«Вы не чувствовали запах гнили, когда получили предложение?» На выставке «Россия» показывают спектакли о «простых россиянах, делающих жизнь лучше». Участники проекта Константина Богомолова утверждают: они не знали, что участвуют в пропаганде
На выставке «Россия», созданной по инициативе администрации президента под предвыборную кампанию Владимира Путина, показывают цикл «Голоса страны»: 12 документальных спектаклей по монологам обычных россиян — представителей разных профессий. Художественный руководитель проекта Константин Богомолов считает, что это документальный театр нового образца, который не любуется «чернотой и хтонью», а «влюбляет в реальность». Мы поговорили с некоторыми из драматургов и режиссеров, которым предложили участвовать в проекте. Оказалось, их не предупреждали, что «Голоса страны» связаны с выставкой «Россия».
«Я задумывал этот проект с мыслью, что в ежедневном труде есть романтика, достойная пьесы», — рассказывает режиссер Константин Богомолов, лидер Театра на Бронной и художественный руководитель проекта «Голоса страны», на сайте выставки «Россия».
«Голоса страны» — это цикл из 12 документальных моноспектаклей, основанных на монологах россиян. Среди героев — эксперт по этикету из Петербурга Анна Валл, бывший шахтер из Сатки Сергей Айгоров, учительница рисования Нина Кислина, переехавшая из Саратова в село Лох Саратовской области (все это реальные люди). Спектакли бесплатно показывают на ВДНХ в марте и апреле, по итогам проекта организаторы выпустят иллюстрированную книгу с историями персонажей. После премьерных показов на ВДНХ «Голоса» планируют сыграть в Театре на Бронной и на других площадках.
В проекте участвуют известные актеры, которые часто работают с Константином Богомоловым, — как, например, Александра Ребенок, Игорь Миркурбанов, Александр Семчев. Над спектаклями работали среди прочих драматург Валерий Печейкин, сотрудничавший с «Гоголь-центром», его коллега Дмитрий Данилов и режиссер Талгат Баталов, которые работали с «Театром.doc» («Гоголь-центр» и «Театр.doc» — одни из немногих российских театров, которые последовательно критиковали власть в своих спектаклях).
Телеканал «Культура» показал репортаж о первом спектакле проекта — «Школе этикета» Талгата Баталова по пьесе Валерия Печейкина. Александра Ребенок играет Анну Валл — известного эксперта по этикету и деловой переписке. Она работает тренером по коммуникации в клинике ранней реабилитации «Три сестры» и читает лекции. Спектакль устроен как лекция по этикету: Ребенок в роли Валл рассказывает, например, как начать разговор с незнакомцем и кто должен платить на свидании (Валл считает, что это мужчина). Героиня не только разбирает частные ситуации, но и размышляет о конечной цели своей работы — помочь людям понять друг друга.
Богомолов в свое время прославился в том числе как режиссер, открыто критикующий власть со сцены. В 2013 году он поддерживал Алексея Навального на выборах московского мэра, работал там наблюдателем и выступал на митинге, который прошел уже после объявления итогов. Но в конце 2010-х взгляды режиссера изменились. В 2018-м на очередных мэрских выборах Богомолов агитировал за действующего московского главу Сергея Собянина. В 2021-м опубликовал в «Новой газете» текст «Похищение Европы 2.0», где призывал россиян формулировать «новую правую идеологию» в противовес западной «новой этике».
С началом полномасштабный войны Богомолов критикует эмигрантов и договаривается с пропагандистом Дмитрием Киселевым об инфопартнерстве между Театром на Бронной и медиагруппой «Россия сегодня». В октябре 2023 года режиссер объявил о проведении «уникального фестиваля документального театра» на выставке «Россия».
«Россия» — это форум на ВДНХ, который рассказывает о достижениях страны при Владимире Путине. Стенды для масштабной выставки готовили все российские регионы, в том числе оккупационные администрации аннексированных украинских территорий. «Россию» открыли 4 ноября, в первый день там выступал Шаман — с начала полномасштабной войны главный «патриотический» артист страны.
