Star Wars Jedi: Survivor — фантастическое (во всех смыслах) приключение в мире «Звездных войн» Это лучшая игра для тех, кто хочет почувствовать себя джедаем. Правда, без проблем не обошлось (это, к счастью, поправимо)
28 апреля на ПК, PS5 и Xbox Series вышла Star Wars Jedi: Survivor — продолжение Fallen Order (2019) о приключениях джедая, который пережил Приказ 66 и скрывается от Галактической Империи. Хотя критики приняли Jedi Survivor тепло, впечатления от нее оказались смазанными: новая игра довольно плохо работает на ПК и немногим лучше — на консолях. «Медуза» прошла экшен про джедая на PS5 и теперь рассказывает, почему перед нами, возможно, главное приключение по «Звездным войнам» последних лет.
Новая игра по «Звездным войнам» вышла в недоработанном виде. За это издателей яростно критикуют
Star Wars Jedi: Survivor, как и Fallen Order, сделала студия Respawn, основатель которой Винс Зампелла — один из создателей серии Call of Duty. Также на счету у Respawn — любимый игроками (пусть и плохо продавшийся) Titanfall 2 и популярный онлайн-шутер Apex Legends. Другими словами, у руля проекта встали разработчики, которые умеют делать хорошие игры, и более того — хорошие игры по «Звездным войнам». При всем при этом релиз Survivor вышел неоднозначным.
А что раньше было с играми по «Звездным войнам»?
В 2012 году Disney купила Lucasfilm и получила всю вселенную фильмов Джорджа Лукаса целиком. После этого эксклюзивные права на издательство игр по «Звездным войнам» попали к компании Electronic Arts. Но не навсегда, а только на 10 лет — срок подходит к концу как раз в 2023 году. Jedi Survivor можно назвать последней игрой, выпущенной в рамках эксклюзивного соглашения.
С 2012 года вышло лишь семь по-настоящему больших игр по «Звездным войнам»: две от Respawn, две части Star Wars Battlefront от студии DICE, две игры в стиле LEGO, а также Star Wars: Squadrons — про пилотов звездолетов. Зато мобильных игр, пинболов и VR-аттракционов были десятки.
За это Electronic Arts часто подвергалась критике со стороны игроков: имея на руках культовую вселенную, студия будто бы и не пыталась раскрыть ее потенциал и дать небольшим студиям разработки сделать что-нибудь необычное.
Теперь все изменится. Уже известно, что игру по «Звездным войнам» выпустит Ubisoft (авторы Assassinʼs Creed), свой взгляд на вселенную покажут Quantic Dream (Heavy Rain, Detroit: Become Human), также в разработке находится неназванный проект от Эми Хенниг, креативной руководительницы и сценаристки серии Uncharted.
Кроме того, сама Respawn сейчас работает над шутером и стратегией по «Звездным войнам».
«Star Wars Jedi: Survivor — пока худший ПК-порт игры-блокбастера в 2023 году», — прокомментировал релиз Алекс Батталья, специалист Digital Foundry. Технические проблемы, от которых страдала Fallen Order, в сиквеле усугубились. Игра тормозит даже на самых мощных ПК, причем не только во время игрового процесса, но и в кат-сценах, а картинка часто кажется размытой.
В первые сутки после выхода средняя оценка игры в Steam резко упала: в основном игроки давали «отрицательные» отзывы — позже ситуация несколько выравнялась, оценки стали «смешанными». На PlayStation 5 и Xbox Series X|S все не так катастрофично, как на ПК, но тем не менее неприятно. К примеру, встречается проблема с частотой кадров и с HDR — иногда картинка настолько темная, что разобрать что-то становится почти невозможно.
Многие игроки сходятся во мнении, что большую и ожидаемую игру нельзя выпускать в продажу в настолько «сыром» состоянии. Возможно, в случае с Jedi Survivor значение имел короткий срок разработки. Как рассказал Bloomberg руководитель проекта Стиг Асмуссен, игру создали всего за три с половиной года — очень быстро по меркам блокбастера, причем основная часть разработки шла в разгар пандемии. Среди прочего Асмуссен упомянул, что команда придерживалась принципа «не бояться провала». Пока разработчики не рассказывали о настоящих причинах плохой оптимизации официально, но Respawn пообещала исправить критические баги — и уже выпустила первые патчи для ПК и консолей. Правда, значительно лучше ситуация к этому моменту не стала.
В Jedi Survivor интересно играть, даже если вы не заядлый фанат «Звездных войн». Но кое-что знать довольно важно
Самых базовых знаний о вселенной «Звездных войн» будет достаточно, чтобы ухватить суть игры. Но чем больше вы смотрели и читали, тем лучше поймете, что происходит.
