Активное, символическое насилие Армения и Азербайджан десятилетиями взаимно уничтожали культурное наследие в Нагорном Карабахе. Сотни храмов, мечетей и памятников уже утрачены — другие могут исчезнуть совсем скоро
Конфликт Армении и Азербайджана в Нагорном Карабахе — самая долгая война на территории бывшего СССР: она тянется с конца 1980-х и унесла жизни около 20 тысяч человек. Война сделала беженцами сотни тысяч человек и поставила под угрозу исчезновения множество архитектурных и исторических памятников — как армянских, так и азербайджанских. «Медуза» рассказывает, как боевые действия в Нагорном Карабахе стирали с лица земли наследие двух враждующих культур — и почему международные организации не смогли сделать ничего, чтобы его спасти.
Оценить количество поврежденных памятников культуры практически невозможно. Но кое-что все же известно
Непризнанная Нагорно-Карабахская республика (Арцах) прекратит свое существование 1 января 2024 года. Данные о жертвах последней фазы Нагорно-Карабахского конфликта расходятся: в первые дни атаки власти Армении заявляли минимум о 32 убитых, в их числе — семь мирных жителей; еще 200 человек были ранены. Офис омбудсмена Карабаха сообщал, что убиты по меньшей мере 200, а ранены — более 400 человек. Еще минимум 170 человек пострадали из-за взрыва на бензохранилище в Карабахе 25 сентября; это подтвердили в УВД Арцаха. Минздрав Азербайджана заявляет, что в боевых действиях 19–20 сентября погибли 192 военных страны и один мирный житель.
Связи с регионом практически нет, местные жители бегут в Армению. По данным армянского правительства, беженцев — более ста тысяч человек, почти все армянское население Нагорного Карабаха. Колонны автомобилей возле армянской границы видно из космоса.
На фоне того, что переживают люди, кажется неуместным говорить о материальной культуре Нагорного Карабаха. Тем не менее, в этом есть смысл — учитывая, сколько ценных зданий и монументов уже разрушены или находятся под угрозой.
Среди памятников, которые отойдут Азербайджану — монастырь Амарас в Мартунинском районе. Древний комплекс в 60 километрах от бывшей столицы непризнанной республики Степанакерта (в азербайджанском варианте Ханкенди) находился у южных границ Арцаха и Азербайджана, которые появились по итогам Второй карабахской войны в 2020 году.
Армянский историк V века Фавстос Бузанд в летописи «История Армении» пишет, что в начале IV века монастырь основал покровитель Армении, Григорий Просветитель. Столетие спустя создатель армянского алфавита Месроп Маштоц открыл здесь первую в Арцахе армянскую школу. Азербайджан называет Амарас и другие средневековые христианские храмы на территории НКР памятниками «древней албанской культуры» и приписывает их к Албанскому царству, которое возникло на Восточном Кавказе в конце II — середине I веков до н. э. и занимало часть территорий, которые сейчас входят в состав Азербайджана.
Монастырь Амарас сильно пострадал во время Первой карабахской войны в мае 1991 года, а с 2019-го его восстанавливали на деньги фонда «Луйс». Весной 2023-го реставрацию почти завершили. В каком состоянии монастырь сейчас, под контролем Азербайджана, — неизвестно.
Вероятно, после ликвидации Арцаха исчезнет самый узнаваемый символ региона — монумент «Мы — наши горы», созданный известным армянским скульптором Саркисом Багдасаряном. В 1967 году девятиметровый памятник из туфа установили на подъезде к Степанакерту. Монумент стал частью арцахской официальной символики: он был изображен на гербе НКР и карабахских драмах. Неофициально головы называют «татик-папик», то есть «бабушка и дедушка». Как и в случае с монастырем Амарас, неизвестно, в каком состоянии сейчас монумент.
Сильнейший удар по армянскому наследию в Карабахе нанесла война 2020 года, в результате которой Азербайджан присоединил часть территорий НКР
Предыдущее серьезное обострение в Нагорном Карабахе началось 27 сентября 2020 года и длилось шесть недель. 9 ноября страны подписали соглашение о прекращении огня, Азербайджан объявил о победе и взял под контроль часть земель, занятых Арменией в результате войны в начале 1990-х.
Число погибших военных исчислялось тысячами с обеих сторон, жертвы среди мирных жителей — сотнями. Баку и Ереван обвиняли друг друга и в обстрелах гражданских объектов.
К октябрю 2020 года азербайджанские силы продвинулись вглубь территории, контролируемой Арменией, и в результате боев 5–7 ноября вошли в город Шуша (в азербайджанском варианте Шуши) в десяти километрах от Степанакерта. Он имеет важное значение в исторической памяти обоих народов.
