Перейти к материалам
истории

Что смотреть подросткам и с подростками: «Четыреста ударов», «Чучело», «Джуно» 10 фильмов о школе, первой любви и уходящем детстве

Источник: Meduza
Jerry Watson / 20th Century Fox / Vida Press

В рубрике «Домашний кинотеатр» «Медуза» рассказывает о том, что посмотреть дома. Вместе с рекомендациями для взрослых раз в две недели мы публиковали списки для семейного просмотра — для детей и родителей, которые проводят эти дни вместе. Первые детские выпуски были посвящены классическим мультфильмам студии Disneyнеголливудской анимации из Европы и Японии, советским киносказкаммультфильмам Pixar, фэнтези и фантастике. Этот — завершающий цикл рекомендаций для детей — составлен из фильмов о подростках и для подростков.

Четыреста ударов

1959 год

iTrailers

Антуану Дуанелю 12 лет. Он живет с матерью и отчимом в небольшой квартире. Родители заняты собой и не уделяют времени сыну. В школе он считается ходячей проблемой: прогуливает, врет учителям, а сочинение списал слово в слово из романа Бальзака, своего любимого писателя (дома Антуан устроил в его честь алтарь, а когда зажег свечу, чуть не устроил пожар). После того как мальчик совершает мелкую кражу, семья решает избавиться от Антуана, отправив его в лагерь для трудных подростков. 

«Четыреста ударов» (французская идиома, что-то вроде выражения «33 несчастья») не просто один из самых потрясающих фильмов, погружающих зрителя в психологию подростка — без малейшей снисходительности, высокомерия, нравоучительности или иных «педагогических задач», — но и одна из лучших картин за всю историю кинематографа. Возможно, это прозвучит чуть обидно для поклонников Франсуа Трюффо, ведь этот шаг был первым в его потрясающей, несправедливо краткой карьере, но «Четыреста ударов» и самый мощный, чистый, живой фильм этого режиссера. Вместе с лентами Клода Шаброля «Красавчик Серж» и Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» он ознаменовал начало французской новой волны, принеся в кинематограф дух независимости, бунта и молодости.

В Каннах фильму присудили приз за режиссуру, он был весьма успешен во французском прокате. «Четыреста ударов» — первый шаг в многолетнем сотрудничестве Трюффо с актером Жан-Пьером Лео, ставшим в известной степени автопортретом, экранным альтер эго режиссера. Вместе они сделали еще четыре фильма о взрослом Антуане Дуанеле. Тем не менее «Четыреста ударов» — сильнейший в этом ряду, а взгляд Антуана в камеру в финале — один из великих кадров, по которым запомнится кино ХХ века.    

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен

1964 год

Киноклипы Хранилище

Пионер Костя Иночкин во время отдыха в летнем лагере нарушил правила — переплыл на другой берег реки. За это здешний начальник, бюрократ и зануда Дынин, исключает мальчика из лагеря и отправляет домой, к бабушке. Предвидя смерть чувствительной старушки от шока, Костя решает тайно вернуться обратно и жить в лагере нелегалом. Узнавшие об этом друзья помогают ему и постепенно разрабатывают сложный план его спасения. Приближается родительский день и парад-карнавал, когда все тайное неизбежно станет явным. 

Дебютная картина Элема Климова, поставленная по блистательному сценарию Ильи Нусинова и Семена Лунгина, — бриллиант советского кино, нестареющий шедевр 1960-х. Климову повезло несколько раз. Ему, победителю кинофестиваля ВГИКа, разрешили снять полный метр на «Мосфильме» без диплома. Множество сложностей преследовало группу на съемках (например, выяснилось, что исполнитель главной роли Виктор Косых не умеет плавать), но все они были преодолены. Были сложности с цензурой: после завершения фильма и руководство ВГИКа, и чиновники Госкино назвали его «антисоветским». По личной инициативе Сергея Герасимова картина была отправлена лично руководителю страны Никите Хрущеву. Тот пришел в восторг и дал указание выпустить фильм на экраны. Премьера состоялась 9 октября 1964 года. Меньше чем через неделю Хрущев покинул свой пост. 

