Перейти к материалам
Аюрведическая процедура в больнице на окраине индийского города Ахмедабад
разбор

На дворе 2023 год — и да, ВОЗ начала серьезное изучение традиционной медицины Одни уверены, что это спасет миллионы жизней, другие — что даст дорогу непроверенным и даже опасным методам

Источник: Meduza
Аюрведическая процедура в больнице на окраине индийского города Ахмедабад
Аюрведическая процедура в больнице на окраине индийского города Ахмедабад
Sam Panthaky / AFP / Scanpix / LETA

В середине августа Всемирная организация здравоохранения провела первый Глобальный саммит по традиционной медицине. Мероприятие прошло в Индии, где в прошлом году учредили Глобальный центр традиционной медицины. ВОЗ считает, что научную и традиционную медицину нужно объединить. «Медуза» рассказывает, какие есть аргументы у сторонников и противников подобного подхода — и как ученые и врачи уже множество раз использовали «традиционные» методы и даже верования некоторых народов, чтобы спасти пациентов от опасных заболеваний и улучшить качество их жизни.

ВОЗ заинтересовалась традиционной медициной неспроста — и далеко не впервые. Да, это очень актуально даже в XXI веке

Еще в 1970-е годы под эгидой ВОЗ провели первые исследования и оценку традиционных лекарств, а также разработали рекомендации по их безопасному использованию. В 1977 году ВОЗ приняла первую Программу по традиционной медицине, а в 2001-м разработала Стратегию, которая подчеркивала важность интеграции традиционной и альтернативной медицины с научной. Стратегию пересмотрели в 2013 году, а теперь к 2025 году ВОЗ планирует разработать новую, причем впервые в процесс разработки проекта будут вовлечены заинтересованные стороны (например, организации, в которые входят сторонники традиционной медицины) наряду с национальными правительствами государств — членов ВОЗ.

В прошлом году ВОЗ заявила о намерении открыть в индийском штате Гуджарат Глобальный центр традиционной медицины, чтобы «использовать [ее] потенциал в интересах всего мира с помощью современной науки и технологии для улучшения состояния здоровья людей и планеты в целом». А в августе 2023 года ВОЗ провела в этом же штате первый Глобальный саммит по традиционной медицине, итогом которого стала Гуджаратская декларация.

Взаимодействие доказательной и традиционной медицины — действительно важный вопрос, от которого зависит благополучие миллионов людей. По данным отчета ВОЗ 2019 года, 170 из 194 государств — членов ВОЗ используют традиционную и комплементарную медицину (и это притом, что 15 стран просто не ответили на запрос организации), но только 124 государства сообщают о наличии законов или правил по использованию лекарственных растений. И только у 98 стран есть национальная политика в отношении традиционных методов и лекарств. Кроме того, согласно исследованию 2020 года, доля врачей традиционной медицины в больницах Китая в период с 2004 по 2016 год составляла 45% — и примерно на том же уровне находилась доля выписанных «традиционных» рецептов.

Легко подумать, что лечение корешками и антибиотиками хотят сделать чем-то равноценным. Это и смущает критиков инициативы

Похоже, многие скептики, среди которых есть врачи и ученые, воспринимают инициативу организации именно как легализацию традиционных и альтернативных методов — и яростно ее критикуют.

Посты про саммит в твиттере ВОЗ привлекли внимание читателей, мероприятие вызвало шквал критики: подписчики обвинили организацию в пропаганде лженауки, а американский хирург-онколог, главный редактор сайта Science-Based Medicine Дэвид Горски отметил:

ВОЗ уже давно продвигает традиционную медицину, особенно традиционную китайскую медицину и аюрведу, как «основанную на фактах» и заслуживающую «интеграции» с научно обоснованной медициной, и эта конференция — лишь еще один пример того, как далеко зашла ВОЗ на этом пути. <…> Цель этого саммита была не в том, чтобы определить, имеет ли ценность традиционная медицина, и продемонстрировать, что работает, а что нет. Скорее, цель заключалась в том, чтобы способствовать «интеграции» «традиционной медицины» в научно обоснованную медицину и искать доказательства, подтверждающие эту заранее определенную цель. 

