Перейти к материалам
истории

«Abstract: The Art of Design»: невероятно красивый сериал о дизайне Кто придумывает кроссовки? Что рассказывают шрифты на уличных вывесках? Почему дизайн есть даже в политике?

Источник: Meduza
Netflix

Netflix выпустил второй сезон документального проекта «Abstract: The Art of Design». Сериал рассказывает о дизайне, который влияет на нашу жизнь, — и о дизайнерах, которые решают, каким он будет. В проекте участвуют многие суперзвезды отрасли, например Тинкер Хэтфилд — дизайнер кроссовок Nike; Ян Спалтер, создавший логотип Instagram; Джонатан Хефлер — придумавший шрифт Tiffany & Co., и другие. Они рассуждают о вещах, домах, улицах, одежде, политике — и еще о десятках сфер, где важен дизайн. По просьбе «Медузы» Анна Савина посмотрела оба сезона этого невероятно красивого шоу — и перечисляет пять причин, почему его стоит посмотреть, даже если вы не дизайнер.

Герои сериала рассказывают о себе с помощью дизайна

У всех предметов, которые нас окружают, и у всех сервисов, которыми мы пользуемся каждый день, есть создатели. Какой бы заурядной, практичной или самоочевидной ни казалась нам обстановка, за всеми ее элементами стоит дизайнер. Каждый эпизод «Abstract» посвящен одному профессионалу, достигшему признания в одной из дизайн-областей: типографике, иллюстрации, архитектуре, дизайне костюма и многих других.

«Abstract: The Art of Design». Трейлер
Netflix

Исполнительный продюсер проекта Скотт Дадич (раньше он был главным редактором журнала о культуре и технологиях Wired) выбрал для него людей, которые работали над узнаваемыми продуктами, сервисами и произведениями поп-культуры. К примеру, главный герой эпизода о диджитал-дизайне — Ян Спалтер, который создал новый логотип Instagram и интерфейс популярного в начале 2010-х годов фитнес-браслета Nike Fuelband. Другая серия посвящена Тинкеру Хэтфилду, придумавшему десятки известных моделей кроссовок Nike (включая Air Max 1, Air Trainer 1 несколько версий Air Jordan).

Работы других героев «Abstract» не столь осязаемы, но их влияние тоже несложно оценить — от шрифтов для логотипа ювелирной компании Tiffany & Co., которые создал Джонатан Хефлер, до иллюстраций Кристофа Ниманна, которые не раз попадали на обложки журнала The New Yorker. 

Дизайнеры говорят на собственном языке

«Abstract» — сериал, команда которого отлично понимает, что традиционные документальные фильмы с «говорящими головами» вряд ли могут впечатлить кого-либо в 2019 году. Поэтому его создатели пытаются рассказывать истории по-новому и говорить на одном языке со своими героями.

Netflix

Каждый эпизод исследует новую методологию и новый дизайн-язык. Иллюстратор Кристоф Ниманн рассказывает о своей карьере с помощью рисунков, дизайнер игрушек Кас Холман вспоминает детство и показывает свои скетчи, а знаменитый шрифтовой дизайнер Джонатан Хефлер идет по нью-йоркской улице, подмечая, какие шрифты использованы для каждой вывески. Так зритель больше узнает о работе дизайнеров, о том, на что они обращают внимание и под каким углом смотрят на вещи. 

Вы научитесь видеть неочевидное у себя дома

«Истина определяется тем, как мы на нее смотрим», — говорит датско-исландский художник и дизайнер Олафур Элиассон, придумывая новую инсталляцию. Весь эпизод, посвященный его творчеству, — попытка разрушить «четвертую стену» и найти приемы, которые помогут зрителю по-новому посмотреть на мир вокруг. Элиассон показывает, как меняется восприятие цветов в вашей комнате в зависимости от цвета экрана, на котором вы смотрите эпизод, и прикладывает к камере листки разных оттенков белого, чтобы зритель заметил, как меняется яркость солнечного света в разных точках планеты. 

Netflix

В своих работах из серии Sunday Sketch иллюстратор Кристоф Ниманн превращает подручные предметы в основу для скетчей: носок становится головой динозавра, а чернильница — камерой выдуманного фотографа. Исследователь из MIT Media Lab Нери Оксман видит в биологических структурах источник вдохновения для инсталляций и архитектурных сооружений. Все — не то, чем кажется на первый взгляд, и герои «Abstract» умеют замечать эти любопытные нестыковки и делать их очевидными для людей вокруг.

И обратите внимание на свое окружение — оно влияет на настроение!

Архитектор Бьярке Ингельс переделывает жилые многоэтажные дома из «коробок» в «горы, созданные руками человека». Дизайнер интерьеров Илзе Кроуфорд создает пространства, думая не только о функциональности, но и об эмоциях, которые они вызывают. Дизайнер игрушек Кас Холман придумывает площадки, на которых дети самостоятельно строят удобные аттракционы для игр с друзьями. 

Netflix

Создатели «Abstract» рассматривают дизайн в широком смысле этого слова и много рассказывают о дизайне среды и архитектуре. Что значит комфортное современное жилье и как оно должно быть организовано? Насколько хороши предметы быта, которые мы используем каждый день, как они влияют на наше самочувствие? Как офисы, школы, галереи, концертные залы и детские площадки определяют наше поведение? Герои «Abstract» постоянно анализируют все, что их окружает, — и это дает зрителям инструменты, с помощью которых они тоже могут оценить свой быт. 

Наконец, это сериал о политике

Первый сезон «Abstract» вышел в начале 2017 года — всего через несколько месяцев после президентских выборов в США, на которых победил Дональд Трамп. И несмотря на то, что в сериале мало обсуждается политическая повестка, мы замечаем, как многие дизайнеры реагируют на обострившуюся политическую ситуацию в стране, как это влияет на их язык и приемы. 

«Abstract: The Art of Design». Трейлер
Netflix

Пола Шер объясняет, как фирменный стиль в оформлении нью-йоркских организаций может объединить людей и создать для них комфортную среду, а не разделить их. Шрифтовой дизайнер Джонатан Хофлер рассуждает, как шрифты Gotham и Sentinel, впервые использованные для избирательной кампании Барака Обамы, впоследствии применялись, причем очень активно, другими американскими политиками. Дизайнер костюмов Рут Картер объясняет, как фильмы, над которыми она работает, помогают сломать стереотипы об афроамериканцах. Художник Олафур Элиассон показывает, как он привлекает внимание к климатическому кризису с помощью небольших проектов, в основе которых всегда лежит оптимизм.

Что бы ни создавали герои «Abstract», они верят в силу перемен, их необходимость и неотложность — именно поэтому за ними так интересно наблюдать. 

Анна Савина