Baldurʼs Gate 3 только вышла, а уже получила статус одной из самых значимых RPG-игр в истории А еще стала претендентом на звание релиза года
3 августа, после шести лет разработки, на ПК вышла Baldurʼs Gate 3 — ролевая игра, которая, несмотря на нишевой жанр и принадлежность к старой франшизе, сразу попала в топ игр в Steam по продажам и количеству одновременно играющих пользователей. «Медуза» рассказывает, почему Baldurʼs Gate 3 стала моментальным хитом и даже «аномалией».
Шум вокруг Baldurʼs Gate 3 — это аномалия, но никак не случайность
Baldurʼs Gate 3 хотели сделать многие разработчики, включая тех, кто либо имел отношение к серии, либо был известным по работе над другими культовыми классическими RPG. Однако правообладатель, компания Wizards of the Coast, всем отказывала — в том числе и бельгийскому гейм-дизайнеру Свену Винке, который впервые попросил права на Baldurʼs Gate вскоре после выхода собственной игры Divinity: Original Sin (2014). Но успех второй части переубедил правообладателя — и уже он сам обратился к Винке и его студии Larian Studios.
Кто придумал Baldur’s Gate 3
Бельгийскую студию Larian Studios в 1996 году основал Свен Винке. Он с детства увлекался разработкой, настольной игрой Dungeon & Dragons и компьютерными ролевыми играми. Когда Винке вырос, он стал сам делать ролевые игры, только самая первая игра Larian Studios — стратегия The L.E.D. Wars — не принадлежала к жанру RPG.
Свен Винке, будучи владельцем студии, до сих пор непосредственно участвует в разработке всех игр студии. В последние годы он выступает в качестве директора, а раньше занимался и сюжетами, и дизайном, и даже программированием. Резонно сравнить его с Хидео Кодзимой — не просто руководителем, а идейным вдохновителем студии.
В 2000-х и начале 2010-х Larian Studios заработала известность благодаря фэнтезийной серии Divinity, в которой вышло четыре игры. Серия началась с чего-то похожего на Diablo, перешла в полное 3D и к виду от третьего лица, а затем обросла стратегическими элементами. Бешеной популярности игры Larian Studios не имели, но среди фанатов RPG-жанра студия пользовалась уважением.
Поворотным моментом для Larian Studios стал выход на Kickstarter в 2013 году. Тогда студия объявила сбор средств на завершение разработки Divinity: Original Sin — и собрала больше миллиона долларов. В отличие от предыдущих частей серии, Divinity: Original Sin ушла в сторону компьютерного воплощения настольных ролевок, которые так любит Свен Винке. В ней были изометрическая камера, глубокая ролевая система в стиле Dungeons & Dragons, внушительная свобода в плане взаимодействия с миром, сбор целой партии героев, диалоги с возможностью выбора, бои с тактический паузой и, конечно, постоянное бросание кубиков, определяющее успех многих действий.
Игра вышла в 2014 году и оказалась крайне успешной — ее тепло приняли и критики, и игроки. Разработчики успех закрепили, спустя год выпустив улучшенное издание на ПК и консолях. А в 2017 году вышла не менее успешная Divinity: Original Sin 2, которая со временем посетила еще и планшеты. Обе игры попали в стартовавшую в середине десятых волну возрождения интереса к «классическим ролевым играм» в стиле первых двух Baldurʼs Gate, старых Fallout, серии Icewind Dale и Neverwinter Nights. Оказалось что у этого нишевого жанра ниша-то очень даже крупная, а фанаты соскучились по глубоким RPG, в которых проблемы можно решать нестандартными способами. Larian Studios вылезла из андеграунда и оказалась в авангарде движения. А некоторые ренессанс классических RPG и вовсе связывают именно с успехом Divinity: Original Sin.
Baldurʼs Gate 3 анонсировали в 2019 году — и она сразу привлекла внимание аудитории: хороших ролевых игр по Dungeons & Dragons не было аж с середины нулевых, да и не каждый день возвращаются популярные серии, похороненные на десятки лет. Первые две Baldurʼs Gate многие проходили в детстве или хотя бы о них слышали благодаря их разработчику BioWare, который позже отметился не менее культовыми сериями Mass Effect и Dragon Age.
Новость о том, что Baldurʼs Gate 3 разрабатывает именно Larian Studios, добавила веса анонсу игры — репутация бельгийской студии находилась на пике. К тому же обе Divinity: Original Sin в немалой степени были наследницами первых Baldurʼs Gate, поэтому геймеры сходились во мнении, что серия попала в правильные руки.