Пациент проходит курс лечения иглоукалыванием в больнице традиционной медицины в Хэфэе (это городской округ на востоке Китая)
AFP / Scanpix / LETA

Эдзард Эрнст, немецко-британский профессор медицины, критик альтернативной медицины, который специализируется на ее изучении, написал у себя в блоге, что в конференции участвовали исключительно убежденные сторонники альтернативной медицины, а прогресс не достигается высказыванием односторонних, предвзятых мнений. «Я боюсь, что эта встреча приведет к повторению банальных высказываний, звучавших и раньше, и выдаче желаемого за действительное, что ни один настоящий ученый не сможет принять всерьез», — подчеркивает он.

Британский блогер Майлс Пауэр, который разоблачает в своем блоге и на ютьюб-канале лженауку и шарлатанство, утверждает, что традиционная медицина не развивается и, вопреки заявлениям ВОЗ, вовсе не находится в гармонии с природой:

Традиционная медицина по определению опирается на древние практики и средства, которые могут не соответствовать нашему нынешнему пониманию здоровья и благополучия. Этот застой не позволяет традиционной медицине идти в ногу с достижениями в области медицинских исследований и научных знаний. Кроме того, некоторые традиционные медицинские практики включают использование редких растений, частей животных или минералов, что может нанести вред окружающей среде и биоразнообразию. Чрезмерная эксплуатация природных ресурсов в целях традиционной медицины может разрушить экосистемы, способствовать исчезновению видов и нарушить хрупкий баланс природы.

Майкл Маршалл, редактор журнала The Skeptic, сомневается, что ВОЗ проявит достаточный скептицизм при проверке традиционных методов лечения:

Мир исследований в области альтернативной медицины полон работ, которые не ослеплены вовсе или имеют плохое ослепление, небольшие размеры выборки, предвзятый анализ и преувеличенные выводы. И это даже не учитывая откровенно мошеннических исследований. <…> Трудно представить, что они [представители ВОЗ] смогут критически отнестись к положительным результатам плохо проведенного исследования.

Как отличить хорошие исследования от плохих?

Как искать качественную медицинскую информацию во время пандемии — и после нее Инструкция «Медузы»

Как отличить хорошие исследования от плохих?

Как искать качественную медицинскую информацию во время пандемии — и после нее Инструкция «Медузы»

ВОЗ возражает: то, что мы называем «альтернативной» медициной, на самом деле основной способ лечиться для большей части мира. Именно поэтому важно изучать такие методы

В организации уверяют, что планируют заняться именно тем, что так важно для критиков традиционных подходов, — собрать доказательства, которые позволят безопасно использовать традиционные способы лечения, а не слепо одобрить их. 

Лауреат Нобелевской премии и председатель Научного совета ВОЗ Гарольд Вармус заявил на саммите, что традиционные лекарства очень широко используются в мире — и ученым необходимо признать этот факт:

Важно понять, какие ингредиенты на самом деле входят в состав традиционных лекарств, почему они работают в некоторых случаях, и, что немаловажно, нам нужно понять и определить, какие традиционные лекарства не работают.

Больница Цзянсийского университета традиционной китайской медицины в Наньчане во время эпидемии коронавируса. 2020 год
Hu Chenhuan / Xinhua / ZUMA Wire / Scanpix / LETA

Глава ВТО Энгози Оконжо-Ивела считает саммит шагом вперед к инклюзивности и устойчивости глобального здравоохранения:

То, что мы называем традиционной, дополнительной и интегративной медициной, иногда ошибочно считают альтернативой, но для большей части населения мира такое лечение не альтернативное, а необходимый ресурс и опора для доступных и приемлемых решений в области здоровья — не просто альтернатива или выбор модного образа жизни.

<…>

Дело точно не в том, чтобы поставить людей перед выбором: западные лекарства или традиционные медицинские знания. Задача в том, чтобы выстроить более качественные отношения между этими двумя системами знаний. 

<…>

Отчасти это связано с тем, что по всему миру есть большой интерес к традиционным лекарствам и, как следствие, есть возможности для устойчивой торговли. Торговля лекарственными растениями стабильно растет. В среднем на 6% в год с 2000 года. Индия стала вторым в мире экспортером лекарственных трав и растет каждый год на 9%.

