Перейти к материалам
истории

Вышла Hogwarts Legacy — идеальный подарок для тех, кто в детстве ждал сову с заветным письмом В игре нет знакомых персонажей и квиддича, но уважение к первоисточнику тронет сердце любого фаната «Гарри Поттера»

Источник: Meduza
Warner Bros. Games

10 февраля на PS5, Xbox X/S и ПК вышла Hogwarts Legacy — первая большая ААА-игра по вселенной «Гарри Поттера» за последние 12 лет и один из самых ожидаемых проектов года. Она уже обновляет рекорды по продажам и просмотрам на стримах, а самые авторитетные профильные издания ставят ей высокие оценки. «Медуза» прошла Hogwarts Legacy и теперь рассказывает про сверхдетальный Хогвартс с Запретным лесом и уютной деревушкой Хогсмид, где можно выпить сливочного пива и обустроить собственную Выручай-комнату. 

Игры о Гарри Поттере до Hogwarts Legacy были неоднозначными. Ее выход разделил игровую франшизу на до и после

За 22 года по франшизе «Гарри Поттера» вышло почти 60 игр. В начале нулевых игровые адаптации фильмов и мультфильмов еще не получили статус порицаемого явления, а издатели старались по максимуму охватить все актуальные платформы. Одним из таких издателей была Electronic Arts (ЕА), которая как раз и приобрела полный пакет прав на выпуск игр по вселенной писательницы Джоан Роулинг.

Все адаптации «Гарри Поттера» можно условно разделить на два поколения. К первому относятся игры по «Философскому камню», «Тайной комнате», «Узнику Азкабана», а также спортивное ответвление «Гарри Поттер: Чемпионат мира по квиддичу». К премьере каждого нового фильма EA разрабатывала не одну, а от четырех до шести одноименных игр в разных жанрах и на разных платформах — и это зачастую сказывалось на их качестве.

Если взять «Тайную комнату», то на персональных компьютерах вышел незамысловатый платформер, для консоли Game Boy Advance сделали адвенчуру с упором на загадки, Game Boy Color удивил настоящей RPG (вдохновленной японскими ролевыми играми), на первой PlayStation появился эксцентричный платформер в духе работ Монти Пайтона, а на PlayStation 2, Xbox и Nintendo GameCube — адвенчура в открытом мире, которая имела уйму мелких различий для каждой консоли нового поколения. Сейчас это сильно удивляет, так как запутаться в количестве версий и кардинальных отличиях каждой игры проще простого. Но именно так тогда работала игровая индустрия с проектами по сторонним лицензиям.

Первое поколение фанаты часто называют «золотым», потому что игры из него сегодня вспоминают с придыханием и огромной ностальгией. При всех недостатках это были действительно запоминающиеся проекты, которые часто ориентировались не на сценарии фильмов, а на оригинальные книги. В играх встречаются персонажи, а также побочные сюжетные линии и повороты, не попавшие в экранизации, — например, призрак Пивз или побег от гномов-купидонов профессора Гилдероя Локхарта.

Второе поколение пришлось на середину нулевых. Оно получилось одновременно спорным, экспериментальным и местами недооцененным. К примеру, «эффективные» менеджеры EА решили, что популярность франшизы «Поттера» вот-вот угаснет, поэтому отменили MMORPG по вселенной (она больше года находилась в разработке), урезали бюджеты и перенесли разработку игр во внутренние студии издателя. Игроки получили вымученную адаптацию «Кубка огня»: среди фанатов она считается одной из худших игр франшизы (впрочем, ее продажи для издателя стали рекордными — почти пять миллионов копий за год). Следующей была «Орден Феникса» — первая попытка создать проект с упором на исследование открытого мира. Правда, в EА так увлеклись этой идеей, что совсем забыли о гейм-дизайне и разнообразных механиках. В итоге «Орден Феникса», скорее, получился добротным виртуальным путеводителем по Хогвартсу, нежели полноценной игрой.