Впрочем, эти авантюрные детали сегодня интереснее знать историкам, чем зрителям. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — парадоксальная (что передано уже в заголовке) комедия. С одной стороны — подростковый хулиганский бурлеск с примесью слэпстика и абсурда, с массой удачно угаданных типажей и без примеси актерской фальши, столь частой в советском детском кино. С другой — удивительной глубины и бескомпромиссности притча о границах свободы, о «мягком» тоталитаризме, о правилах и их нарушении, о массовом мышлении, о стукачестве, о преодолении стереотипов. Одну из лучших ролей в своей жизни здесь сыграл выдающийся артист Евгений Евстигнеев. Многие сцены (в частности, митинг в память об «убитой бабушке») и реплики («А че это вы тут делаете?») вошли в фольклор. 

Республика ШКИД

1966 год

YouTube Movies

Петроград, начало 1920-х. Город переполнен беспризорниками. Органы находят малолетних бродяг и правонарушителей, распределяя по школам и колониям. Место действия фильма — школа-коммуна имени Достоевского (сокращенно ШКИД), которой руководит директор-идеалист Виктор Николаевич Сорокин; ученики зовут его Викниксор». При помощи других педагогов он пытается наладить тонкий баланс между «республикой» — школой, где уважаются права учеников, — и традиционным учебным заведением, где в головы безграмотных хулиганов вбивается «ученье — свет». 

«Республика ШКИД» была поставлена к 50-летию революции и 40-летию написания одноименной знаменитой книги, автобиографических мемуаров Григория Белых (он же Янкель) и Алексея Еремеева (он же Ленька Пантелеев). Для советского детского кино она стала новым шагом в шестидесятнической трактовке событий 1920-х годов: герои фильма были не условными фигурами, как в героических «Неуловимых мстителях» (вышедших в том же году), а живыми людьми, со своими неповторимыми чертами и обаятельными недостатками. Монументальность этой многофигурной сложной картины с парой десятков важных для сюжета действующих лиц уравновешивается качествами камерной драмы (а местами комедии): прицельно точным юмором, бережным воспроизведением эпохи в деталях, психологической аккуратностью. Для Геннадия Полоки «Республика ШКИД» стала первым колоссальным успехом в прокате, для сыгравшего Викниксора Сергея Юрского — второй подряд хитовой актерской работой после вышедшей годом раньше картины «Время, вперед!».  

Ромео и Джульетта

1968 год

Danios12345

Две равно уважаемых семьи в Вероне, где встречают нас событья, ведут междоусобные бои и не хотят унять кровопролитья. Вы знаете эту историю наизусть. Но невозможен список подростковых фильмов без главной истории о первой влюбленности. Среди десятков картин, прямо или косвенно эксплуатирующих сюжет великой шекспировской трагедии о любви двух детей из двух враждующих кланов, мало какая так верна духу первоисточника и так умело восстанавливает его связь с современностью, как фильм Франко Дзеффирелли. Более молодых Ромео с Джульеттой до этого на экране тоже не было: Леонарду Уайтингу 17 лет, Оливии Хасси — 16.

С подачи итальянского режиссера Ромео и Джульетта стали полноправными героями 1968 года, эпохи бунтующей молодежи и свободной любви. И это несмотря на то, что осовременить события пьесы Дзеффирелли не пытался. Фильм потряс современников — в еще большей степени своей безыскусной искренностью и правдой чувств, чем фантастически живописными костюмами и декорациями (которые впечатляют до сих пор). Кстати, костюмы Данило Донати и операторская работа Паскуалино Де Сантиса были удостоены «Оскаров». Дзеффирелли, уже работавший с тем же текстом в нескольких театральных постановках, тщательно воссоздавал предметный мир воображаемой Вероны (почти вся картина снималась в других итальянских городах) и стремился максимально сохранить текст первоисточника, не утратив его эмоциональной силы. Решить эту задачу ему помогли не только артисты, но и музыка Нино Рота, моментально ставшая всемирно известной. Сегодня под нее особенно любят выступать фигуристы.  

