. Одни считают, что перед нами обычная история о становлении злодея, другие настаивают, что не все так просто. «Медуза» собрала несколько фанатских теорий, которые объясняют сюжет фильма.

Осторожно! В тексте очень ОЧЕНЬ много спойлеров. Если вы еще не смотрели «Джокера», лучше почитайте оригинальный комикс Алана Мура, который подготовит вас к просмотру.

Теория первая: все было так, как показано в фильме

Одно из самых популярных объяснений сюжета «Джокера» состоит в том, что там нечего объяснять — все было так, как нам показали. Если описывать кратко: у Артура Флека была детская травма, поэтому он приобрел психическое заболевание; мы знаем, что у него бывают галлюцинации — например, он выдумал, что ходил на телешоу и имел романтические отношения с соседкой. Однако все остальное произошло на самом деле. В какой-то момент на Артура слишком много навалилось (уволили с работы, лишили лечения, мать скрывала свою связь с Томасом Уэйном), и он сошел с ума: убил трех человек в метро, убил ведущего Мюррея Франклина, стал вдохновителем уличных беспорядков. После того, как его арестовали, Флек попал в лечебницу Аркхэм, откуда сбежал, убив психотерапевта (перед убийством он говорит врачу, что придумал смешную шутку, но она ее не поймет. Кажется, в этой теории шутка — это само убийство врача).

Эту теорию косвенно подтверждает линия Брюса Уэйна — мы знаем, что он винит Джокера в смерти своих родителей, значит беспорядки с участием большого количества людей точно были — иначе откуда взялся убийца? Весь сюжет рассказан от лица Флека и мы точно знаем о двух его фантазиях (участии в телешоу и романе с соседкой); если он все это выдумал, то и фантазии, получается, тоже? Сторонники этой теории считают, что это был бы слишком непонятный сценарный ход, поэтому искать второе дно в сюжете не стоит.

Теория вторая: Артур Флек выдумал всю историю, находясь в лечебнице

Режиссер картины Тодд Филлипс и сценарист Скотт Сильвер с самого начала называли Артура Флека «ненадежным рассказчиком» — как уже было сказано выше, мы точно знаем, что у него бывают галлюцинации. Например, он может придумать себе отношения с девушкой, которая идеологически поддерживает его (в одной из фантазий Софи говорит: «Я считаю, что этот парень в метро все правильно сделал. Теперь в Готэме тремя ублюдками меньше»), хотя на самом деле его никто не поддерживал. В таком случае, считают сторонники второй теории, что мешало Флеку выдумать вообще все?

Вероятно, Флек все это время находился в Аркхэме, и вся показанная в фильме история о том, как он вдохновил целый город на бунт — это только его мечта или фантазия. В финале он долго смеется (по словам Филлипса, это единственный момент в фильме, когда Флек смеется искренне, а не от нервного перевозбуждения или в угоду другим), а затем говорит врачу: «Я придумал шутку, но вы ее не поймете». Возможно, весь этот фильм — и есть эта шутка.

На это намекают несколько эпизодов. Во время встречи с социальным работником Флек вспоминает о том, как уже лежал в Аркхэме (в воспоминании он бьется головой о дверь в тех же белых стенах) — но что если это не воспоминание, а реальность, в которой герой находится в данный момент? Все та же соцработник очень напоминает врача, которому Флек предлагает шутку в Аркхэме. Это совпадение или так сработала его фантазия, потому что перед глазами был только один пример собеседника — его врач?

«Каро-Премьер»

Флек признается, что «все его мысли — негативные», поэтому в его «фантазии» Аркхэм и весь Готэм — это мрачные грязные места с суперкрысами и повсеместной жестокостью. Но в «реальности» больница выглядит иначе — она кристально чистая и светлая; возможно, как и остальной город.

Таким образом, если следовать этой теории, финальный побег Джокера из Аркхэма — это первый выход злодея в город. Так было и в оригинальном комиксе Алана Мура «Убийственная шутка», который начинается с того, что Джокер убегает из психбольницы и начинает причинять людям зло.

