На церемонии открытия Олимпиады дрэг-артисты изобразили «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. После этого в соцсетях начался сущий кошмар Почему многих зрителей обидел этот момент? И что в него вкладывали организаторы?
Что случилось?
На церемонии открытия Олимпийских игр в Париже 26 июля выступили известные французские дрэг-артисты — их перформанс привлек внимание некоторых зрителей и вызвал множество споров.
В промежутке между представлением стран-участниц организаторы показали зрителям несколько зарисовок, которые обыгрывали французскую культуру и историю. Среди них были:
- Выступление Леди Гаги (она исполнила песню культовой французской кабаре-артистки Зизи Жанмари «Mon truc en Plume»).
- Перформанс с участием многочисленных окровавленных и обезглавленных Марий Антуанетт в окнах бывшей тюрьмы Консьержери. Это было выступление французской метал-группы Gojira, музыканты исполнили «Ah! Ça ira» (в переводе с французского «Ах, пойдут дела на лад!») — одну из самых знаменитых песен Великой французской революции.
- Номер Селин Дион (та выступила с песней Эдит Пиаф «Hymne A LʼAmour» — впервые выйдя на сцену после того, как стало известно, что у Дион обнаружили синдром ригидного человека).
Шоу прошло не на стадионе, как это традиционно бывает на церемониях открытия Олимпиады, а в центре города — на фоне таких достопримечательностей, как Эйфелева башня, собор Парижской Богоматери и Лувр.
Но особое внимание в соцсетях и медиа обратили на то, что в церемонии открытия приняли участие дрэг-артисты. Среди них были люди, известные французской аудитории: это первая французская участница легендарного шоу RuPaulʼs Drag Race Ники Долл (артистка также была ведущей трех сезонов франшизы Drag Race France) и победительница первого сезона Drag Race France Палома.
Во время выступления дрэг-артисты сделали отсылку к «Тайной вечере» — участники шоу сели за стол в тех же позах, что и двенадцать учеников Иисуса Христа на фреске Леонардо да Винчи (впрочем, выступающих было больше 12 — и среди них были не только дрэг-квин, но и, к примеру, диджей Барбара Бут). Позднее на столе появился артист в образе греческого бога Диониса — организаторы сообщили, что такой шаг должен «заставить нас осознать абсурдность насилия между людьми».
Что смутило некоторых зрителей?
Некоторые из них увидели в выступлении высмеивание религиозных символов и неуважение к христианству:
- Французский политик Марион Марешаль, депутат Национального собрания страны от правоконсервативной партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен и депутат Европарламента от национал-консервативной партии «Реконкиста», призвала в соцсети X не ассоциировать шоу с Францией. »[Я хочу сказать] всем христианам мира, которые смотрят церемонию открытия Олимпиады и чувствуют себя оскорбленными этой пародией на Тайную вечерю в исполнении дрэг-квин: знайте, что это говорит не Франция, а левое меньшинство, готовое к любой провокации», — написала Маршеаль, добавив хэштег «не от моего имени».
- Конференция епископов Франции (CEF) посчитала, что во время церемонии открытия были показаны сцены «насмешек и издевательства над христианами» (не пояснив, какие именно фрагменты имеются в виду). «Мы думаем обо всех христианах на всех континентах, которые возмущены провокационностью определенных сцен. Мы хотим, чтобы они поняли, что празднование Олимпийских игр разворачивается далеко за пределами идеологических предубеждений нескольких авторов», — заявили в организации.
- Генеральный директор Tesla и владелец соцсети X Илон Маск заявил, что выступление «было крайне неуважительным по отношению к христианам».
- Сенатор от штата Алабама и член Республиканской партии Кэти Бритт посчитала, что организаторы намеренно «высмеяли христианство и христиан» и спросила у кандидата в президенты США Камалы Харрис, собирается ли та осудить произошедшее.
- Игрок команды НФЛ «Канзас-Сити Чифс» Харрисон Баткер назвал шоу «безумием» и опубликовал слова апостола Павла из Послания к Галатам («Бог поругаем не бывает»). Баткера уже критиковали за его неоднозначные высказывания: во время вручения дипломов в Бенедиктинском колледже 11 мая спортсмен сказал, что самая важная роль женщины — быть «домохозяйкой», и сослался на месяц гордости (Pride Month) как на пример «смертного греха».
- Ведущий телеканала Fox News Кайл Беккер написал в X, что Олимпиада в Париже станет «полной антиутопией в духе воук». «Церемония открытия была наполнена трансгендерными насмешками над Тайной вечерей. […] Олимпиада ясно дала понять, что зрителям-христианам здесь не рады».
- Представитель РПЦ Вахтанг Кипшидзе заявил, что организация солидарна с «миллионами христиан, которые почувствовали себя оскорбленными» сценой с церемонии открытия Олимпийских игр. «Режиссеры открытия Олимпиады продемонстрировали свое презрение к европейской цивилизации и христианству как его основе. Можно лишь сожалеть о том, что в центре Европы выросла контр-культура безбожия, пародирующая христианство примерно так, как обезьяна пародирует человека», — сказал Кипшидзе.
