Перейти к материалам
истории

Церемония открытия Олимпийских игр в Париже была настолько странной, что ее обсуждают уже несколько дней Возмутились все: от представителей церкви до дизайнеров одежды

Источник: Meduza

Церемония открытия Олимпиады в Париже прошла 26 июля — и она была, мягко говоря, уникальной. Олимпийские команды плыли на кораблях по Сене, открывала церемонию Леди Гага, а закрывала Селин Дион. Дрэг-артисты выступили с таким ярким номером, что организаторам шоу пришлось извиняться. «Медуза» собрала реакции мировых звезд, политиков и просто зрителей на события в Париже, которые обсуждают уже несколько дней.

Главный предмет спора — дрэг-бал на мосту Дебийи, во время которого французские артисты сидели за длинным столом. Большинство зрителей восприняло эту сцену как отсылку к «Тайной вечере» Леонардо да Винчи, а дрэг-артистов — как пародию на апостолов. В итоге музыкальный номер оскорбил верующих (среди них не только российские пропагандисты). Представитель организаторов Анна Декамп извинилась перед ними за эту часть шоу: «Очевидно, что у нас никогда не было намерения проявить неуважение к какой-либо религиозной группе. [Церемония открытия] была направлена на празднование толерантности общества».

Впрочем, некоторые зрители увидели в номере отсылку к другому произведению искусства: картине XVII века голландского живописца Яна ван Бейлерта «Пир богов» — на ней изображены греческие боги; об этом сказал и арт-директор церемонии Тома Жолли, заявив, что на церемонии цитировалась сцена с языческими богами на Олимпе. «В моей работе вы никогда не найдете желания унизить кого-то и что-то», — сказал он телекомпании BFMTV.

Извинение организаторов в свою очередь обидело артистов, принимавших участие в сцене: «Когда вы извиняетесь, то признаете ошибку, то есть признаете, что целенаправленно сделали что-то, чтобы принести вред. А это не так, — цитирует Reuters Хьюго Бардена, который в образе дрэг-королевы Паломы участвовал в церемонии открытия Олимпиады. — Людей беспокоит не тот факт, что мы воспроизводим картину, а то, что ее воспроизводят квир-люди».

Подробнее о реакции на эту часть шоу

На церемонии открытия Олимпиады дрэг-артисты изобразили «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. После этого в соцсетях начался сущий кошмар Почему многих зрителей обидел этот момент? И что в него вкладывали организаторы?

Подробнее о реакции на эту часть шоу

На церемонии открытия Олимпиады дрэг-артисты изобразили «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. После этого в соцсетях начался сущий кошмар Почему многих зрителей обидел этот момент? И что в него вкладывали организаторы?

Что еще говорили критики церемонии

Марион Марешаль Ле Пен

депутат Европарламента, депутат Национального собрания Франции от партии Национальный фронт. Племянница Марин Ле Пен

Смотрю церемонию открытия Олимпийских игр с детьми. Трудно насладиться редкими удачными номерами, когда вокруг — обезглавленные Марии Антуанетты, целующиеся троицы, дрэг-королевы и унижение Республиканской гвардии, вынужденной танцевать под Аю Накамуру. Общая безвкусица костюмов и хореографии тоже не спасает ситуацию. Отчаянно пытаемся найти празднование спортивных ценностей и красоты Франции среди такой грубой воук-пропаганды.

Илон Маск

основатель Tesla и Space X

Это было крайне неуважительно по отношению к христианам.

Дмитрий Медведев

замглавы Совета безопасности РФ 

Про Олимпиаду в Париже даже не хочу ничего говорить — жалкое зрелище. Вспомните Олимпиаду в Сочи или чемпионат мира по футболу, с блеском проведенные в нашей стране.

Евгений Ревенко

депутат «Единой России», член комитета Госдумы по спорту

Это был бал извращенцев. И в данном случае извинения — это лишь формальность и не более чем лицемерие. Когда готовилась церемония, утверждались сценарии, ведь организаторы осмысленно и осознано предоставили сцену ЛГБТ-сообществу. Я далек от мысли, что они не знали, что планируется пародия на «Тайную вечерю» трансгендерами. Скорее всего, они знали и допустили это. Тогда мы понимаем, что таков образ их мышления. Они не видели в этом ничего плохого. Это уже не толерантность, это уже смещение, искажение сознания и это погружение в какую-то тьму. Мы против этого. И здесь извинения — это просто формальность.

Константин Богомолов

театральный режиссер

Худшее открытие Олимпиады ever… Дико скучно, провинциально и просто убого.

Илья Авербух

фигурист, призер Олимпийских игр

Спорт был даже не вторичен, а третичен на всем этом плане. Мне лично было неприятно смотреть на ряд персонажей. Это все-таки история мирового масштаба, и смотрят ее люди разных культур, разных вероисповеданий, разного отношения, в том числе и к семейным ценностям.