Многие нереализованные идеи «Феникса» позже удалось воплотить в «Принце-полукровке» — игре, которая, несмотря на критику из-за скучного игрового процесса и отсталой графики, считается геймерами одной из самых разнообразных игр во франшизе. После нее появилась печальная дилогия «Даров смерти» — посредственные шутеры и бездарные клоны популярной серии экшенов Gears of War. Волшебная палочка там выполняла функцию пулемета и даже дробовика, а всю игру приходилось сражаться с бесконечными ордами темных магов. После «Даров» многие критики окончательно похоронили игровую серию «Гарри Поттера», а лицензия на издание игр ушла обратно к Warner Bros. 

Фрагмент из игры «Гарри Поттер и философский камень» для PS1
DTF

Из чего-то значимого за последние 10 лет можно отметить только игры для сенсорных контроллеров PlayStation Move. В целом, если оценивать все игры вселенной «Поттера» с 2001 года и до выхода Hogwarts Legacy, это были либо сносные платформеры, либо тщетные, на взгляд критиков и геймеров, попытки создать амбициозную игру в открытом мире. Однако все амбиции упирались в технические ограничения, сжатые сроки разработки и нехватку бюджета. Из-за этого открытые миры почти всегда получались безжизненными, маленькими и пустыми.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что выход Hogwarts Legacy разделил развитие игровой франшизы «Поттера» на до и после.

Почему Hogwarts Legacy вышла со скандалом? Это связано с Джоан Роулинг

В 2020 году автор «Гарри Поттера» Джоан Роулинг написала серию неоднозначных твитов про трансгендерных людей, где среди прочего иронизировала над выражением «люди, у которых есть менструация». Роулинг раскритиковали за трансфобию. Писательница в ответ опубликовала большую колонку, в которой подробно объяснила свою позицию. Подробнее «Медуза» рассказывала об этом в отдельном материале.

В том же году вышел детективный роман Роулинг «Дурная кровь» (в рамках серии книг, которые писательница выпускает под псевдонимом Роберт Гэлбрейт). В произведении фигурирует серийный убийца Деннис Крид, который любил переодеваться в женскую одежду. Те, кто расценил сюжет как трансфобный, стали критиковать Роулинг; пользователи твиттера устроили флешмоб под хештегом #RIPJKRowling.

С тех пор Роулинг регулярно сталкивается с критикой, призывами сжечь ее книги и попытками бойкота любых товаров по франшизе «Гарри Поттера». Исключением не стала и Hogwarts Legacy — в твиттере и других соцсетях задолго до релиза появились призывы бойкотировать игру.

Сторонники такой точки зрения критиковали журналистов и блогеров, которые купили игру. Например, целые сутки существовал сайт со списком «замаравшихся стримеров, которые играли в Hogwarts Legacy». Нескольким стримерам пришлось перенести назначенные эфиры, а кто-то и вовсе отказался транслировать игру в Hogwarts Legacy, чтобы избежать возможных конфликтов.

При этом Hogwarts Legacy можно назвать одной из самых репрезентативных игр в современной игровой индустрии. К примеру, в ней можно выбрать мужской голос для женского персонажа и встретить несколько NPC-гомосексуалов (впрочем, есть критика и из-за этого). Также в игре есть обширные настройки для людей с ограниченными возможностями: можно включить режим для дальтоников, преобразовать весь текст в речь (для слабовидящих игроков), настроить управление под одну руку или гироскоп.

Одна из ключевых побочных сюжетных линий Hogwarts Legacy — это новое восстание гоблинов (первое произошло в 1612 году, еще несколько — в XVIII веке), которые сражаются за равноправие рас и хотят освободиться от гнета волшебников. Во вселенной «Гарри Поттера» маги считают гоблинов низшими существами — им нельзя колдовать и занимать высокие позиции в обществе. Задолго до выхода игры образ гоблинов из экранизаций книг Роулинг неоднократно критиковали за схожесть со стереотипными образами евреев с антисемитских карикатур.

Игра довольно сильно отличается от книг и фильмов по «Гарри Поттеру» — но это не делает ее хуже

События Hogwarts Legacy разворачиваются в викторианской Англии конца XIX века. Вы играете за одаренного волшебника (или волшебницу), который поступил сразу на пятый курс Хогвартса. Ваш герой имеет уникальную способность: он восприимчив к древней форме магии, за источником которой охотятся властный гоблин Ранрок и темный волшебник Виктор Руквуд. Вместе с вашим наставником, профессором Элеазаром Фигом, вы должны разгадать все тайны древней магии и помешать планам Ранрока. Ну и, конечно же, прилежно учиться в Хогвартсе и заводить новых друзей.