Как сообщал в январском докладе 2021 года аппарат омбудсмена Арцаха, на территориях, которые отошли Азербайджану после войны 2020-го, находились 1456 из примерно четырех тысяч памятников — в основном, армянской — культуры всего Карабаха. В их числе 591 хачкар (традиционные армянские каменные резные стелы), множество крепостей, замков и археологических объектов, восемь государственных музеев с 19311 экспонатами, частные музеи ковров и армянского драма в Шуше.
Кроме того, под контролем Азербайджана оказалось 161 армянское религиозное сооружение. Среди них — как современные, так и древние храмы: например, руины монастыря Гтчаванк с церковью XIII века, монастырь Цицернаванк IV—VI веков и основанный более тысячелетия назад монастырь Дадиванк с собором XIII века. Президент Азербайджана Ильхам Алиев во время телефонного разговора с Владимиром Путиным 14 ноября 2020 года уверял, что церкви в Нагорном Карабахе будут охранять. При этом Алиев отметил, что Азербайджан — это «полиэтническое и многоконфессиональное государство, где полностью гарантируются права и свободы представителей всех наций и всех религий».
В реальности этнические армяне массово бежали из Карабаха. Перед отъездом они пилили лес и сжигали свои дома, магазины и другие постройки — чтобы никто не мог ими воспользоваться. Речь шла не только об азербайджанцах, но и о мародерах, которые приезжали в непризнанную республику из Армении. Жители Карабаха даже раскапывали могилы, чтобы забрать останки близких с кладбищ. Некоторые азербайджанцы, бежавшие из Карабаха в начале 1990-х, наоборот, возвращались в брошенные дома — или в то, что от них осталось.
Самый большой ущерб в регионе нанесен религиозным постройкам
Армянские и международные организации не раз обвиняли Азербайджан в систематическом уничтожении армянского наследия на подконтрольных стране территориях. Среди тех, кто фиксирует утраты — армяно-американский исследователь Симон Магакян. Так, он документировал снос кладбища в Джульфе (на армянском — Джуга) в Нахичеванской Автономной Республике, где, как пишет Магакян, находилась крупнейшая в мире коллекция хачкаров.
В ноябре 2020-го Магакян обратил внимание на твит советника Алиева по международным вопросам Хикмета Гаджиева. Тот делился результатами восстановления христианской церкви Святой Марии в поселке Нидж на севере Азербайджана. Как написал Магакян, Гаджиев «забыл» упомянуть, что после реставрации с фасада исчезла табличка с надписями на армянском языке — на ее месте теперь изображение Богоматери.
Глава Албано-удинской христианской общины Азербайджана (церковь относится именно к ней) Роберт Мобили этого не отрицает: в 2022 году он говорил, что в Нидже реставраторы «избавились» от армянского креста и «другой чуждой албанской церкви символики». Он добавил, что в стране есть «специалисты по восстановлению подлинного облика древних церквей, изуродованных армянскими псевдореставраторами», и в будущем опыт Ниджа можно будет применить и в Нагорном Карабахе.
О том, что обещания Алиева вряд ли сдержат в Нагорном Карабахе, говорит анализ спутниковых данных. Снимки из космоса регулярно изучает Caucasus Heritage Watch (CHW) — проект, который в конце 2020 года основали американские археологи из Корнеллского университета и Университета Пердью. Они установили, что с 2020-го армянские памятники на перешедших под контроль Азербайджана территориях разрушали регулярно и целенаправленно.
Последний отчет CHW опубликовал 6 июля 2023 года. В нем указано, что восемь из 270 объектов, за которыми следят участники проекта, полностью утрачены, еще восемь в той или иной степени повреждены, а более 20 находятся под угрозой. 10 из 16 серьезно поврежденных и утраченных объектов — это кладбища и церкви.
Азербайджан говорит, что «восстанавливает исторический облик» карабахских городов. Многие уверены, что это «деарменизация»
После 44-дневной войны 2020 года Нагорный Карабах превратился в огромную стройку. Между городами прокладывали новые дороги, азербайджанская строительная компания AzVirt возвела два международных аэропорта в Физули и Зангелане. Первый построили за восемь месяцев, второй — за 18. В церемонии открытия обоих участвовали Ильхам Алиев и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. В 2024-2025 годах AzVirt планирует достроить третий аэропорт в Карабахе — в Лачинском районе.