Вячеслав Володин

спикер Госдумы

Позор Франции. Под таким названием войдет в историю церемония открытия Олимпийских игр — 2024 в Париже. Кадры, разлетевшиеся по сети, демонстрируют полнейшую деградацию европейского общества. Они надругались над Библией и оскорбили наши чувства, чувства христиан всего мира. Сделали ключевыми участниками события представителей сексуальных меньшинств и моральных уродов, умудрились перепутать страны-участницы, заставили спортсменов против их желания участвовать во всем этом под проливным дождем, водрузили на флагшток перевернутый олимпийский флаг. <…> Россия приняла правильное решение не проводить телевизионную трансляцию этого мракобесия. <…> Организаторы Олимпиады во главе с Макроном, унизив весь христианский мир, дискредитировали в первую очередь себя, растоптав память своих предков, которые многое сделали, чтобы Франция состоялась.

Энтони Ваккарелло

креативный директор Yves Saint Laurent

Какой стыд, больше не осталось чувства собственного достоинства.

Конференция епископов Франции

Мы думаем обо всех христианах на всех континентах, которые возмущены провокационностью определенных сцен. Мы хотим, чтобы они поняли, что празднование Олимпийских игр разворачивается далеко за пределами идеологических предубеждений нескольких авторов. <…> Олимпизм — это движение, служащее этой реальности человеческого единства и братства. <…> Уступите дорогу полю состязаний, пусть оно принесет всем истину, утешение и радость!

Анастасия Ивлеева

блогер

Немного подглядела за церемонией открытия Олимпиады в Пориже (через о, да). Что собстнна хочу сказать: вечеринка у нас была стильнее. Спасибо всем за Сочи и ЧМ по футболу.

Eurosport

Но есть и другие мнения

Дмитрий Губерниев

комментатор и ведущий «Матч ТВ»

Спокойно отношусь к тому, как прошла церемония открытия Олимпиады. Сделали как могли. Люди порадовались — это замечательно. В целом мне понравилось. На нюансы обращать внимание не хочу. От тех, кто накидывает (экскременты) на вентилятор, я смеюсь.

Урсула фон дер Ляйен

председатель Европейской комиссии

Сегодня вечером мы празднуем глобальное сотрудничество, солидарность, справедливость и спортивную настойчивость. Как и наш Европейский союз, Олимпийские игры демонстрируют силу разнообразия и командного духа.

Джастин Трюдо

премьер-министр Канады

Гордый житель Квебека из города Шарлемань на сцене церемонии открытия! Селин Дион — канадская икона, невероятный талант, и она преодолела многое, чтобы оказаться там сегодня вечером. Селин, здорово снова видеть тебя поющей.

Леди Гага

Я невероятно благодарна за приглашение открыть Олимпийские игры в Париже в 2024 году. Для меня также огромная честь, что организационный комитет Олимпийских игр попросил меня исполнить такую особенную французскую песню — песню, посвященную французскому народу и его великой истории искусства, музыки и театра. Эту песню пела Зизи Жанмер, родившаяся в Париже французская балерина, которая прославилась исполнением «Mon Truc en Plumes» в 1961 году. Название означает «Моя вещь с перьями». И это не первый раз, когда наши пути пересекаются. Зизи снималась в мюзикле Коула Портера «Anything Goes», который был моим первым джазовым релизом.

Хотя я не являюсь французской артисткой, я всегда чувствовала особую связь с французским народом и французской музыкой — я больше всего хотела создать выступление, которое согреет сердце Франции, отпразднует французское искусство и музыку и в такой важный момент напомнит всем об одном из самых волшебных городов на земле — Париже. Мы арендовали помпоны из архива Le Lido — настоящего французского кабаре. Мы сотрудничали с Dior, чтобы создать вручную костюмы с естественно выпавшими [страусиными] перьями. Я изучала французскую хореографию, которая придала современный оттенок классике. Я неустанно репетировала, чтобы освоить радостный французский танец, освежая старые навыки, — вы, наверное, не знали, что я когда-то танцевала на французских вечеринках в стиле 1960-х годов на Лоуэр-Ист-Сайде, когда только начинала!

Леди Гага на церемонии открытия Олимпиады в Париже
Aris Messinis / AFP / Scanpix / LETA

Надеюсь, вам понравится это выступление так же, как и мне. И всем во Франции, большое спасибо за ваше радушие, за то, что приняли меня в своей стране, чтобы я могла спеть в вашу честь, — это подарок, который я никогда не забуду! Поздравляю всех спортсменов, участвующих в Олимпийских играх этого года! Для меня огромная честь петь для вас и болеть за вас! Просмотр Олимпийских игр всегда вызывает у меня слезы! Ваш талант невообразим. Пусть Игры начнутся!

