Перейти к материалам
истории

В телеграме распространяют фейковый ролик Wired о S.T.A.L.K.E.R. 2. В нем утверждается, что создатели игры помогают украинским властям искать уклонистов от мобилизации Кто сделал видео — неизвестно

Источник: Meduza

В интернете появилось видео, в котором говорится о связи игровой студии GSC Game World с украинскими властями. На это обратило внимание издание 404 Media. В ролике утверждается, что с помощью игры S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl украинские разработчики тайно собирают данные о жителях страны, подлежащих мобилизации. Журналисты уверены, что видео создано в рамках российской кампании по распространению дезинформации, но никаких доказательств не приводят. «Медуза» рассказывает, что известно об этом странном видео.

Когда появился этот видеоролик, точно неизвестно. Журналист 404 Media Эмануэль Майберг рассказал, что некоторое время назад его начали распространять в телеграме. Названия конкретных каналов, где публиковали ролик, он не уточнил. Майберг также сообщил, что видео рассылают журналистам напрямую, но не привел имен или названий изданий, в которых работают эти журналисты.

Сам вертикальный ролик продолжительностью одну минуту, где демонстрируются кадры из S.T.A.L.K.E.R. 2, доступен на сайте издания. В субтитрах утверждается, что в коде Heart of Chornobyl была обнаружена встроенная программа, которая собирает данные об игроках и ежесекундно передает их на серверы разработчиков.

Таким образом украинская студия GSC Game World получает информацию об устройстве, имени и местоположении пользователя, а также его IP-адрес, утверждается в видео. Причем это якобы происходит вне зависимости от того, согласился ли игрок на отправку данных или нет. 

В начале игры пользователь должен дать согласие на отправку своих данных разработчикам

Авторы ролика напоминают, что разработка проекта велась 15 лет, а релиз несколько раз откладывался, в том числе из-за недостатка финансирования. В результате GSC Game World якобы заключила сделку с украинскими властями: в обмен на деньги, необходимые для завершения разработки, студия теперь помогает с поиском людей, подходящих для мобилизации.

Последнее утверждение о сделке в видео приписывают украинскому журналисту Роману Бочкале. Он также якобы рекомендует использовать VPN или вовсе «бойкотировать эту игру ради собственной безопасности». «Медузе» не удалось подтвердить подлинность цитаты журналиста, которая приводится в ролике, по открытым источникам.

Журналист 404 Media Эмануэль Майберг обращает внимание, что в видео есть логотип американского технологического издания Wired. Однако журналисты этого СМИ не имеют отношения к ролику, замечает репортер. Нет и доказательств того, что озвученные в видео утверждения правдивы. Студия GSC Game World пока не комментировала ситуацию.

Что происходит с мобилизацией в Украине

«Простого решения не существует» Нехватка новобранцев создает в Украине не только военные, но также социальные и политические проблемы, пишет WSJ

Что происходит с мобилизацией в Украине

«Простого решения не существует» Нехватка новобранцев создает в Украине не только военные, но также социальные и политические проблемы, пишет WSJ

Часть кадров, где демонстрируется программный код, взята из другого ролика. Его 22 ноября опубликовал на DTF пользователь с ником Serjik Sakurajima. Это его единственный пост на сайте; до публикации он только несколько раз комментировал другие записи.

Serjik Sakurajima сообщил, что в S.T.A.L.K.E.R. 2 используется плагин для ежесекундного сбора информации о компьютере, его конфигурации, операционной системе, а также данных о том, где находится персонаж и что он делает. Serjik Sakurajima также предположил, что игра может видеть его IP-адрес.

Другие пользователи в комментариях отметили, что сбором подобных данных занимаются почти все разработчики. Но в большинстве случаев это возможно делать только с согласия игрока. Serjik Sakurajima утверждает, что он отклонил запрос S.T.A.L.K.E.R. 2 на сбор информации.

Судя по всему, именно этот пост послужил основой для ролика, о котором рассказывает 404 Media. Однако часть информации в этом видео преподносится как подтвержденный факт (например, про IP-адрес), а некоторые утверждения без знания контекста можно неверно истолковать. Например, сложно понять, что речь идет о местоположении персонажа в игре, а не о том, где находится сам игрок. Ко всему прочему, непонятно, как эта информация поможет украинским властям при поиске уклонистов от мобилизации.

По словам Эмануэля Майберга, методы распространения ролика идентичны тем, с которыми его издание столкнулось в марте 2024 года. Тогда в интернете появился фейковый трейлер документального фильма Netflix, в котором утверждалось, что Европейская служба внешних связей ЕС финансирует более сотни организаций, которые создают и публикуют фейковые новости. Среди них упоминались Reuters, Associated Press, The Guardian и 404 Media. 