С 2020 года Азербайджан вложил много средств и в Шушу: после окончания Второй карабахской войны Алиев приезжал туда несколько раз, а в мае 2021-го подписал распоряжение, согласно которому город должен стать «культурной столицей» Азербайджана и превратиться в «яркую жемчужину многовековой богатой культуры» страны. Вскоре Баку объявил, что реконструкцией Шуши займется британская архитектурная компания Chapman Taylor. Ранее эти архитекторы проектировали в Азербайджане торговый центр Deniz Mall, многофункциональный комплекс Port Baku Tower 2 и роскошный жилой комплекс K Residence. Заказчиком во всех трех случаях была компания Pasha Construction, которая относится холдингу Pasha Holding, принадлежащему семье Алиевых.
Судя по официальному твиттеру города Shusha City, мастер-план начали обсуждать с властями, однако он нигде не опубликован. Азербайджанские СМИ пишут, что в Шуше построят шесть новых кварталов с 25 жилыми домами и проложат почти 18 километров новых дорог, сохранив при этом «историческое великолепие города». К реконструкции, как заявлял Алиев, привлекут компании из «дружественных стран» — Турции, Израиля, Китая, Италии, Беларуси и России.
На фоне этих масштабных работ Шуша оказалась «центром деарменизации», считают в Monument Watch — организации, которая следит за состоянием армянских памятников в Нагорном Карабахе. Данные их коллег подтверждают, что с 2020 года армянское наследие в этом городе понесло значительные утраты
Серьезно пострадали главные христианские святыни Шуши — собор XIX века Казанчецоц и церковь XVIII века Канач Жам. На стенах и алтаре собора появились граффити, которые член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции Тогрул Джуварлы назвал «издержками войны» и сравнил с надписями на Рейхстаге, сделанными советскими солдатами. 8 октября 2020 года Казанчецоц дважды обстреляли, повредив лицо одной из скульптур-ангелов. В CHW предполагают, что на территории Казанчецоца также полностью разрушен хачкар.
Американская правозащитная организация Human Rights Watch заключила, что удары по собору наносили преднамеренно, поскольку церковь попала под обстрел дважды. Кроме того, фрагменты боеприпасов, собранные на месте, указывают на то, что при атаке применялись управляемые ракеты. Виновных в обстреле собора до сих пор не установили.
В сентябре 2022 года на конференции ОБСЕ в Варшаве представитель Азербайджана Тогрул Мамадлы заявил, что теперь собор восстановят по историческим документам. Однако армянская сторона считает, что под видом реставрации облик храма искажают, уничтожая признаки армянской культуры.
Церковь Канач Жам (в переводе с армянского «Зеленая церковь»), расположенную чуть выше по холму от Казанчецоца, также разрушили в 2020 году. В фейсбуке Государственной службы охраны исторической среды Арцаха появились фотографии, на которых видно, что в молельном зале частично обрушился купол, на полу лежит снег.
Вскоре Канач Жам тоже отреставрировали — в азербайджанских СМИ писали о «восстановлении православного храма, переделанного в армянскую церковь». Как свидетельствует Monument Watch, теперь и Казанчецоц, и Канач Жам имеют в Азербайджане статус «русских православных церквей».
Помимо культурных построек в Карабахе уничтожают кладбища и даже мосты
На Северном кладбище Шуши, где похоронены представители армянской знати, могилы частично снесли, а на их месте начали стройку (над чем именно ведутся работы — неизвестно). От боевых действий пострадал фасад Музея изобразительных искусств Шуши, из парка при нем убрали все скульптуры — до 2020 года там находился 51 экспонат, — а саму территорию, судя по спутниковым снимкам, разровняли и превратили в пустырь. Судьба скульптур неизвестна — как и то, где теперь находятся картины из музейного фонда.
Но пострадала не только Шуша. Летом 2021 года был разрушен мост Макун в селе Мец Тагер (на азербайджанском — Бёюк Таглар); в CHW считают, что это произошло между 7 апреля и 8 июля во время стройки на реке Ишханагет (как и в случае с Северным кладбищем, неизвестно, что именно строят азербайджанцы). Чуть раньше, в мае, в том же селе разрушили армянское кладбище, которое действовало с XIX века до 2020-го: бульдозеры разровняли это место вместе с фрагментами могил. То же самое произошло с кладбищем в селе Сигнах (азербайджанское название — Сыгнаг), где самые старые надгробия датировались XVIII веком.
