Перейти к материалам
истории

«Космонавт» — одинокий астрофизик (Адам Сэндлер) летит на корабле к загадочному облаку пыли. И тут на борту появляется пришелец-паук (с голосом Пола Дано) Это мог быть хороший фильм. Но увы, он ужасен

Источник: Meduza
Netflix

1 марта на Netflix вышла драма Йохана Ренка «Космонавт» — о чешском астрофизике-добровольце (Адам Сэндлер), который должен изучить в космосе загадочное облако пыли. На земле у него осталась беременная жена (Кэри Маллиган), которая хочет развестись с героем. В путешествии космонавта сопровождает пришелец-паук (Пол Дано). Кинокритик Антон Долин рассказывает о провале режиссера «Чернобыля»: этот фильм не понравится ни любителям фантастики, ни тем, кто ждет от Сэндлера убедительных драматических ролей.

Корабль чешского астронавта Якуба Прохазки находится в пути уже 189 дней. Он вызвался добровольцем для опасной миссии: попробовать определить природу «облака Чопра» — необъяснимого небесного феномена, тревожащего землян уже не первый год. На видеоконференции с Центром управления полетами вопрос Якубу задает шестиклассница Анна: «Правда ли вы самый одинокий человек в мире?» Прохазка дежурно отвечает, что чувствует поддержку всего человечества, к тому же регулярно разговаривает со своей женой Ленкой. Но по его глазам мы видим: Анна попала в точку. 

Увидев в титрах нового научно-фантастического фильма, сделанного по роману Ярослава Калфара «Космонавт из Богемии», Адама Сэндлера, зритель вправе ожидать зрелища как минимум забавного (знаменитый комик умеет быть трогательным и смешным даже в серьезном кино — вспомним «Любовь, сбивающую с ног» Пола Томаса Андерсона или «Неограненные алмазы» братьев Сафди). А поняв, что режиссер картины — швед Йохан Ренк, в прошлом известный как клипмейкер и музыкант Stakka Bo, но более любимый как постановщик мини-сериала «Чернобыль», публика будет надеяться еще и на высокий уровень реалистичности и психологического погружения. Но в обоих случаях ошибется. 

Netflix
Netflix
Netflix

В качестве фантастики «Космонавт» вызывает лишь недоумение. Никаких хотя бы отдаленно любопытных научных идей здесь не выдвинуто, придумать подобную историю могли и лет семьдесят назад. Интрига прописана чрезвычайно лениво и, мягко говоря, она вторична — путешествие к загадочной цели, унылую монотонность которого, по идее, должны скрашивать личные драмы центрального персонажа. Но и как исследование вселенского одиночества «Космонавт» ставит в тупик. Разве можно представить себе хоть что-то более банальное, чем решение беременной Ленки (еще одна звезда фильма — Кэри Маллиган, второй раз за сезон, после «Маэстро», вынужденная служить фоном для переживаний сильных и чувствительных мужчин) бросить мужа, пока тот в космосе? 

Попытки сдобрить пресность основного материала сатирическими уколами в адрес цивилизации консьюмеризма смотрятся несколько жалко. Авторы, в частности, глумятся над тем, что сама трагическая авантюра Прохазки по телевизору сопровождается рекламными вставками от спонсоров (даже миссия по спасению мира превращена в зрелище — какая новая идея!). Тоску навевает и традиционно пафосный саундтрек Макса Рихтера, звучащий как неиспользованные мелодии из жанрово аналогичного, но несравнимо более эффектного «К звездам» Джеймса Грэя.

Будто понимая обреченность всей затеи, создатели идут ва-банк. Скрасить одиночество Якуба и скуку зрителя призван второй центральный персонаж «Космонавта» — неожиданно обнаружившийся на борту паук размером с человека, одновременно неестественный и отвратительный на вид, но говорящий с перепуганным Прохазкой ласковым голосом Пола Дано. Отталкивающий пришелец, названный Ханушем (имя легендарного часовщика, построившего астрономические часы Праги), утверждает, что его интригует человечество и он проник на корабль Якуба, чтобы больше узнать об этом странном виде.

Для Прохазки, который постепенно привыкает к говорящему членистоногому соседу, единственный собеседник становится психотерапевтом. Диалоги с ним позволяют мятущемуся герою осознать причины своего экзистенциального одиночества, от детства при репрессивной коммунистической системе до непростительно эгоистического отношения к любимой жене. 

Netflix

Если вы решительно настроились посмеяться над новым фильмом с Адамом Сэндлером, «Космонавт» даст вам к тому немало неожиданных поводов — особенно ближе к драматичной развязке, когда концентрация пафоса и многозначительности превысит все допустимые лимиты. Отрешившись же от непосредственных эмоций, можно констатировать: благими намерениями Netflix дать зеленый свет всем нереализованным проектам талантливых людей, несомненно, вымощена дорога в преисподнюю неудавшихся фильмов. Сэндлер имеет полное право мечтать о полноценной трагической роли, а Ренк — о создании собственной «Гравитации» или «Интерстеллара», но функция продюсера — трезво взвесить и оценить эти притязания.  

Так толком и не проясненное «облако Чопра» обречено возглавить хит-парад самых неинтересных тайн научно-фантастического канона. Зато вопрос пытливого Хануша о том, что же это за странное существо такое — человек, фильм лишь усиливает. Но главный вопрос, который останется у зрителя после просмотра: и все-таки зачем Netflix, Ренк и Сэндлер взялись за «Космонавта»?

Предыдущая драматическая роль Сэндлера

Все привыкли к легкомысленным ролям Адама Сэндлера. Психологический триллер «Неограненные алмазы» — другой случай Рассказываем о лучшей роли комика

Предыдущая драматическая роль Сэндлера

Все привыкли к легкомысленным ролям Адама Сэндлера. Психологический триллер «Неограненные алмазы» — другой случай Рассказываем о лучшей роли комика

Антон Долин