Оконжо-Ивела также рассказала, что Комитет по техническим барьерам в торговле ВТО получил около 100 уведомлений о правилах, связанных с традиционными лекарствами, причем более трети — за последние пять лет. Они связаны с регистрацией, тестированием и требованиями безопасности. По словам чиновницы, комитету важно проявить заботу о здоровье людей и не допустить обманные практики.

У программы ВОЗ есть много сторонников. Они считают, что новый подход улучшит коммуникацию с пациентами, а еще увеличит приверженность лечению и доверие к врачам

Ученый, занимающийся исследованиями в области общественного здоровья, рассказал «Медузе», почему считает инициативу ВОЗ важной. Вот три его аргумента: 

  1. У социологов есть такое понятие, как «деколонизация медицины». Они разделяют страны, придерживающиеся современного, доказательного подхода в медицине, и Глобальный Юг, которым никто не интересовался и не спрашивал, как там работает медицина. Поэтому желание ВОЗ изучать, что происходит с медициной не только в Европе и Северной Америке, — это как раз попытка деколонизации общественного здравоохранения. 
  2. С точки зрения эпидемиологии и общественного здоровья это тоже важно. Недавняя пандемия показала, что в стране может быть доступна эффективная вакцина, а охват вакцинацией оставаться низким. Так было в Восточной Европе, в том числе в России, а также в странах Глобального Юга. Это частный пример того, что логичные методы лечения не пользуются популярностью, когда они не совпадают с представлениями людей о здоровье и медицине. Работа ВОЗ с традиционной медициной направлена на то, чтобы улучшить здоровье людей исходя из условий, реально существующих в той или иной стране. 
  3. Многие традиционные методы не несут в себе ничего плохого: они рассчитаны, например, на повышение физической активности. Чтобы люди были физически активны, недостаточно просто им об этом сказать, нужно иметь какие-то механизмы. И у традиционной медицины они как раз есть. Это не значит, что йога спасает от всех заболеваний. Это значит, что йога дает дополнительную физическую активность, которая снижает риски определенных болезней.
Да, доказательной медицине не доверяют не только в странах Африки — но и в России

В России меньше желающих вакцинироваться от коронавируса, чем в Нигерии, Руанде и Буркина-Фасо И больше тех, кто объясняет отказ от прививки теориями заговора

Да, доказательной медицине не доверяют не только в странах Африки — но и в России

В России меньше желающих вакцинироваться от коронавируса, чем в Нигерии, Руанде и Буркина-Фасо И больше тех, кто объясняет отказ от прививки теориями заговора

Еще один важный момент в том, что традиционная медицина в большей степени подразумевает вовлечение пациента и нормальную коммуникацию, продолжает ученый:

В западной медицине этому компоненту только сейчас начинают уделять внимание, хотя он увеличивает приверженность лечению. В Китае, например, больница по лечению онкологических пациентов включает отделения современной и традиционной медицины. Это сделано не для того, чтобы доказать, что травы так же эффективны, как препараты против рака, а чтобы в принципе увеличить приверженность лечению.

Аналогично традиционная и научная медицина сосуществуют и в Австралии. Коренная жительница Тасмании и исследовательница традиционной медицины Алана Галл в одной из своих работ подчеркивает, что при лечении пациентов из числа коренного населения, у которых находят онкологические заболевания, врачи должны учитывать культурные особенности:

Если коренные австралийцы, у которых обнаружили онкологическое заболевание, почувствуют, что медицинские работники, специализирующиеся в онкологии, не хотят обсуждать традиционные практики, все лечение рискует оказаться под угрозой.

В систематическом обзоре об использовании традиционной и дополнительной медицины среди тех коренных жителей Австралии, Канады, Новой Зеландии и США, у которых обнаружили онкологическое заболевание, Галл отмечает, что традиционные средства приносят пациентам эмоциональную и духовную пользу. Уровень их использования колебался в зависимости от страны от 19 до 58%, в основном их применяли одновременно с методами научной медицины для лечения рака.

