Перейти к материалам
истории

«Манкимэн» — изобретательный фильм об участнике боев без правил в маске обезьяны. Он должен проигрывать в договорных матчах (но мечтает отомстить) Режиссерский дебют Дева Пателя

Источник: Meduza
Universal Pictures

11 апреля в российский прокат выходит боевик «Манкимэн» — режиссерский дебют актера Дева Пателя («Миллионер из трущоб», «Легенда о Зеленом рыцаре», «Отдел новостей»). Он играет официанта, который участвует в боях без правил в качестве «мальчика для битья», — в договорных матчах его, надевшего маску обезьяны, всегда побеждают. Участвует он там не только ради денег, но и для того, чтобы накопить силу — и отомстить за убийство матери. Кинокритик Антон Долин рассказывает о дебюте, который хвалят критики, несмотря на все его мелкие недостатки.

В неназванном мегаполисе безымянный герой тщательно готовит план отмщения. Фрагментарные флешбэки — они будут настигать зрителя волнообразно, полная картина прошлого нарисуется лишь к финалу — намекают на страшную детскую травму. Чужаки жестоко убили мать мальчика и сожгли его дом. Ребенок запомнил имя убийцы, а теперь вырос, окреп и уже почти подобрался к ничего не подозревающему противнику. 

Ночами Парень — в титрах другого имени ему не дано — работает официантом в элитном клубе, где подают кокаин и предлагают девушек (по преимуществу королев красоты; в сюжете фигурирует «Мисс Литва», а симпатичную герою девушку Ситу играет Собхита Дхулипала, претендентка от Индии на конкурсе «Мисс мира» 2013 года). Там герой и встречает злодея, шефа полиции Рана Сингха. По вечерам же он участвует в боях без правил, скрывая лицо под маской обезьяны, за что его называют Манкимэном. Для аудитории он вечный мальчик для битья, заведомая жертва «договорняков». Но сам, терпя удары, копит силы и выносливость для единственного по-настоящему важного сражения. 

Кровавый динамичный боевик «Манкимэн» критики уже прозвали «Джоном Уиком в Мумбае»: отсылки к серии блокбастеров с Киану Ривзом в картине действительно есть — включая трогательную сцену с собакой. Но, в отличие от «Джона Уика», это не продюсерский развлекательный проект, нацеленный исключительно на зарабатывание денег. Режиссер, сценарист и исполнитель заглавной роли Дев Патель искренне верит в свою миссию — снять с боевика клеймо «низкого» жанра, вернуть ему смысл и подлинную страсть. В каких-то нюансах ему не хватает мастерства (все-таки дебютант), что сполна компенсируется влюбленностью в историю. 

Universal Pictures

33-летний лондонец Патель, сын индийских выходцев из Кении, с детства практиковал боевые искусства. Мировая слава настигла его в 2008-м, с главной ролью в оскароносном «Миллионере из трущоб» Дэнни Бойла — сказке о судьбе и случае. С тех пор актер активно снимается, но есть ощущение, что себя по-настоящему не нашел: он все еще балансирует между коммерческими проектами, вроде драмы «Лев», и неуклюжими инди, вроде «Легенды о Зеленом рыцаре»

«Манкимэн» родился, по сути, из случайности. Режиссер Нил Бломкамп — вместе с Пателем он работал над «Роботом по имени Чаппи» — отказался браться за постановку фильма. Артист взял свою участь в собственные руки, подобно Манкимэну — еще одному выходцу из трущоб, которому повезло значительно меньше, чем счастливчику-миллионеру Джамалю из фильма Бойла. И выиграл: у «Манкимэна» превосходные отзывы, он нравится критикам, а с легкой руки одного из поклонников, режиссера Джордана Пила, за дистрибуцию взялись Universal Pictures. 

Интрига «Манкимэна» не может не напомнить о блаженных временах видеосалонов. Элементы кустарности и характерной для Болливуда гипертрофированности в игре некоторых актеров порой кажутся смешными, сюжет предсказуем в каждом нюансе — но только до середины (хочется избежать спойлеров, чтобы у зрителя был шанс удивиться хотя бы пару раз). Одновременно с этим он сложнее и прихотливее среднестатистического боевика, хотя бы в силу региональных нюансов, выдающих простодушную и трогательную любовь автора к исторической родине. Понять «Манкимэна» сполна будет проще тем, кто немного знаком с кастовой системой Индии, знает смысл слова «неприкасаемые» (и не путает их с «неприкосновенными»), слышал о «фестивале огней» Дивали и откликается на музыку барабанов табла

Universal Pictures

У «Манкимэна» есть политическое содержание, отнюдь не наносное, хоть и поверхностное, — иного не допустил бы жанр. Герой сражается за всех бедных, обездоленных и одураченных со власть имущими, он защищает угнетаемых и презираемых женщин, на его стороне — спецназ хиджра; знания об этой касте, представители которой считают себя «третьим полом», тоже не помешают зрителю. С другой стороны — представители силовых структур, объединившиеся с политиками-националистами (Дивали совпадает с выборами) и харизматичным религиозным лидером с диктаторскими замашками. 

Сакральное для Пателя тоже не пустой звук. В прологе фильма мать рассказывает герою о Ханумане, боге-обезьяне из «Рамаяны», схематичный пересказ которой для детей в виде сперва комикса, а потом кукольного спектакля ловко инкорпорирован в ткань повествования. Сам герой, надевая обезьянью маску, будто преображается в Ханумана, который, согласно мифу, забывал о своих сверхъестественных талантах, пока ему о них не напоминали. Густой мифологический подтекст не обязательно анализировать всерьез, он играет роль скорее орнаментальную, но все же существенную. Финальное противостояние не случайно разыграно на фоне фрески апокалиптического толка, на которой Хануман бросает вызов зловещим демонам. 

Universal Pictures

Скромный бюджет и нехватка опыта не позволили съемочной группе создать бои на уровне «Матрицы», «Убить Билла» или того же «Джона Уика», да и до классики жанра с Брюсом Ли или Чаком Норрисом «Манкимэн» в этом отношении не дотягивает. Но голь на выдумки хитра: причудливый подбор музыки, трюки с камерой — например, субъективной, что не позволяет оценить уровень хореографии, но добавляет адреналина, — и особенно высококлассный монтаж, скрывающий огрехи батальных сцен, позволяют оценить именно кинематографический темперамент Пателя и его команды.

Профессионалы и снобы могут поморщиться, но публика будет довольна. Со временем именно это даст «Манкимэну» шанс обрести славу культового фильма. 

Патель в другом эпосе

«Легенда о Зеленом Рыцаре» — любители средневекового первоисточника, скорее всего, будут в бешенстве Американский режиссер рассказывает европейскую историю о племяннике короля Артура

Патель в другом эпосе

«Легенда о Зеленом Рыцаре» — любители средневекового первоисточника, скорее всего, будут в бешенстве Американский режиссер рассказывает европейскую историю о племяннике короля Артура

Антон Долин