Перейти к материалам
истории

Невозможно перестать читать про «Чернобыль». Продолжайте: мы собрали самые удивительные факты об этом сериале

Источник: Meduza
HBO / «Амедиатека»

4 июня выходит финальный эпизод сериала «Чернобыль» от HBO и Sky. Всего за пять недель этот проект успел обогнать по оценкам на IMDb «Игру престолов» и «Во все тяжкие». Перед выходом заключительной серии вспоминаем, кто и как делал «Чернобыль», что о нем говорят создатели и как HBO собираются отвечать российские кинематографисты.

Автор сериала — сценарист «Очень страшного кино 3» и второй части «Мальчишника в Вегасе»

За эти недели сценарист Крейг Мейзин пережил, кажется, самое стремительное изменение в своей карьере — теперь он автор предельно точной исторической драмы, а не нескольких довольно спорных комедий.

Он родился в Бруклине, но рос в Нью-Джерси, где выучился на психолога в Принстонском университете. До «Чернобыля» Мейзин писал только комедийные сценарии: первый фильм о чудаковатом гении, который летит на Марс, «Человек-ракета», вышел в 1997 году (оценка на IMDb — 5,9). Затем он написал сценарий для комедии «Без чувств», в которой сыграл комик Марлон Уайанс, звезда пародийной франшизы «Очень страшное кино». Позже они вместе сотрудничали как сценаристы в ее третьей (оценка 5,5) и четвертой (5,1) частях. Затем Мейзин пробовал себя и в роли режиссера — он снял пародию на «Человека-паука», «Людей Икс» и «Бэтмена» под названием «Супергеройское кино» (оценка 4,5). До «Чернобыля» самой оцененной его работой был сценарий фильма «Мальчишник 2: из Вегаса в Бангкок» (6,5).

Крейг Мейзин во время съемок
HBO / «Амедиатека»

«Чернобыль» — самый свежий проект Мейзина, и на IMDb он обгоняет даже «Игру престолов» (оценка 9,7). Сценарист считает свой переход от комедий к историческому фильму-катастрофе «вполне последовательным»: «Я всегда защищал авторов комедий. Заниматься этим очень сложно, но я всегда чувствовал, что комедийный автор скорее придет к драме, нежели наоборот. К примеру, Мэттью Вайнер, работавший над ситкомами, потом внезапно снял „Безумцев“, меня это не удивляет. <…> Я долго занимался комедией, я люблю это и не сожалею. Но „Чернобыль“ показал ту сторону меня, в которой больше меня настоящего. Он отражает мое любопытство и интерес к миру, науке и природе человека. К тому же я вырос, и теперь я больше связан с горестями жизни. Так что для меня это самая естественная вещь на свете».

По его словам, он изучал аварию в Чернобыле пять лет — вопрос, почему случился взрыв, очень его увлек. Когда родилась идея сериала, он рассказал об этом исполнительному продюсеру Кэролайн Стросс — и они вместе презентовали идею HBO, канал согласился.

Режиссер — бывший шведский рэпер и клипмейкер Мадонны

Режиссером картины стал Йохан Ренк — шведский музыкант (многие до сих пор помнят его как рэпера Stakka Bo), клипмейкер и режиссер. Он снимал клипы для Мадонны («Hang Up»), Робби Уильямса («Tripping»), Кайли Миноуг («Love at First Sight»), Дэвида Боуи («Blackstar») и других звезд.

Режиссер «Чернобыля» (с усами) в собственном клипе «Here We Go»
StakkaBoVEVO

Как кинорежиссер он снял три серии «Во все тяжкие», одну серию «Ходячих мертвецов» и три серии «Викингов». «Чернобыль» — первый проект, который он делал целиком.

Ренк вспоминает, что в 1986 году, когда произошла авария, жил в Стокгольме. Он помнит эти события — и поэтому был очень увлечен работой над сериалом (в итоге ему открылись многие детали, о которых он не подозревал). По его словам, «математически выверенный» сценарий сильно облегчил его работу как режиссера — все удалось уместить в пять эпизодов. «Меня тянет к вещам с темной красотой внутри. Как скандинаву, мне нравится безнадежность и странная аскетичность вещей. Меня очень тянет к меланхолии и подобным эмоциям. Так что, просто увидев титульный лист [сценария], я понял, что все это там будет [и согласился работать]», — вспоминает он.

Детали — знак уважения свидетелям катастрофы

Мейзин рассказывает, что во время написания сценария его не покидало чувство «навязчивой заинтересованности» — он старался насытить историю самыми точными деталями. При написании сценария он опирался на воспоминания участников тех событий, книги ликвидаторов, исторические труды, научные отчеты, чертежи, документальные фильмы, фотографии и аудиозаписи: «Точность была самым важным пунктом, ведь это история о важности истины». Разрешения на использование этих материалов добивалась продюсер сериала Сэнна Уоленберг. Мейзин консультировался с физиками-ядерщиками и людьми, которые жили в зоне бедствия.