Например, в Jedi Survivor одну из важных ролей играет тайная организация, впервые появившаяся в сериале «Оби-Ван Кеноби». А еще в игре часто говорят об эпохе Расцвета Республики, которая была за пару сотен лет до событий фильмов. Ее сейчас развивают в книгах и комиксах по «Звездным войнам».
Перед прохождением игры желательно знать, о чем была предыдущая часть — Fallen Order. События Jedi Survivor неразрывно с ней связаны.
Пересказываем главное о сюжете Fallen Order со спойлерами. Больше в материале их не будет.
Действие Fallen Order разворачивается через пять лет после «Мести ситхов». Республика превратилась в Империю, а Орден джедаев канул в Лету. Немногие выжившие прячутся в самых неприметных уголках Галактики, спасаясь от Дарта Вейдера и его инквизиторов — специально обученных воинов (чаще всего падших джедаев), охотящихся на любого, кто владеет Силой.
Главный герой игры — Кэл Кестис. После Приказа 66, когда Император повелел уничтожить джедаев, Кэл был еще падаваном. Он сумел спастись благодаря своему мастеру Джаро Тапалу, который ради ученика пожертвовал жизнью. Следующие несколько лет парень работал на планете Бракка, разбирая старые военные корабли и скрывая свою настоящую суть.
Однажды Кэл использовал Силу, чтобы спасти товарища от несчастного случая, — это привлекло к нему внимание Инквизиции. За падаваном послали двух воинов организации — Вторую и Девятую сестру. Спастись ему помогли бывший джедай Цере Джанда и инопланетянин-пилот Гриз Дритус. Вскоре после этого Кэл встретил маленького дроида BD-1, который стал его верным напарником.
Вместе команда путешествует по разным планетам, спасаясь от Империи и ища способ восстановить Орден джедаев. Ключ к этому — список чувствительных к Силе детей, которые могут стать новым поколением воинов. Со временем приключения приводят команду на планету Кашиик, родину вуки. Там Кэл помогает знаменитому повстанцу Со Геррере (в игре, как и в фильме «Изгой-один», его сыграл актер Форест Уитакер).
Также на Кашиике главный герой узнает, что Вторая сестра — бывшая падаван Цере по имени Трилла Судури. В свое время она попала в имперский плен, потому что Цере под пытками Дарта Вейдера выдала ее местоположение. После этого Триллу переманили на Темную сторону Силы, сделав Инквизитором.
Следом отряд попадает на планету Датомир, где Кэл побеждает темного джедая и встречает Меррин из Сестер ночи. Этот древний орден ведьм использовал Темную сторону Силы, чтобы творить заклинания. Во времена войн клонов его полностью истребил Генерал Гривус по приказу Графа Дуку. Меррин, последняя выжившая, в итоге соглашается присоединиться к команде Кэла.
Список чувствительных к Силе детей попадает в руки Второй сестры, а герои преследуют ее. Они попадают в Инквизиторий на планете Нур. Там Цере почти удается вернуть бывшую ученицу к свету, но появляется Вейдер и казнит Триллу. Героям чудом удается спастись от лорда ситхов. После этого Кэл уничтожает список.
Вторая часть начинается спустя пять лет после этого. По некоторым причинам команда разбежалась, а Кэл с головой погрузился в борьбу с Империей. Он потерял много друзей и уже почти разочаровался во всем, но тут появляется новая надежда.
Jedi Survivor — игра в открытом мире, и это идет ей на пользу
В предыдущей части уровни были хоть и разветвленные, но обособленные друг от друга. Вы могли их исследовать, искать там секреты и лут, но на другие занятия рассчитывать не приходилось. Теперь все чуть по-другому.
В начале игры Кэл попадает на планету Кобо. Это большая локация с отличающимися друг от друга зонами: глубокими тоннелями, болотами, плато и скалами. А в самом центре — городок. На карте можно найти десятки квестов, спрятанных сундуков, объектов для сканирования и легендарных монстров, за победу над которыми дают много опыта.
По сюжету герой попадет и на другие планеты. Они по размерам значительно уступают Кобо и напоминают уровни из первой игры. Это, скорее, хорошо: одного большого открытого мира вполне хватает, и если бы пришлось тратить много времени на исследование каждой локации, это быстро превратилось бы в рутину. А так даже не успеваешь заскучать. Если надоели сторонние квесты — двигаешься по сюжету, хочется побегать по миру и посмотреть, какие еще сюрпризы есть, — делаешь паузу и исследуешь.