Ученый, занимающийся исследованиями в области общественного здоровья, считает «империалистическим» отношение к традиционной медицине как к чему-то плохому, неправильному, чему-то, что мы противопоставляем «нормальной» медицине, где есть врачи, лекарства, оборудование:

Мы забываем, что «западная» медицина доставляет не меньше вреда, чем традиционная, а именно про проблему медикализации, когда мы назначаем лишние обследования и лечим то, что не надо лечить.

Плюс надо смотреть, какие состояния мы хотим лечить. Есть болезни, от которых невозможно исцелить травами и заговорами — только медикаментами. А есть состояния, против которых вообще не так много эффективных способов лечения, например ментальные проблемы или хронические заболевания. В этом случае важна не только продолжительность жизни, но и ее качество. И часто традиционные практики могут улучшить качество жизни и решать проблемы пациентов немедикаментозным способом. В конце концов, использовать горчичники и банки намного лучше, чем по поводу и без повода есть антибиотики, что приводит к резистентным штаммам.

Мы не устаем напоминать:

Пожалуйста, никогда не принимайте антибиотики «на всякий случай» Инструкция «Медузы», как использовать их — и не навредить себе

Мы не устаем напоминать:

Пожалуйста, никогда не принимайте антибиотики «на всякий случай» Инструкция «Медузы», как использовать их — и не навредить себе

Ученые часто используют традиции и верования как уловки. И в этом нет ничего плохого — такой подход помогает спасать жизни

Какой бы объективной и честной ни была наука, чаще всего она бессильна перед слепой верой и глубоко укоренившейся традицией. Доктор Жан-Жак Муембе-Тамфум, директор Национального института биомедицинских исследований в Киншасе (Демократическая Республика Конго) и научный консультант ВОЗ, уже десятки лет борется со вспышками болезни, вызванной вирусом Эбола, на Африканском континенте. И он знает, что обучить местные племена принципам современного контроля инфекционных заболеваний чрезвычайно сложно. 

Вирус Эбола распространяется при прямом контакте с жидкостями организма: любой, кто прикасается к капле пота, крови или слюны заболевшего, рискует заразиться. Поэтому очень важно обучать членов семьи и сообщества тому, как правильно обращаться с заболевшим или умершим человеком. Чтобы остановить вспышку, доктор придумал сказать, что в заболевшем сидит злой дух, который переходит к другому человеку при прикосновении.

Хотя невозможно подсчитать точное количество спасенных жизней, уловка о «злых духах» сыграла роль в сдерживании вспышки Эболы в Конго. В Гвинее, Сьерра-Леоне и Либерии были те же проблемы, особенно сложно было убедить людей отказаться от ритуала прощания с умершими: мытья тела, одевания, проведения церемоний над ним. На жителей в конце концов удалось воздействовать только при помощи вождей, имамов, пасторов и народных целителей.

Ученый, занимающийся исследованиями в области общественного здоровья, считает, что такие меры мало чем отличаются от того, что происходит в западной медицине:

Врачи же не объясняют пациенту, что и зачем они делают. Это вопрос веры. На Западе есть вера в технологии и науку. Если мы спросим у людей, почему работает вакцинация, — вряд ли они расскажут механизм действия вакцины. Они просто доверяют системе здравоохранения, которая есть в стране, и это доверие превращается в охват вакцинацией. Я не вижу принципиального отличия между тем, чтобы сказать людям о злом духе или о заразности вируса. Есть разные общества и разные представления о том, как функционирует вселенная. И не нужно навязывать свою картину мира, вместо этого стоит попытаться помочь людям и при этом не ломать их мировоззрение. То есть образование, наука — это важные вещи, но когда есть конкретная ситуация и нужно спасать жизни — наверное, нужно принять ту позицию, которая есть у людей сейчас. 

Мы представляем себе, что знания, открытия, лекарства — это самое важное в медицине. Но общественное здоровье — это не только про открытия, а про доступность простых вещей. Количество болезней в мире уменьшается не потому, что в медицине идет прогресс, а потому что улучшаются условия жизни и гигиена. Многие болезни возникают не потому, что нет лекарств, а потому что нет чистой воды или еды. Люди в Северном полушарии живут с представлением, что есть путь прогресса и нужно идти по нему, но они забывают, что есть остальной мир и там проблемы другого уровня. Инициатива ВОЗ — не попытка легализовать недоказательные практики, а попытка думать о здоровье тех людей, о которых до этого никто не думал.