Если вы забыли или не знаете, о чем рассказывается в «Гарри Поттере»

Весь Гарри Поттер. Максимально коротко Восемь книг в восьми абзацах

Если вы забыли или не знаете, о чем рассказывается в «Гарри Поттере»

Весь Гарри Поттер. Максимально коротко Восемь книг в восьми абзацах

В Hogwarts Legacy нет ни Гарри Поттера, ни Гермионы Грейнджер, ни Рона Уизли. Более того, из знакомых персонажей в игре можно встретить только призраков — Почти Безголового Ника, профессора Бинса и шаловливого Пивза. Оно и понятно, ведь до событий «Философского камня» еще целых 100 лет, а Дамблдору в 1890 году исполняется всего девять лет (в Хогвартс берут с 11). Зато в игре можно встретить прапрабабушек и прапрадедушек семейства Уизли, Олливандера и даже далекого предка Волдеморта. Хогвартсом в последнем десятилетии XIX века управляет Финеас Найджелус Блэк — прапрадед Сириуса Блэка. Эгоцентричный Финеанс не любит свою работу и считается самым непопулярным директором школы волшебства за всю ее многовековую историю.

Хогвартс столетней давности заметно отличается от той школы, к которой мы привыкли по фильмам. В игре есть знакомые достопримечательности (например, деревянный мост, большой зал и ванная старост), но тот же главный холл, движущиеся лестницы и гостиные факультетов сильно разнятся с киношными аналогами. И в этом нет ничего отталкивающего — ведь узнавать, как выглядели любимые локации в далеком прошлом, довольно любопытно.

Что касается каноничности, то здесь все неоднозначно. Роулинг участвовала в разработке игры по «Ордену Феникса» и помогала с различными деталями вселенной в играх «Книга заклинаний» (Book of Spells) и «Книга зелий» (Book of Potions). Однако над Hogwarts Legacy она не работала даже в качестве консультанта. С другой стороны, разработчикам студии Avalanche помогали кураторы из компании Роулинг Wizarding World, а над сценарием и визуальным дизайном работали настоящие поклонники.

Новая игра — отличный подарок для фанатов. Она поражает невероятным вниманием к деталям и уважением к первоисточнику

Hogwarts Legacy создана для тех, кто в детстве ждал сову с заветным письмом или мечтал увидеть масштабную ААА-игру по франшизе. Размер игровой карты шокирует с первых часов — это сверхдетальный Хогвартс, уютная деревушка Хогсмид (можно даже подслушать разговор в «Трех метлах» или выпить сливочного пива), Запретный лес, десятки маленьких поселков и сотня загадочных мест для вдумчивого исследования. Полет на метле от северной части карты до южной займет у вас 10 минут реального времени, а на прохождение только одной сюжетной кампании уйдет 30–40 часов. Чудесный волшебный мир Hogwarts Legacy хочется жадно исследовать до последнего неизученного маркера на карте. 

Трейлер Hogwarts Legacy
PlayStation

После создания внешности персонажа и короткого, но зрелищного пролога игрок перенесется в Хогвартс, на церемонию распределения, где волшебная шляпа выберет ваш будущий факультет. От выбранного факультета зависит то, в каком крыле замка вы будете жить и с какими NPC познакомитесь в самом начале игры. В целом принадлежность к факультету влияет только на некоторые фразы в диалогах.

После вас ждет трогательный выбор вашей первой волшебной палочки, знакомство с новыми друзьями, прогулки в мрачных пещерах, долгожданные полеты на метле и гиппогрифе. С этого момента можно отложить сюжетную кампанию, сконцентрироваться на побочных квестах, разгадывании загадок и поиске коллекционных предметов. Всего их тут 600 штук, а сам процесс коллекционирования напоминает поиск секретов в первых играх про Поттера. Hogwarts Legacy явно создана для тех игроков, кто не мог успокоиться, пока не собрал все карточки в стареньком «Узнике Азкабана».