В декабре 2021-го Международный суд ООН призвал Азербайджан и Армению «не допускать вандализма и осквернения армянского культурного наследия», но никаких конкретных действий за этим не последовало. Вскоре в селе Мохренес (в азербайджанском варианте Сусанлык), которое до 2020 года контролировала непризнанная НКР, разрушили церковь Святого Саркиса — храм XIX века, который действовал вплоть до Второй карабахской войны. Как отмечают эксперты CWH, это произошло в период между мартом и июлем 2022-го.
Та же участь постигла мемориал погибшим в Великой Отечественной войне в селе Аветараноц (азербайджанское название — Чанахчи) и комплекс Славы в Лачине (азербайджанское название — Лачын). В июне 2023 года стало известно, что азербайджанцы вырыли бункеры на раннехристианском некрополе при городище Гявуркала. Как подчеркивает Monument Watch, это место считается крупнейшим раннехристианским армянским поселением Нагорного Карабаха.
В том же месяце появились новости разрушении моста Халевори, построенного в 1835 году из булыжника, колотого кварца и известняка. Полуцилиндрическая конструкция через реку Ишханагет соединяла села Мец Тагер и Туми. Согласно расследованию CHW, мост уничтожили во время дорожных работ после 2020-го.
Армения обвиняет Азербайджан в «культурном геноциде». Азербайджан Армению — в урбициде
В 2021 году журналисты «Би-би-си» расследовали исчезновение армянской церкви Зоравор Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) в Нагорном Карабахе. Храм находился неподалеку от Мехакавана — города, который 4 октября 2020-го перешел под контроль Азербайджана и получил азербайджанское название Джебраил. Не позднее чем через полгода после этого церковь снесли. Судя по видео, от нее осталась только груда камней.
Зоравор Сурб Аствацацин был новым храмом, его построили в октябре 2017 года рядом с армянской воинской частью. Уже тогда это вызвало недовольство Баку: МИД Азербайджана назвал строительство церкви провокацией, а советник президента страны Хикмет Гаджиев заявил, что появление «армянской церкви в оккупированном Джебраиле, где армяне никогда не жили, является попыткой придать конфликту религиозный окрас».
После взятия города в 2020-м азербайджанский МИД отметил, что «часовня, построенная всего пять лет назад для обслуживания оккупационных сил, никак не может считаться частью культурной истории Джебраила». При этом посол Армении в России Вардан Тоганян назвал церковь «средневековой», а ее снос — «актом культурного геноцида».
Ответственных за разрушение храма так и не нашли. Местный полицейский рассказал «Би-би-си», что храм «разрушили во время войны». Но это невозможно, поскольку часовня попала на видео о взятии города азербайджанскими военными. Когда журналисты сослались на этот ролик, полицейский предположил, что армяне сами снесли церковь перед тем как оставить город.
Хикмет Гаджиев на просьбу «Би-би-си» прокомментировать видео ответил, что ему ничего неизвестно о разрушении храма — и что эту информацию надо проверять. Он также упомянул, что на протяжении 30 лет армяне разрушали азербайджанское наследие: «Более восьми городов Азербайджана были разрушены. Это как Хиросима, как если бы [в Карабахе] взорвали атомную бомбу». Чиновник неоднократно приводил этот аргумент, обвиняя Армению в урбициде.
Азербайджанское наследие в Карабахе тоже годами уничтожалось. Мечети превращали в хлева для скота
В Азербайджане данные об уничтожении христианского наследия и других памятников называют необоснованными и предъявляют аналогичные обвинения Армении. Эксперт по Кавказу из пражского Карлова университета Эмиль Аслан отмечает, что в попытках искоренить напоминания друг о друге оба народа действительно пользуются похожими методами. Например, в Армении десятки построенных азербайджанцами мечетей и караван-сараев называют «персидскими», хотя в стране почти не было персов, а элита и правящие династии «были отчетливо тюркскими» минимум с XV века.
Весной 2021-го МИД Азербайджана заявил, что более 400 из примерно трех тысяч культурных памятников на территории непризнанной НКР разрушены. Советник президента Гаджиев минимум дважды писал в твиттере, что на возвращенных Азербайджаном территориях мечети превращены в свинарники. Судя по фото, животных поселили в мечети Агдама. Алиев в 2022 году также упоминал, что на территории, перешедшей под контроль Азербайджана, были разрушены 65 из 67 мечетей, а оставшиеся две использовались для содержания свиней и коров.
CHW эти данные частично подтверждает: в докладе организации говорится о семи задокументированных с 1994 по 2020 год случаях «неформального использования мечетей», в том числе в качестве загонов для домашнего скота. При этом анализ спутниковых снимков 75 мечетей, 55 мавзолеев и 15 исторических кладбищ показывает, что полностью разрушены 15% объектов. Последний случай произошел уже после Второй карабахской войны: в 2021-м во время дорожных работ была уничтожена мечеть Юсифбейли на подконтрольных Азербайджану землях. Правительство страны пообещало наказать виноватых.