Ученые исследовали, как знания влияют на убеждения о здоровье жителей сельских районов Пакистана, где практикуют унани. В развивающихся странах диарея — это одна из основных причин детской смертности. Подходы унани и современных ученых к диарее резко отличаются: медицина унани рекомендует не давать теплое питье младенцам с диареей — это относится в том числе и к грудному молоку, если мать ребенка работает на открытом воздухе (в таком случае оно тоже считается «горячим»). Это противоречит научному подходу, который считает пероральную регидратацию важнейшей частью терапии диареи.

Ученые оценили эффективность гигиенической образовательной программы «Микробная грамотность» для взрослых. На уроках ведущие показывали через микроскопы бактерии из окружающей среды и объясняли людям, как они устроены и связаны с заболеваниями. Программа оказалась полезной для многих слушателей, но не для всех — самые убежденные сторонники унани остались при своем мнении и никак не поменяли поведение.  

Авторы подчеркнули, что почти нет исследований, изучающих отношения традиционной и научной медицины, хотя это ключевая тема общественного здравоохранения. Сторонники научной медицины должны признать, что люди не всегда могут принять микробную или другую научно обоснованную теорию и преодолеть скептицизм.

Немного про популярные направления альтернативной медицины

Стоит ли лечиться у остеопатов и хиропрактиков?

8 карточек

Яростно отрицая традиционную медицину, легко начать поучать — но не помогать. А если учитывать традиции, лечить людей можно гораздо эффективнее

У врача, который работает с научной медициной, всегда есть риск оказаться на двух стульях: человека помогающего и человека поучающего, — считает фармаколог В., попросивший об анонимности:

Например, есть наркозависимые люди, их много, и у них есть свои специфические проблемы со здоровьем. ВИЧ, гепатит С, раны в местах инъекций — все это надо лечить, и это, в общем, лечат. Но если при этом человека постоянно отчитывать, критиковать, указывать на его «слабость» или «безволие» просто потому, что мы с нашей колокольни так это видим, то он в итоге потеряет к нам доверие и погибнет в отсутствие адекватной помощи. И чего мы таким образом добьемся? Так и с традиционной медициной. Можно ее игнорировать, а приверженцев высмеивать, или вовсе «ну и идите к своему травнику, нечего место на приеме занимать!». Но тут уж надо решить: мы хотим помочь человеку или хотим вещать с пьедестала в белом пальто? Одновременно не получится.

Поэтому да, с моей точки зрения как безусловного апологета современной научно обоснованной медицины, изучение и взаимодействие с медициной традиционной полезно как минимум для того, чтобы научиться обеспечивать пациенту должную помощь в гармонии с его собственными представлениями и выборами. Звучит возвышенно, но на практике довольно непросто.

Во всем мире коренные народы выступают за право сохранять свои культурные верования и методы традиционной медицины. В 2007 году ООН приняла Декларацию о правах коренных народов (ДПКН). Статья 24 ДПКН подтверждает право на традиционные лекарства и методы лечения, а также на все социальные и медицинские услуги.

В традиционной медицине, безусловно, есть потенциал, считает фармаколог В.:

Говоря техническим языком, миллиарды человеко-лет применения не могут не дать ценной информации. Многообещающей мне видится этнофармакология как источник «подсказок» для науки и индустрии. Молекулу лекарства можно создавать прицельно для конкретной известной мишени, как ключ к замку, — так идут почти все современные разработки в онкологии и ревматологии. А можно изучить и проанализировать опыт традиционной медицины, как сделали китайские ученые, и выделить из использовавшейся против малярии столетиями полыни вещество, давшее ряд эффективных противомалярийных препаратов, за что в 2015-м была вручена Нобелевская премия. И эти препараты, в отличие от самой полыни, можно применять осмысленно, безопасно, точно зная риски и дозы. Мои непальские коллеги в Арктическом университете Норвегии изучают растение сабельник, которое в Непале традиционно используется при артритах. Они очень удивились, когда я рассказал, что в России его тоже применяют в тех же целях. Это в какой-то степени даже подтверждает необходимость его изучения. 