В 2020 году первая глава Baldurʼs Gate 3 из трех вышла в раннем доступе, пусть и в крайне сыром виде. Следующие три года разработчики постоянно доделывали игру, делясь подробными отчетами и прислушиваясь к обратной связи. А поклонники в свою очередь сарафанным радио разносили новости о том, насколько игра хороша уже сейчас. Многие провели в ранней версии сотни часов.
Со временем выхода Baldurʼs Gate 3 тоже не прогадала: в 2023-м особенно остро ощущается кризис ААА-игр. Все чаще крупные релизы выходят в плачевном техническом состоянии, нередко набиты репетитивным низкокачественным контентом и загнаны в бессмысленные открытые миры. Порой в платные релизы добавляются микротранзакции — будто бы в условно-бесплатных мобильных играх.
На фоне общей усталости геймеров от описанных проблем еще не вышедшая Baldurʼs Gate 3 уже собирала тысячи восторженных отзывов: игроки рассказывали, что даже в версии из раннего доступа обнаружили больше увлекательного контента, чем во многих других ААА-релизах. Она хорошо выглядела и не тормозила даже на слабых машинах, авторы не сторонились смелых идей. Baldurʼs Gate 3 приобрела славу, кажется, полного антипода сложившейся ситуации в игровой индустрии.
На фоне этого игру нарекли «аномалией». В соцсетях сотрудники крупных студий (вроде Blizzard, Epic и Obsidian) даже выражали опасения из-за того, что геймеры сочтут Baldurʼs Gate 3 «новым стандартом» для RPG. По мнению разработчиков, сравнения других ролевых игр с ней привело бы к неоправданно завышенным ожиданиям, тогда как выпуск аналогичного по масштабу и затратам релиза был бы невозможным для большинства конкурентов.
В начале июля на одном из официальных стримов по Baldurʼs Gate 3 разработчики показали сцену секса эльфа-вампира с друидом — тот к тому же превращался в медведя. Момент, показывающий, насколько нестандартной и дикой получается игра, моментально стал мемом и примером вирусного маркетинга.
Затем релиз игры на ПК перенесли, но не на более поздний срок (как это обычно бывает), а на месяц раньше запланированной даты. Внушительные показатели на старте полноценного релиза — результат перечисленных факторов и совпадений вроде недавнего выхода фильма «Подземелья и драконы: Честь среди воров», комедии на основе сеттинга настольной игры Dungeons & Dragons.
Как устроена Baldurʼs Gate 3? Лучше всего это объяснить на примере настольных ролевых игр
Baldurʼs Gate 3 основана на Dungeons & Dragons — и понимание настольных ролевых игр хотя бы в общих чертах сильно помогает разобраться в феномене игры Larian Studios.
Dungeons & Dragons — это, по сути, три книги: «Книга игрока» с правилами игры и создания персонажей, «Энциклопедия монстров» с информацией о чудовищах и «Руководство мастера» с советами для ведущего. Помимо этого, требуется ведущий (он же мастер, он же ДМ — от «dungeon master») и хотя бы два игрока, стол, блокноты и лист разлинованной бумаги для пошаговых сражений, в которых важно запоминать позиции игроков. Все остальное опционально: при желании можно закупиться фигурками, красочными диорамами, красивыми кубиками — да хоть костюмами для игроков. Даже кубики можно кидать в приложении на смартфоне.
Ключевая фигура любой партии — мастер, который описывает игрокам монстров, окружение и сюжетные события, а также ведет диалоги от имени игровых персонажей, управляет противниками и в целом следит за ходом игры и ее соответствием правилам. Сюжет и события либо берутся из официальных книг приключений, через которые мастер ведет игроков, либо сочиняются ведущим. Никто не мешает написать собственную кампанию — и даже не обязательно в сеттинге Dungeons & Dragons.
Игра в Dungeons & Dragons со стороны — это просто беседа игроков с ведущим, так что многое зависит от опыта, находчивости и артистичности мастера. В рискованных или завязанных на характеристиках персонажей ситуациях в ход идут кубики. Они, например, определяют, обнаружит ли эльф-разбойник третьего уровня ловушки у входа в подземелье или сможет ли бард уболтать вредного стражника.