Экспозицию готовили при тщательном контроле администрации президента, ее курировал Сергей Кириенко — замглавы АП и глава кремлевского политического блока. Еще в июле 2023-го близкие к Кремлю источники «Медузы» рассказывали, что форум на ВДНХ — это важная часть предвыборной кампании Путина. В Кремле даже ожидали, что Путин объявит о своем участии в президентских выборах именно на этой выставке в день ее открытия (правда, в итоге он не приехал на ВДНХ 4 ноября, а о намерении переизбраться рассказал спустя месяц, 8 декабря, на встрече с участниками войны).
«Голоса страны» не единственный проект Богомолова на форуме «Россия». 1 марта на выставке прошел фестиваль авторской песни «Чтобы наши песни пели, как свои», где режиссер курировал программу. В нем участвовали, например, Галина Хомчик, Наталья Кучер и дуэт «Мастер Гриша». С 8 по 10 марта на выставке прошел еще один фестиваль, уже литературный, под названием «Самая читающая»: его тоже придумал Богомолов — на пару с филологом Дмитрием Баком. На «Самой читающей» была книжная ярмарка, дискуссии о литературе, спектакли и читки по текстам современных авторов (некоторые из них ставили режиссеры «Голосов страны» — Талгат Баталов и Александр Пронькин).
В конце ноября — начале декабря организаторы «России» на своем сайте и в соцсетях призвали россиян участвовать в «Голосах страны»: чтобы стать героем спектакля, нужно было заполнить анкету онлайн (сейчас она недоступна). «Константин Богомолов превратит вашу жизнь в настоящий спектакль» — так звучал заголовок новости на сайте «России».
«Мы хотели увести документальный театр от его склонности к любованию чернотой, хтонью, — рассказал Богомолов в день премьеры первого из 12 спектаклей в интервью РИА Новости, инфопартнеру „Голосов страны“. — Наша цель — создать документальный театр, который будет влюблять в реальность и вдохновлять ею».
Каким конкретно документальным спектаклям оппонирует Богомолов, он не пояснил. Государство в России преследует документальный театр и художников, которые над ним работают, как минимум с 2014 года, когда московские власти выселили оппозиционный «Театр.doc» из их помещения. Например, режиссерку Женю Беркович и драматурга Светлану Петрийчук с мая 2023 года держат в СИЗО — их обвиняют в «оправдании терроризма» за спектакль «Финист ясный сокол» о россиянках, завербованных «Исламским государством».
Бюджет «Голосов» — 57,7 миллиона рублей. Из этой суммы чуть больше 27 миллионов составляет грант Президентского фонда культурных инициатив, остальное — «софинансирование». На грант подал Фонд поддержки и развития современного театра имени Соломона Михоэлса — организация, созданная при Театре на Бронной в 2019 году по инициативе Богомолова (это было одно из первых его решений на посту худрука).
Президентский фонд культурных инициатив работает с 2021 года, его координационный комитет возглавляет все тот же Сергей Кириенко. В последние два года фонд активно поддерживает провоенные проекты. Например, в первом спецконкурсе 2023 года, где «Голоса страны» стали одним из проектов-победителей, гранты получили сериал «Мирный атом» о Запорожской АЭС (по сюжету инженер из России противостоит украинским диверсантам), фестиваль «МуZыка о СVОих» и клипы про «военкоров».
На сайте Президентского фонда культурных инициатив есть описание «Голосов страны» от организаторов проекта. Оно начинается так: «Поисковый запрос „герой сегодня“ выдает список старых статей о космонавтах и актуальный нарратив о героях СВО и Росгвардии. То есть на сегодняшний день в информационном поле главенствует военная героика преодолений и великих достижений. Безусловно, для этого есть все основания. Тем не менее проект предлагает расширение этой парадигмы. Герои — это не только сверхлюди, но и люди в сверхобстоятельствах».
Организаторы пишут, что героем может быть любой человек труда и что героизм в обыденной жизни — идея, которая должна прийти на смену культу успеха. «Проект делает шаг к проблематизации в общественном поле засилья концепций „легкого успеха“ или „гламура“, формулируя посыл как „перековать гламур“. Согласно идее проекта, настоящий блеск — это профессионализм, мастерство, экспертные и общественные достижения, польза своей стране».
Вот как описаны «Голоса страны» в презентации, которую организаторы рассылали в ноябре потенциальным авторам спектаклей (есть в распоряжении «Медузы»): «В фокусе проекта новые герои — учителя, работники производства, педагоги, врачи, школьники». Правда, если выделить этот текст целиком, скопировать и вставить в другой редактор, обнаруживается, что среди «новых героев» в презентации значатся еще и «ветераны войны» (это словосочетание в документе покрашено белым цветом — и поэтому его не видно на белом фоне).