Кес

1969 год

TIFF Trailers

Пятнадцатилетний Билли живет с матерью и старшим братом в маленьком шахтерском городке в Великобритании. Ему достается и от домашних, и от учителей, и от одноклассников, он привык это терпеть. Жизнь Билли меняется, когда он находит на соседней ферме и приручает хищную птицу — пустельгу (название фильма «Kes» — сокращение от «kestrel», пустельга). 

В России сравнительно плохо знают творчество британца Кена Лоуча, живого классика английского кино. Это объясняется «творческим профилем» режиссера: он всю жизнь снимает открыто политическое кино и настаивает на социальном реализме как методе. Однако некоторые фильмы Лоуча способны пробить броню самого крепкого недоверия, и «Кес» — один из лучших тому примеров. Эта правдивая, простая, по внешним признакам сухая и даже жесткая, но пронзительная и незабываемая подростковая драма — образец кинематографической честности. Трудно представить себе зрителя, который останется равнодушным к истории Билли и Кеса. В 1970 году с этой лентой Кен Лоуч стал лауреатом фестиваля в Карловых Варах. На родине режиссера «Кес» заслуженно вошел в десятку лучших британских фильмов всех времен (опрос Британского киноинститута).  

Сто дней после детства

1975 год

Lusha L

Пионер Митя Лопухин по прозвищу Лопух влюблен в Лену Ерголину, а он нравится Соне Загремухиной. Лето, пионерлагерь. Найти нужное слово, совершить правильный жест — трудная задача для советских старшеклассников. Делу помогает театральная постановка по «Маскараду» Лермонтова, которую готовит пионервожатый (а по основной профессии — скульптор) Сережа.

В СССР 1960–1980-х было снято несколько превосходных фильмов о подростковой любви, из которых самым популярным стал «Вам и не снилось…» Ильи Фрэза. Однако никто не подошел к этому сложному сюжету настолько нестандартно и деликатно, как Сергей Соловьев в картине, которая вскоре обрела культовую славу. «Сто дней после детства» были первой картиной режиссера о современности — после экранизаций Чехова, Горького и Пушкина; поэтому ключом к чувствам героев стал классический текст Лермонтова (интересно, что много десятилетий спустя похожий прием с Мариво применил Абделатиф Кешиш в картине «Увертка»). В каком-то смысле здесь Соловьев начал путь, продолженный в новаторской «Ассе», а потом в «Нежном возрасте» и «О любви». Роль Сережи сыграл Сергей Шакуров. Двое исполнителей главных ролей — Борис Токарев и Ирина Малышева — были дебютантами. Для 14-летней Татьяны Друбич это была вторая роль, с которой началась целая эпоха ее сотрудничества с Соловьевым: благодаря «Ста дням после детства» она оказалась на обложке «Советского экрана» и стала одной из самых популярных актрис в стране.  

Чучело

1983 год

Владимир Жук

Лена Бессольцева — новая ученица шестого класса. Она недавно переехала в город и живет со своим дедом, чудаковатым фронтовиком, который ходит в единственном старом пальто. В классе Лену прозвали Чучелом, она старается не обижаться. Однажды одноклассники сбегают с уроков в кино. Когда об этом узнает учительница, Лена берет вину на себя. Тогда ей объявляют бойкот. 

Фильм Ролана Быкова, поставленный в предперестроечном СССР по нашумевшей одноименной повести Владимира Железникова, поразил многих. Картина о травле школьного изгоя, которая едва не приводит к смерти, жестко контрастировала с поэтичным и прекраснодушным советским кино о школе. «Чучело» вызвало ожесточенные дискуссии и имело значительный успех в прокате. Фильм не скрывал ни социального расслоения, ни практик коллективного остракизма, на которых в немалой степени строилось советское общество 1980-х. И для Быкова-режиссера, и для сыгравшего роль дедушки Юрия Никулина эта картина хронологически последняя. Автором музыки к фильму стала композитор-авангардист София Губайдулина (впрочем, в нем также звучат эстрадные шлягеры, отечественные и иностранные). Настоящим прорывом «Чучело» было для сыгравшей главную роль и отобранной в ходе сложного кастинга 11-летней Кристины Орбакайте — дочери Аллы Пугачевой и будущей поп-звезды.  