Олаф Шольц

канцлер ФРГ

Самая большая команда, которая когда-либо представляла нашу страну на Олимпийских играх, с великолепным дуэтом знаменосцев в центре. Держу за вас всех кулачки. Прекрасно, что этот праздник спорта начинается с такой уникальной церемонии открытия.

Александр Баунов

сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии

В российской дискуссии о французской Олимпиаде видны буквальные ошибки переводчика. Во-первых, ненужное сравнение: вот у нас в Сочи, а вот у них. В Сочи (а также Лондоне, Рио и Пекине) было красиво, но странно было бы Парижу повторять уже сделанное, когда задача была не повторять. 

Во-вторых, типичное для догоняющих обществ, в том числе для России, стремление выложиться на людях по полной. В любую большую встречу с иностранцем вложить по максимуму, всю нашу историю и культуру, всем доказать и рассеять всякие сомнения, чтобы наконец оценили и приняли. В то время как для стран вроде Франции или Британии встреча с иностранцем имеет гораздо меньшее значение. Эта встреча там происходит перманентно, они с нее и не уходили никуда, сами себе иностранцы. 

В-третьих, характерное для автократий отсутствие самоиронии, боязнь показаться смешными. В сочинской церемонии было много красоты, но исключительно нежной к себе, возвышенной, патетической. В этом отношении лондонское открытие, которое тоже противопоставляют парижскому, имеет с ним больше общего — прежде всего не только эпическую и лирическую, но и ироническую работу с собственной историей и культурой. Вообще, Лондон — гораздо более естественная пара для парижского открытия, чем Сочи или Пекин. Важно, что один из самых этатистских, государствоцентричных народов Европы произвел церемонию, настолько отделенную от государства и любования собой, — даже в том, как исполнили «Марсельезу», это было заметно. 

Уже было верно сказано о карнавальном элементе, с самого начала сопровождающем французскую культуру, чей установочный, стартовый текст, энциклопедия французской жизни — роман Рабле, с наготой, срамотой, обжорством и переворачиванием сакрального. Вдобавок из России этого не видно, но в Европе открытие Игр совпадает с окончанием месяца прайда. Этот контекст никакое открытие не может игнорировать, только вступать с ним в диалог. 

Наконец, неумение различать символическое и реальное. Часть российских зрителей бросилась защищать от западного варварства «Тайную вечерю» Леонардо — произведение, созданное западной культурой в конце XV века, когда ничего похожего в российских землях не могло бы ни появиться, ни быть понятым. Защищая от символического попрания чужое произведение, которому в данный момент ничего не угрожает, возмущенная часть общества достаточно спокойно отдает на буквальное физическое уничтожение лучшее российское художественное произведение того же XV века — «Троицу» Рублева, притом что в Европе XV век представлен многими десятками равновеликих (в том числе Рублеву) имен и тысячами произведений, а у нас их буквально наперечет — что имен, что вещей. 

Характерное для архаического сознания помещение этики в область символического мы наблюдаем не только по отношению к паре «Вечеря» (символическая порча) — «Троица» (реальная порча, зато символическое поклонение). То же самое касается всего разговора о том, что парижская церемония «безнравственна» по причине очередной бородатой женщины, поэтому «хорошо, что мы этого не видели». Одновременно то очевидное обстоятельство, что благодаря действиям собственного правительства в этот самый миг этического взвешивания чужой Олимпиады многие сотни тысяч людей живут без света, без питьевой или горячей, да без любой, бывает, воды, а зимой будут и без отопления, покинули свои дома, или попросту погибли, как чужие, так и свои, и кто-то, возможно, погиб прямо в момент «безнравственной церемонии», вопросов о нравственности не вызывает. То есть люди буквально не понимают, почему Россия не участвует, закрываясь привычными разговорами про чужую нелюбовь и недобросовестную конкуренцию.

Это все — типичное для архаики смешение этического и сакрального, когда этика касается не людей, а символов и знаков. Безнравственной признается ироничная и лиричная церемония, свободно обращающаяся с национальной культурой под потенциальным огнем критики обладающих правами сограждан, а не, например, технически безупречное и подобострастное к национальным символам шоу, исполненное бессловесными рабами на северокорейском стадионе, к которому московский становится все ближе.  

Что говорили зрители

Они буквально только что показали любовь втроем на церемонии открытия Олимпиады, и команда [канала] NBC понятия не имела, как реагировать. Оборжаться! Да здравствует Франция!
Обезглавленная Мария Антуанетта — одна из самых диких и безумных сцен, когда-либо происходивших на Олимпийских играх
Это [выступление Селин Дион] заставило меня встать с кровати. После того, как я вытерла океан слез со своего лица. Селин Дион исцелила нас прямо здесь. Я надеюсь, что все это почувствовали
Я в чувствах смотрю на Селин Дион

Как идут сами соревнования?

«Медуза»