Как Россия проводит кампании по дезинформации

Российские хакеры и пропагандисты проводят «операции влияния» по всему миру — например, дискредитируют Олимпийские игры в Париже А сотрудник Microsoft Клинт Уоттс пытается их выследить. Вот его интервью

Как Россия проводит кампании по дезинформации

Российские хакеры и пропагандисты проводят «операции влияния» по всему миру — например, дискредитируют Олимпийские игры в Париже А сотрудник Microsoft Клинт Уоттс пытается их выследить. Вот его интервью

Проект по выявлению «фабрик троллей» Antibot4Navalny ранее присвоил этой кампании по дезинформации название «Матрешка». Как рассказывало агентство AFP, ее суть состоит в том, чтобы распространять фальшивые истории через комментарии к постам популярных СМИ или известных личностей в соцсетях с предложением проверить подлинность этих историй. 

Представители исследовательского центра Digital Forensic Research Lab, созданного Атлантическим советом, рассказали 404 Media, что цель кампании «Матрешка» — заполнить телеграм, соцсети и личные почты журналистов фейковым контентом, который выставляет страны НАТО и Украину в негативном свете. Аналитики предполагают, что обилие такой информации в публичном доступе должно подорвать доверие обычных читателей к новостным агентствам в целом.

Эмануэль Майберг отмечает, что он сам регулярно получает десятки электронных писем с фейковыми историями, подобными сообщению о S.T.A.L.K.E.R. 2. По его словам, в большинстве случаев они не получают широкого распространения, но иногда упоминаются в твитах, которые вскоре удаляет сама соцсеть. При этом журналист не удивлен, что именно новая игра GSC Game World стала целью российской пропаганды. По его мнению, Heart of Chornobyl, находившаяся в разработке 15 лет, стала своего рода символом стойкости Украины на фоне российского вторжения.

Когда началась война, разработчики S.T.A.L.K.E.R. 2 призвали поддержать их страну, опубликовав ссылку на фандрайзинговый проект United24. Кроме того, GSC Game World самостоятельно собрала 800 тысяч долларов с помощью краудфандинга и пожертвовала их украинскому благотворительному фонду «Вернись живым». Эта организация собирает средства на поддержку армии и покупку оборудования, беспилотников и средств для медицинской помощи военным. В мае 2024 года фонд внесли в российский перечень «нежелательных организаций».

На то, что разработчики поддерживают ВСУ, обратили внимание российские депутаты. Замглавы комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин допустил, что S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl могут запретить на территории России — но не только из-за того, что GSC Game World финансировала украинских военных. По словам Горелкина, игру запретят, если в ней найдут «противоправную информацию». За неделю, прошедшую с момента релиза S.T.A.L.K.E.R. 2, сделать этого не удалось. Большинство западных СМИ в своих рецензиях тоже не упоминали о контенте, который можно было бы истолковать как антироссийский.

Как депутат угрожал запретить S.T.A.L.K.E.R. 2

«Купил Сталкер — попал на Зону» S.T.A.L.K.E.R. 2 (его делают украинские разработчики) еще не вышел, а российских геймеров уже пугают статьей за госизмену

Как депутат угрожал запретить S.T.A.L.K.E.R. 2

«Купил Сталкер — попал на Зону» S.T.A.L.K.E.R. 2 (его делают украинские разработчики) еще не вышел, а российских геймеров уже пугают статьей за госизмену

Единственным автором, который усмотрел в Heart of Chornobyl «небольшие проблески украинского национализма», стал обозреватель Eurogamer Брендан Колдуэлл. По его мнению, они проявляются в изображении украинского флага на коробке спичек в игре, а также в образе макового поля (это одна из локаций), которое символизирует «жуткое место упокоения павших солдат». У украинских — и не только — пользователей этот текст вызвал возмущение.

Сами разработчики признавали, что произошедшие в Украине события не могли не повлиять на них и на саму игру. Однако подчеркивают, что не хотели превращать S.T.A.L.K.E.R. 2 в пропагандистский продукт. «Мы не можем не отражать это [влияние войны] в игре. Но мы делаем это косвенно, — рассказывал ведущий продюсер Слава Лукьяненко в интервью изданию VG247. — Мы делаем это через истории, через окружение, через ощущение упадка».

Наши впечатления от игры

S.T.A.L.K.E.R. 2 — уникальная игра. Таких больше не делают Рассказываем, почему это одновременно и достоинство, и недостаток

Наши впечатления от игры

S.T.A.L.K.E.R. 2 — уникальная игра. Таких больше не делают Рассказываем, почему это одновременно и достоинство, и недостаток

«Медуза»

«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!

Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!