HBO

Сценарист говорит, что точность — это дань уважения пострадавшим: «Я всегда знал, что мы снимаем историю, которая касается огромного количества людей, и они до сих пор живы. Это тысячи, десятки тысяч людей, потерявших любимых из-за чернобыльской катастрофы, их жизнь стала короче, у многих появились заболевания щитовидной железы. Поэтому для меня было важно рассказать эту историю точно. Я думал об историях, которые мы обычно рассказываем на Западе о Холокосте и Второй мировой войне, мы стараемся быть очень точными, потому что это знак уважения», — говорит автор.

Снимали на настоящей электростанции

В подкасте «The Chernobyl Podcast» Мейзин рассказывает, что с радостью снял бы несколько сцен в самой Припяти (во время работы над сериалом он там побывал), но сегодня Припять совсем не похожа на то, как она выглядела в 1986-м, — многое разрушилось и заросло. Поэтому было решено снимать в Литве. Почти все сцены на станции сняты на Игналинской атомной электростанции на северо-востоке страны. В ней установлены реакторы того же типа, что и на Чернобыльской АЭС, однако станция выведена из эксплуатации в 2009 году. Но жизнь там продолжается, некоторые помещения до сих пор освобождают от оборудования — и это иногда мешало съемкам, говорят авторы шоу.

Сериал снимали весной 2018 года. Часть съемок прошла в Киеве, однако потом группа окончательно переехала в Литву. Припять снимали в Вильнюсе, Москву — в городе Каунасе.

В саундтреке солирует дверь

В сериале пугающая музыка, она вся состоит из звуков, которые можно услышать на Игналинской АЭС. Ее автор — композитор из Исландии Хильдюр Гвюднадоуттир. Вместе с продюсером Крисом Уотсоном (она называет его гением звукозаписи и говорит, что он может поймать даже шаги муравья) они приехали на съемочную площадку заранее, чтобы «послушать станцию» и записать на месте разнообразные звуки. При этом они не создавали их сами — не стучали по поверхностям и не играли там на инструментах. Они просто фиксировали все, что слышали в помещениях АЭС, из этих деталей и сложилась партитура.

Полный саундтрек из «Чернобыля»
Love Death & Robots

«Это одна из самых больших катастроф нашего времени и история, которую сложно рассказать. Мы старались передать, как звучит эта катастрофа, как она чувствуется, каково было в этой ситуации. <…> Там было много нюансов. Я шла туда и хотела понять, что такое электростанция», — рассказывает Гвюднадоуттир. Но в саундтреке слышен не только треск дозиметра. По словам композитора, «солировала» в итоге дверь в насосную станцию, которая «издавала невероятный звук». Она слушала ее часами, а потом складывала из этих звуков мелодию.

Композитор «Чернобыля» Хильдюр Гвюднадоуттир рассказывает о создании саундтрека к сериалу
Epicleff Media

Графит настоящий, а корова и «Джокер» — нет

Художник-постановщик Люк Халл и художница по костюмам Одиль Дикс-Мерье рассказывали, что в своей работе они ориентировались на фотографии и видео на ютьюбе, одежду и мебель искали на киевских рынках. Медицинскую униформу находили в интернете, костюмы — в Государственном архиве костюмов в Киеве.

HBO / «Амедиатека»

Создатели с нуля построили центр управления АЭС. А еще команда сделала муляж коровы, чтобы снять сцену, в которой животное упало от выстрела. Построили они и ярко-желтого робота-полицейского из ФРГ «Джокера» — получился точно такой же, как был на крыше ЧАЭС. Но был и настоящий реквизит, например куски графита. Его взяли на Игналинской электростанции, им никогда не пользовались.

А в России тоже снимают свой «Чернобыль» (и не один)

Недавно закончились съемки сериала «Чернобыль» Алексея Мурадова для НТВ. В нем играют Игорь Петренко и Надежда Михалкова. В этой истории подполковник советской контрразведки пытается остановить агента ЦРУ и предотвратить взрыв на ЧАЭС.

К съемкам картины о Чернобыле приступил и Данила Козловский — в качестве режиссера и исполнителя главной роли. Это история о миссии работников станции Ананенко, Баранова и Беспалова, которые, по легенде, нырнули в зараженную радиацией воду, чтобы спустить бассейн и спасти ЧАЭС от парового взрыва (в реальности воды было немного, об этом рассказывал сам Ананенко). О новом фильме написал в своем инстаграме продюсер Александр Роднянский. Судя по «Кинопоиску», Козловский снимает фильм под рабочим названием «Когда падали аисты».

Еще про «Чернобыль» на «Медузе»

«Медуза» работает для вас Нам нужна ваша поддержка

Наталья Гредина

Реклама