Еще в игре можно учиться, варить зелья, обустраивать собственную Выручай-комнату, проводить дуэли с сокурсниками, приручать фантастических тварей и проходить испытания Мерлина — и это только часть всевозможных активностей, которые не дают заскучать. В то же время игрока почти не отвлекают от основной истории ради очередной рутины. Не любите закрывать сотню вопросов на карте? Не беда, можно ограничиться прохождением сюжета. С другой стороны, только после прохождения всех побочных активностей вам покажут истинную концовку.

Hogwarts Legacy — первая игра подобного размаха для Avalanche. И это вдвойне похвально, потому что маниакальное внимание к деталям в ней сопоставимо с великой Red Dead Redemption 2. В Hogwarts Legacy все сделано с душой и таким уважением к первоисточнику, что разным мелочам не перестаешь удивляться даже на тридцатом часу прохождения.

Каждая прогулка по замку и его окрестностям почти всегда превращается в маленькое приключение. Вот ты отправился на очередной урок, а по пути встретил танцующих привидений и домовых эльфов, нашел тот самый туалет из «Тайной комнаты», погладил котика, подслушал все свежие сплетни и взял новый побочный квест. А если надоест гулять по замку, можно все бросить и отправиться ночью в Запретный лес — охотиться на пауков и смотреть на красивые пляски светлячков возле озера. 

У Hogwarts Legacy огромный потенциал — это идеальная база для интересных сиквелов

При всех многочисленных достоинствах Hogwarts Legacy — это далеко не идеальная игра. Какие-то ее идеи отсекли сразу или в середине разработки, а что-то и вовсе отложили на сиквел. Во-первых, немного разочаровывает то, что нельзя выбрать себе животное и получить патронус. Мечтали купить в Косом переулке кошку, жабу, сову или крысу? Увы, тут этого нет. Как нет и квиддича, потому что его запретил директор из-за несчастного случая. Тем не менее вас все равно обучат всем премудростям полетов на метле. 

Warner Bros. Games

Во-вторых, очки факультета ни на что не влияют, моральная система отсутствует, а отыгрыш персонажа минимален. Вы не станете темным волшебником, даже если изучите все запрещенные заклинания и будете цинично отвечать каждому NPC. Центральная история интригует, но не более того. События сюжетной кампании Hogwarts Legacy не имеют важного значения для вселенной «Гарри Поттера», к тому же ее главный герой — это типичный «избранный», который мастерски изучает любые заклинания и варит самые мощные отвары. 

В Hogwarts Legacy раздражает ограниченный инвентарь, не самая удобная карта, местами неинтуитивный и перегруженный интерфейс. Но больше всего разочаровывает процесс учебы. Практически все уроки — это кат-сцены и банальное QTE в духе рисования «спиралек» из ранних игр серии. И это странно, ведь даже в «Принце-полукровке» зельеварению можно было учиться в виде увлекательной мини-игры, тогда как в Hogwarts Legacy вместо нее предлагается механика «найди пять мухоморов в лесу, кинь их в котел и подожди пять минут».

Если вспомнить, что это первая подобная игра для Avalanche, то хочется закрыть глаза на недостатки. В любом случае это уже готовая база для потенциальных сиквелов, ведь концепцию и механики можно совершенствовать годами. Ничто не мешает студии взяться за условную Hogwarts Legacy 2, где все основные события будут разворачиваться, например, в семидесятые, а в истории будут участвовать юные родители Поттера.

Несмотря на шероховатости Hogwarts Legacy, геймеры — в первую очередь те, кто вовлечен во вселенную Гарри Поттера, пересматривает фильмы и все еще ждет письмо из Хогвартса, — получат незабываемый и уникальный опыт. Миллионы людей два десятка лет грезили о масштабной игре, которая не выглядит вымученной поделкой, приложением к фильмам о мальчике со шрамом и не пересказывает события в книгах, — и издатели наконец-то исполнили их мечты. Hogwarts Legacy — это даже не игра, а долгожданная туристическая поездка в мир, где каждый может стать волшебником. И всем остальным геймерам, которые обдумывают визит на платформу 9¾, стоит это учесть.

Еще больше о Гарри Поттере

Стыдные вопросы про Гарри Поттера Что происходит в книгах Джоан Роулинг? Это для детей, да? Какая еще пьеса?!

Еще больше о Гарри Поттере

Стыдные вопросы про Гарри Поттера Что происходит в книгах Джоан Роулинг? Это для детей, да? Какая еще пьеса?!

«Медуза»