- Не остались в стороне и российские пропагандисты. Как пишет издание Sports.ru, в передаче «Вести» на канале «Россия» посвятили открытию отдельный сюжет. Вот цитата из него: «Позор и катастрофа. Церемония открытия летних Олимпийских игр в Париже под шквалом критики. Сначала отрубленная голова Марии-Антуанетты, затем на глазах у всего изумленного мира олимпийский флаг умудрились повесить вверх тормашками».
В то же время авторы одного из самых влиятельных ЛГБТК-изданий в США Out пишут, что «не могли быть счастливее в связи с этим важным моментом для исполнителей дрэг-шоу, которые прорываются сквозь мейнстрим и показывают свои таланты всему миру». Журналисты уверены, что этот «важный момент […] показывает, как французские артисты дрэг-шоу становятся популярными звездами в стране».
Почему консерваторов так разозлили именно дрэг-артисты? Вот Леди Гага, к примеру, тоже квир-икона…
Мы попросили Нефа Целлариуса, магистра религиоведения и программного координатора ЛГБТК+ группы «Выход», попробовать объяснить, почему некоторых зрителей возмущают именно дрэг-исполнители. По мнению Целлариуса, это самая видимая часть квир-культуры, которая бросается в глаза и заставляет предвзято настроенных людей чувствовать себя некомфортно:
Человек не может объяснить себе феномен дрэг-квин чем-то, что было бы в рамках привычного. Я думаю, если бы на церемонии выступила квир-персона конформной внешности, такой волны возмущения не было бы.
Вот интересный пример: Бэмби Рэй Робинсон, представлявшие Ирландию на Евровидении в этом году, — небинарная персона с местоимениями «они». Множество людей не знает этого, потому что из-за конформно-женской внешности это не было акцентировано — и даже многие западные издания предпочли писать о Бэмби с местоимением «она». Дрэг-квин так не «спрячешь», оттого все и возмущены.
Но в этом, собственно, и смысл: организаторы, очевидно, имели целью показать квир-людей как часть общества, часть естественного разнообразия. И у них это, на мой взгляд, получилось: на той же сцене находились самые разные люди: пара в национальных костюмах, «не-белые» люди, пара в возрасте — все они были частью одного шоу, и это прекрасно.
Но зачем использовать христианские символы? Это ведь обязательно кого-то оскорбит!
Мы не знаем — на момент публикации этого материала организаторы церемонии открытия не высказывались насчет своих мотивов.
Неф Целлариус в разговоре с «Медузой» напоминает о том, что в последние десятилетия Тайная вечеря стала объектом множества спекуляций как со стороны писателей (например, Дэна Брауна), так и со стороны исторических ревизионистов. Так, один из персонажей романа Брауна «Код да Винчи» предполагает, что человек справа от Иисуса (или слева от Иисуса, с точки зрения зрителя) на самом деле не апостол Иоанн, а Мария Магдалина. Это скорее конспирологическая теория — эксперт по итальянскому искусству Росс Кинг считает, что появление Магдалины на Тайной вечере не было бы спорным, и у Леонардо не было мотива маскировать ее под одного из других учеников. Другие искусствоведы отмечают, что размывание границ между гендерами было характерным для работ да Винчи (например, это можно заметить на картине «Святой Иоанн Креститель»). И все же версия Дэна Брауна попала в массовую культуру, отмечает Целлариус: «То есть в этой картине зашифрована определенная гендерная загадка».
Также Целлариус предлагает вспомнить о культурном и историческом контексте, присущем именно Франции:
Республике очень важно позиционировать себя как светское государство. Светскость и независимость от религии прописана во французской Конституции. Например, Франция не разрешает вести никакой статистики о том, сколько людей в стране какую религию исповедают и к какой конфессии принадлежат. И такая отсылка в этом разрезе очень французская.
«Тайная вечеря» вас не впечатлила? Тогда вот бонус: посмотрите на этого коня
Один из критиков церемонии открытия, журналист Fox News Кайл Беккер, увидел в одном из перформансов «бледного коня» — предвестника апокалипсиса, согласно Откровению Иоанна Богослова:
И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
Всадником в плаще, оседлавшим металлического коня и проскакавшим по Сене, чтобы доставить олимпийский флаг, была наездница Флориана Иссер, унтер-офицер Национальной жандармерии. Иссер показалась похожей на всадника апокалипсиса не только журналисту Беккеру — об этом также писали другие пользователи социальных сетей. Флаг в итоге повесили вверх ногами — на что, разумеется, тоже обратили внимание мировые медиа. По замыслу организаторов всадница должна была стать «олицетворением олимпийского духа и Секуаны, богини реки Сены.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!