С одной стороны, Dungeons & Dragons — это продуманная система, в которой игроки проходят увлекательное приключение и, можно сказать, участвуют в локальном театрализованном представлении. С другой, важнейшая часть удовольствия в настольных ролевых играх — хаос: свобода игроков почти не ограничена, так что они могут доводить партию до абсурдных ситуаций. Тут-то и проявляется мастерство ведущего. Демонстрация того, что собой представляет хорошая партия в Dungeon & Dragons, есть в четвертом сезоне «Очень странных дел».
Воспроизвести ощущения от партии в Dungeons & Dragons — главная задача Baldurʼs Gate 3.
Baldurʼs Gate 3 — уникальное приключение для каждого игрока
События Baldurʼs Gate 3 разворачиваются в фэнтезийной вселенной «Забытых Королевств», которая существует не один десяток лет и обросла не только множеством игр, но и книгами, комиксами и экранизациями. Ее лор безграничен и богат — он не замыкается на фэнтези, тут есть и фантастика, и стилистика доколумбовой Америки, и жуткая лавкрафтовщина (с нее как раз и начинается сюжет Baldurʼs Gate 3).
Для погружения быть знатоком «Забытых Королевств» или серии Baldurʼs Gate не нужно. Вся игра — это большое путешествие по удивительному живому миру, который существовал до нас и останется после. Некоторая таинственность и недосказанность лишь добавляют атмосферности.
Baldurʼs Gate 3 — олдскульная RPG с тактическими пошаговыми сражениями. Но изометрической ее называют условно — камеру можно крутить как угодно и опускать к самой земле. А если подключить геймпад, то игра перейдет на вид от третьего лица, как, например, в третьем «Ведьмаке».
Baldurʼs Gate 3 точно справляется с задачей передать ощущения от игры в настольную ролевую игру с ее механиками, а также возможностями творить и устраивать хаос. За это Baldurʼs Gate 3 в первую очередь и хвалят. Лучший пример — завирусившийся способ забраться на стену крепости: стример Мэтт Мерсер, минуя долгий путь и прохождение квестов, поставил один на другой 45 ящиков и забрался по ним. Игра поощряет исследование мира и нестандартные решения: в большинстве случаев на вопрос: «А можно ли сделать вот так?» — игра ответит: «Да». Для этого и существуют возможности вроде перетаскивания любых предметов, прыжков, стелс-режима — или умения толкать людей и объекты. Всему, в том числе многим заклинаниям вне боя, найдется применение.
Baldurʼs Gate 3, как и настольная игра, действительно позволяет отыграть роль персонажа. Хочешь — будь добрым болтливым бардом, который разруливает словами большинство конфликтов. Хочешь — сердитым немногословным варваром, который в любой непонятной ситуации просто швыряет топор в голову собеседника. Большую часть заданий можно пройти множеством способов: игра позволяет быть прагматичным, жадным, мягкосердечным, умным, глупым, неуклюжим — каким угодно. Исходов, даже второстепенных, тоже может быть несколько, а принятые решения, скорее всего, вам аукнутся.
Если старые RPG так или иначе ограничивают свободу игрока (например, выбором в диалогах и прокачкой), то Baldurʼs Gate 3 предоставляет ее даже в активном геймплее. Можно пристукнуть босса сундуком с сокровищами или удачно столкнуть его со скалы, получить награду за задание раньше его выполнения (обчистив карманы того, кто дал квест), притащить с собой пару ящиков, чтобы в бою достать их из инвентаря. Хватило бы фантазии.
Свобода свободой, но большинство действий в игре связано с броском кубика — так что придется положиться на удачу, что создает непредвиденные повороты. В Baldurʼs Gate 3, как и в партиях настольной Dungeons & Dragons, все редко идет по плану. Иногда кубик бросается автоматически, «за кадром», но иногда его нужно применить самостоятельно — чаще всего в диалогах. Перед броском можно сохраниться, чтобы гарантированно получить нужный результат, но куда интереснее плыть по течению и позволять игре быть внезапной.
В Baldurʼs Gate 3 не так уж важна центральная история, пусть она и отлично прописана, не лишена зрелищных кат-сцен — и постепенно переходит от локальных разборок к эпическим масштабам. На игру стоит потратить под сотню часов, и наскучить она не успеет. Самым ценным оказывается само путешествие, случайные события, споры со своими спутниками, внезапно возникающие романтические линии, предательства и расставания, а также в целом приключение, уникальное для каждого игрока. В любом случае будет смешно, страшно, грустно и захватывающе.