Девственницы-самоубийцы

1999 год

HD Retro Trailers

В семье Лисбон пять дочерей. Однажды одна из них кончает жизнь самоубийством. Напуганные родители сажают оставшихся четырех под замок. Те отныне думают об одном: как нарушить комендантский час и оказаться на свободе. Первые влюбленности и жгучее желание вырваться из-под контроля неминуемо ведут к еще одной трагедии. 

Экранизируя знаменитый роман Джеффри Евгенидиса в своей дебютной режиссерской работе, дочь легендарного постановщика София Коппола на свой лад переосмысляет сказку о спящей красавице, заколдованной принцессе, которую пробудит лишь поцелуй возлюбленного. Ностальгическая и сновидческая атмосфера пригородов Детройта в 1970-х годах не дает фильму превратиться в социальную драму. Перед нами прежде всего поэтическая картина о чувствах, которые не могут быть выражены словами (с этой задачей гораздо лучше справляется оригинальный саундтрек французского электронного ретродуэта Air). Люкс из «Девственниц-самоубийц» — первая взрослая роль 16-летней на момент съемок Кирстен Данст, которая в будущем еще не раз снималась у Копполы. Роли родителей сыграли практически неузнаваемые звезды американского кино 1980-х Джеймс Вудс и Кэтлин Тернер. 

Билли Эллиот

2000 год

Трейлер ТВ

11-летний Билли — младший ребенок в шахтерской семье. На дворе 1980-е, шахтеры по всей стране бастуют, отец и старший брат заняты только этим. А Билли мечтает о балете. Об этом невозможно сказать никому — он нарвется лишь на насмешки и непонимание. Отец уверен, что увлечение танцем — отклонение для мальчишки. И все же Билли находит преподавательницу и начинает заниматься. Он намерен добиться осуществления своей мечты во что бы то ни стало. 

Один из лучших и самых необычных фильмов о личностном становлении, взрослении и поиске профессии — точнее, чего-то большего: призвания. Забавный, трогательный, но отнюдь не слащавый «Билли Эллиот» — картина, способная вдохновить подростка (и не только), вне зависимости от того, чего тот хотел бы добиться в жизни. Блестящий сценарий Ли Холла основан на реальной судьбе Филиппа Мосли, выросшего в шахтерской семье. Для театрального режиссера-бисексуала Стивена Долдри «Билли Эллиот» стал дебютом в кино. В ходе сложного кастинга на главную роль был выбран Джейми Белл — актер, впоследствии работавший со Стивеном Спилбергом, Ларсом фон Триером и Пон Чжун Хо. «Билли Эллиот» стал одним из самых известных британских фильмов рубежа столетий. Несколько лет спустя по его мотивам поставили популярный мюзикл. 

Джуно

2007 год

Киноклипы Хранилище

Джуно шестнадцать лет, она учится в школе, и она беременна. Счастливый отец — Поли, ровесник и приятель Джуно. Поначалу она думает сделать аборт. Потом решает отдать ребенка на усыновление. Так в жизни Джуно появляется супружеская пара, Ванесса и Марк Лоринг, которые должны стать родителями ее пока не рожденного сына.  

Тема подростковой беременности не была новой для американского кино. Впечатляло другое — та легкость, юмор, житейская мудрость, с которой к этой теме подошли авторы фильма. По жанру «Джуно» можно определить как комедию. Сценаристка Диабло Коуди — бывшая стриптизерша, получившая за работу над «Джуно» «Оскар». Режиссер — канадец Джейсон Райтман, сын знаменитого Айвана Райтмана («Близнецы», «Охотники за привидениями»). Роли Джуно и Поли сыграли восходящие звезды: рассудительная Эллен Пейдж и худосочный Майкл Сера. Естественная интонация актерской игры и изобретательный саундтрек стали важными факторами успеха. «Джуно» стоил меньше восьми миллионов долларов, а в кинопрокате заработал свыше 230.  

Антон Долин