Участник проекта, который работал над одним из спектаклей, рассказал «Медузе» на условиях анонимности, что в «Голоса страны» его пригласил в середине ноября 2023 года знакомый театральный менеджер. В описании проекта не упоминались ни ВДНХ, ни выставка «Россия». «Я прямым текстом пишу [в ответ на предложение], что [придерживаюсь] оппозиционных взглядов и в политике участвовать не буду», — говорит собеседник «Медузы». Менеджер заверил его, что к политике проект отношения не имеет, — посоветовавшись с коллегами, театральный деятель присоединился к команде одного из будущих спектаклей.
Спустя полтора месяца организаторы «Голосов» захотели узнать, определилась ли команда с героем для спектакля. Собеседник «Медузы» удивился: он был уверен, что героев ищут организаторы выставки. Тогда они предложили поискать подходящего человека среди россиян, написавших им письмо. В основном, рассказывает участник, там были агрессивно настроенные сторонники войны. Команде все же удалось найти среди заявок подходящего героя, но организаторы его не утвердили. В результате команда сама нашла персонажа не из списка.
Общаться с героем будущего спектакля собеседнику «Медузы» понравилось. «Хороший человек. Там ни про войну, ни про что нет. Даже местами критика [власти] проскальзывает». Тем не менее участник разочарован этим проектом: ему жаль, что организаторы не рассказали ему о связи «Голосов» с выставкой «Россия»: «Как можно предлагать человеку что-то, утаивая информацию?» О том, что спектакль покажут на ВДНХ, он узнал, только получив приглашение на премьеру (его работа над спектаклем закончилась до того, как команда стала репетировать на площадке).
Как сообщают источники «Медузы» в команде «Голосов страны», некоторые участники проекта знали, что спектакли пройдут на ВДНХ, но не думали, что они будут связаны с «Россией», — для них было «принципиально важно», что «Голоса» к выставке не относятся. Спектакли действительно показывают не в пространстве форума, а в соседнем Доме культуры на ВДНХ — но «Голоса» считаются частью выставки, что стало для собеседников «Медузы» неожиданностью.
Еще один анонимный театральный деятель сказал «Медузе», что его настойчиво приглашали в проект — но он трижды отказывался. Организаторы не сообщили ему ни о ВДНХ, ни о выставке «Россия». «Рассказывали интересно, идея была клевая. Говорили, что будет [Александра] Ребенок, [Игорь] Миркурбанов, что можно самим выбрать героя, поехать в экспедицию». Однако собеседник «Медузы» нашел в интернете информацию о «Голосах страны» — и решил не участвовать в проекте, узнав, что его финансирует Президентский фонд культурных инициатив.
Многие люди театра — как живущие в России, так и эмигранты — раскритиковали «Голоса страны» в социальных сетях. Например, режиссер Никита Бетехтин, который в начале полномасштабной войны вел список российских театров, размещавших символ Z у себя на фасаде, обратился в фейсбуке к участникам проекта (орфография и пунктуация сохранены):
Можно молчать, молчать и ставить, ставить, ставить… ставить много — возможностей у вас теперь все больше и больше — но творчески «затратиться» в поддержку путина это прям фу… Разве вы не чувствовали запах гнили, когда получили это предложение? Богомолов, президентский фонд, «голоса страны»?
Драматург Игорь Витренко, работавший над спектаклем о пластическом хирурге из Владикавказа Казбеке Кудзаеве, публично прокомментировал свое участие в «Голосах»: «Я не считаю, что документальный театр должен быть только про адскую боль и только про униженных/оскорбленных, — написал он. — Я не считаю, что со сцены можно говорить исключительно про несправедливо осужденных, политических активистов и глобальное насилие».
Витренко добавил, что давать голос «водителям мусоровоза, машинистам, больничным клоунам и пластическим хирургам» — это цель, которую он и раньше преследовал в своих пьесах, и что, соглашаясь на работу, он отталкивается «не от коллективных чувств, а от своих собственных мыслей и от своей собственной совести».
Художественный руководитель проекта Константин Богомолов не ответил на запрос «Медузы».