В период с 1992 по 2020 год сильнее других страдали мечети, которые были построены из материалов, пригодных для металлолома. Почти у всех зданий, сохранившихся в неизменном виде, — плоские земляные крыши. В нескольких случаях под металлическими крышами советской эпохи, которые пустили на металлолом, были обнаружены традиционные — и невредимые — купола мечети.
При этом, подчеркивает CHW, в большинстве случаев мечети и мавзолеи Нагорного Карабаха разрушали после 2011 года, но ущерб им был нанесен раньше — в первое десятилетие после прекращения огня в 1994 году. Данные аналитиков опровергают слова Никола Пашиняна о том, что мечети пострадали еще в советское время. Археолог Лори Хачадурян, которая работает в составе организации, говорит, что разрушения со стороны Армении — это, скорее, «провал управления» со стороны властей непризнанной республики, нежели спонсируемая правительством программа по целенаправленному уничтожению культуры и истории.
ЮНЕСКО пытается добраться до Карабаха, чтобы зафиксировать происходящее с памятниками. Но не может уже много лет
В Армении опасаются, что с памятниками на перешедших Азербайджану территориях может произойти то же, что в Нахичеванской Автономной Республике — эксклаве Азербайджана, где еще в середине XX века жили тысячи армян. К нынешнему моменту там уничтожено около 98% армянского культурного наследия. К этим выводам в 2021 году пришла CHW, проанализировав спутниковые снимки, которые американская разведка сделала в 1970–80-х. Невредимыми остались только два памятника, и подробности о них авторы доклада не приводят — чтобы уберечь их.
По спутниковым изображениям удалось установить, что с 2000 года азербайджанцы разрушали монастырь Святого Товмы (Фомы) в городе Ашагы-Айлис (Нижний Агулис). В 2009 году его снесли. CHW называет этот комплекс «одним из важнейших религиозных центров средневековой Армении». Спустя пять лет на этом месте открылась мечеть. Площадь с музеем и стелой с азербайджанским флагом появилась на месте Нового Армянского кладбища в Нахичевани. «Это активное, символическое насилие», — считает археолог Лори Хачадурян.
В 2010 году расследование Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS) показало, что за два десятилетия в Нахичевани разрушено не просто одно кладбище, а почти 28 тысяч армянских святынь по всему региону: 89 средневековых церквей, 5840 хачкар и 22 тысячи надгробий.
Главная международная организация по сохранению культурного наследия — ЮНЕСКО — не осудила действия Азербайджана напрямую. Исследователь армянского наследия Симон Магикян считает, что Баку просто купил это молчание — например, пожертвовав организации около пяти миллионов евро.
При этом ЮНЕСКО планировала отправить в Нагорный Карабах свою миссию еще после первой войны в 1990-х. Но за 30 лет эксперты организации так и не приехали в зону конфликта — они оценивали состояние памятников только с приграничных территорий. Так, в 2007 году с иранской границы им удалось снять территорию бывшего средневекового кладбища Джульфы — тогда они установили, что азербайджанские военные устроили на месте могил стрельбище.
В ноябре 2020-го, после Второй карабахской войны, ЮНЕСКО повторно предложила направить свою миссию в регион, напомнив Армении и Азербайджану про подписанную ими Конвенцию 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Обе стороны дали «принципиальное согласие». Однако когда для отправки миссии все было готово, и требовался лишь ответ от Алиева, «неоднократные запросы [ЮНЕСКО] к азербайджанским властям не увенчались успехом». В январе 2021 года в МИД Азербайджана ответили, что Баку согласен впустить в Карабах миссию, но «время пока не определено».
Не могут попасть в Нагорный Карабах и армянские культурные организации. Постоянный представитель Армении при ООН Мгер Маргарян заявил в июне 2023 года, что этому постоянно препятствует Азербайджан.
Как пишет Le Monde, в штаб-квартире ЮНЕСКО заявили, что с начала полномасштабных боев в 2020 году эксперты организации каждый день получают данные о новых разрушениях. А в сентябре 2023-го памятники Нагорного Карабаха предложили включить в список Всемирного наследия; причем с такой инициативой выступала и Армения, и Азербайджан. Но на заседании ЮНЕСКО не удалось прийти ни к какому консенсусу: организация не может дать Баку и Еревану ответ, пока ее экспертов не пускают на территорию Карабаха.