Я думаю, что неэтично не рассказывать в глухой деревне о современной медицине, поскольку мы точно знаем, что она работает, и работает неплохо. При этом контрпродуктивен тут и, скажем так, научный большевизм: выбросьте свои старые смешные корешки в костер, вот вам банка с таблетками. В глубине души какие-то, и даже многие методы традиционной медицины могут мне казаться бессмысленными и даже опасными, но махать шашкой в среде, в которой к радикальному подходу не готовы, было бы пустой тратой сил.

Традиционная практика вправления костей в городе Ченнаи на востоке Индии
R. Satish Babu / AFP / Scanpix / LETA

В 1984 году, спустя почти 3500 лет после того, как китайцы начали есть палочками для еды, генеральный секретарь Коммунистической партии Ху Яобан призвал их перейти на ножи и вилки и перестать есть из одного блюда, как привыкли многие семьи.

«Мы должны приготовить больше ножей и вилок, купить больше тарелок и сесть за стол, чтобы есть китайскую еду в западном стиле, то есть каждый из своей тарелки», — сказал он. Так Ху Яобан пытался пресечь инфекционные заболевания, в частности вирусный гепатит.

Китайцы не восприняли эту инициативу всерьез. «Настоящая китайская семья пользуется палочками для еды, и все едят из одной миски, и тут ничего не поделать. Конечно, это может быть не так гигиенично, как отдельные тарелки и вилки, но, когда речь идет о вашей семье, кого волнует гигиена?» — говорил тогда менеджер одного китайского ресторана в Нью-Йорке в интервью The New York Times.

«Важно помнить, что ВОЗ — коллективная организация, площадка для сотрудничества, а не национальный Минздрав с его приказами и жесткой иерархической системой в отношении регионов, — продолжает фармаколог В. — Поэтому ВОЗ обязана прислушиваться к мнениям стран-участниц, тем более таких важных, как Индия и Китай, или странам Африканского континента, где позиции традиционной медицины чрезвычайно сильны. В моем понимании, сейчас ВОЗ не говорит о каком-либо приравнивании традиционной медицины к медицине научной в плане безопасности и эффективности, а просто наращивает усилия по ее изучению, что мне кажется вполне разумным, особенно потому что это финансируется не из общего бюджета, а целевыми вкладами конкретных стран-участниц».

Вот примеры удачной интеграции традиционной медицины

В Бутане традиционная медицина интегрирована в систему здравоохранения: услуги целителей предоставляют через сеть государственных больниц и поликлиник. Министр здравоохранения Бутана Дечен Вангмо считает важной такую инклюзивность.

В центре этой яркой культуры находится система традиционной медицины, которая была загадочной частью образа жизни бутанцев на протяжении веков. Традиционная медицина Бутана — Сова Ригпа, что переводится как «наука излечения», — это целостный подход к оказанию помощи, который учитывает физическое, психическое и духовное благополучие человека. В нем сочетается лечение травами, изменение образа жизни и духовные практики для лечения тела, ума и души. Мы верим в то, что три элемента — тело, разум и душа — глубоко связаны с окружающей средой и любое нарушение этого равновесия может проявиться в физических заболеваниях.

<…>

Традиционная медицина Сова Ригпа — это не просто система лечения, но важный компонент нашей системы здравоохранения. В статье 9 положении 21 Конституции Бутана сказано, что государство обеспечивает доступ к услугам как современных, так и традиционных врачей.

Еще один подобный пример: больница Сан-Вито в Коста-Рике. Почти каждая пятая женщина, которая обращается в этот медицинский центр, относится к коренному народу нгобе, поэтому администрация изменила больничные порядки с учетом их потребностей. Если беременность сопряжена с низким риском, женщины могут рожать здесь в условиях, уважающих их культурное разнообразие: пригласить с собой на роды акушерку из числа нгобе, духовного лидера общины или мужа. Пациентки защищены от неприятных для них медицинских вмешательств и больничных правил, которые противоречат их убеждениям. Кроме того, пациенткам предоставляют отдельное меню, если они по религиозным причинам не едят свинину или соленую пищу. Таким образом, они не чувствуют, что им навязывают «белую медицину».

И все-таки не забывайте: гомеопатия не работает

Как (не) работает гомеопатия?

13 карточек

Ирина Клягина