Теория третья: Джокер умер в середине фильма, а все остальное — его предсмертные видения

Есть несколько версий, когда именно умер Джокер.

Джокер умер в холодильнике. Самые фантастические события в жизни Флека начинаются после того, как он перестает принимать лекарства. Он убивает свою мать и бывшего коллегу, внезапно получает приглашение на телешоу, о котором мечтал всю жизнь. Все это происходит после того, как Флек забирается в холодильник и запирается в нем (на двери — замок, который можно открыть только ручкой снаружи). Некоторые зрители полагают, что герой просто не выбрался оттуда, а все, что было позже — его перевоплощение в Джокера и убийство ведущего — это предсмертные фантазии. Но эта теория никак не объясняет финальную сцену в Аркхэме.

Джокер погиб в аварии. После убийства Мюррея Франклина полиция арестовывает Джокера. Его везут в участок, но тут машину сбивает карета скорой помощи, за рулем которой — участник беспорядков в маске клоуна. Тело Джокера вытаскивают из полицейской машины и кладут на капот. Так он лежит до тех пор, пока на соседней улице не убивают родителей будущего Бэтмена — именно в этот момент Джокер приходит в себя, взбирается на капот машины и танцует на глазах у восхищенной толпы протестующих. Некоторые зрители считают, что реального пробуждения не было. Это только предсмертное видение Джокера о суперпопулярности. Или символ рождения Джокера как главного злодея Готэма в голове маленького Брюса Уэйна, который именно в эту секунду, потеряв родителей, решает посвятить жизнь борьбе со злом.

«Каро-Премьер»

Таким образом, если Джокер—Флек погиб, то главным врагом Бэтмена в будущем станет не он, а тот человек в клоунской маске, который застрелил его родителей. Это ответ на вопрос о разнице в возрасте между Флеком и маленьким Брюсом Уэйном — возможно, нападавший был гораздо моложе Флека и реальным Джокером станет именно он.

«Моя смерть имеет большее значение, чем жизнь», — пишет Артур в своем блокноте для шуток. Возможно, это намек на перерождение неудачника-Флека в уверенного анархиста Джокера. А возможно, его физическая смерть — это отправная точка всей истории о Бэтмене.

Что говорит Хоакин Феникс

Актер отказывается принимать какую-либо из версий. Он рассказал, как наблюдал за спором своих сестер, которые яростно обсуждали, что же именно случилось с Джокером. «Моя сестра Саммер говорила: „Нет, ребята, вы все упустили, на обороте фотографии Пенни Флек были инициалы Томаса Уэйна. И это значит…“ и она продолжала об этом говорить. А вторая сестра спрашивала: „Откуда ты знаешь, что это [эпизод с фотографией] было по-настоящему?“ Я наблюдал за ними, а потом они меня спросили, какая из теорий верная. И я сказал: та, которая вам больше нравится. И они меня послали, требуя сказать, что на самом деле произошло. Но я правда не знаю. Там можно увидеть то, что вы захотите. И это очень интересно, потому что это что-то говорит о вас, об аудитории. По-моему, это уникально».

Joaquin Phoenix on the making of 'Joker'
Popcorn with Peter Travers

Что говорит Тодд Филлипс

«Я не хочу говорить, что было настоящим, а что — нет. Потому что самое веселое — видеть совершенно разные виды реакции многих-многих людей. Одни говорят: „О я понял, шутка, которую мы не поймем — это весь фильм, так?“ Но ты не отвечаешь на этот вопрос, потому что здорово видеть разные реакции. Хотя у меня есть и своя теория», — сказал режиссер изданию ComicBook.

В интервью Los Angeles Times Филлипс тоже настаивает на многозначности интерпретаций: «На этот фильм можно посмотреть с разных точек зрения. Вы можете посмотреть и сказать: „Это одна из фантазий Джокера. Ничего из этого не было“. И я не хочу говорить, что именно произошло. Некоторые люди, которым я показывал фильм, говорили: „Я понял — он все выдумал. Весь фильм — это шутка. Все это выдумал этот парень, лежащий в Аркхеме. Он, возможно, даже не был никаким Джокером“».

Читайте также

Наталья Гредина