Если не хотите изучать здешний мир, можно этого и не делать. Все важные предметы и способности Кэл получает по сюжету. А за любознательность награждают косметическими предметами (теперь герою можно менять прическу с бородой и одежду!), кусочками лора вселенной «Звездных войн» и очками опыта. Но, откровенно говоря, поводов не изучать мир просто нет — тем более что навигация по уровням реализована крайне удобно.
В той же Fallen Order не было точек быстрого перемещения: чтобы вернуться в другой конец локации, приходилось топать на своих двоих, иногда по несколько минут. Эту проблему решили двумя способами. Во-первых, между точками сохранения можно мгновенно перемещаться. (Забыли что-то в начале уровня? Ищем ближайший «костер» — и вот мы уже в нужной части планеты.) Во-вторых, можно путешествовать с помощью лебедки — специального устройства в конце каждого условного сегмента уровня, которое протягивает канат к прошлой точке сохранения. (Если вам нужно вернуться, но чуть-чуть — лучше способа не придумать.) Так что от приключений в Jedi Survivor не отвлекаешься ни на секунду.
В Jedi Survivor наконец-то есть с кем поговорить
В Fallen Order с Кэлом беседовали только три его напарника. Впрочем, благодаря ярким и содержательным диалогам малое количество персонажей в глаза не бросалось. Зато бросается теперь, потому что в Jedi Survivor все иначе. В игре наконец-то есть NPC, с которыми можно поговорить, взять у них какое-нибудь задание, купить что-то. И их тут — с полтора десятка.
Второстепенных персонажей Кэл встретит по сюжету или просто во время исследования мира, а в итоге они все соберутся в городском баре на Кобо. Туда можно позвать, например, девушку-продюсера и ее напарника, робота-диджея, эксцентричного бородатого рыбака (любит травить юному джедаю байки о своих приключениях) или уставшего бизнесмена (потерял все, пытаясь обмануть систему). Все эти второстепенные герои помогают лучше прочувствовать атмосферу Jedi Survivor. Перед нами не очередные великие воины, шпионы или бойцы Сопротивления: это простые, пусть и эксцентричные, обыватели — и именно они наполняют мир игры жизнью. При каждом новом посещении бара открываются новые диалоги, а Кэл всегда может подслушать, о чем персонажи болтают между собой.
Не хуже прописаны и противники. В своих приключениях Кэл сталкивается и с рейдерами, и с имперскими штурмовиками, и со старыми дроидами времен войн клонов. Они тоже общаются между собой — и если не лезть в бой сразу, то можно узнать, к примеру, о конфликте между Инквизицией и имперской разведкой. Или о том, как дроиды хвалятся, что легко могут победить джедая в бою, хотя на самом деле ни разу его не видели. Звучит как не самая значимая деталь, но именно в ней заключается разница между обычной механической зачисткой уровней и настоящим приключением.
Бои — то, ради чего в игру хочется вернуться даже после завершения сюжета
В центре историй мира «Звездных войн» почти всегда джедаи, а главный символ — световой меч. Так что сражения в игре про адепта Силы — критически важная часть. Respawn поняла это еще при работе над Fallen Order: драться там было одно удовольствие. Простых штурмовиков можно было уложить простым ударом меча, а с противниками в ближнем бою приходилось аккуратно фехтовать, парируя удары, ставя блоки и грамотно пользуясь Силой.
В Jedi Survivor эту формулу расширили и сделали удобнее. В первой части герой почти всегда ходил с обычным световым мечом, и в какой-то момент появлялась способность брать по мечу в каждую руку. Правда, двусторонний меч можно было использовать только во время суперудара — ходить с ним постоянно не разрешали. Так вот — а теперь можно!
С самого начала игры у Кэла есть доступ ко всем трем типам меча, а каждый стиль можно прокачивать, открывая новые удары. С собой при этом позволено «брать» только два любых стиля, так что лучше сразу определиться, что больше нравится. По ходу игры герой также учится орудовать одновременно мечом и бластером, а потом получает световой меч с гардой — как у Кайло Рена из новейшей трилогии фильмов.
У каждого стиля есть уникальные анимации ударов, своя скорость боя. И все это сделано настолько стильно, что от сражений не устаешь даже спустя десяток часов. Каждая новая группа врагов ощущается не досадной помехой на пути к новой порции сюжета — наоборот, это главное развлечение, загадка на ловкость и внимательность.
Проще говоря, если вы всегда мечтали быть как Оби-Ван Кеноби — круто фехтовать, разбрасывать противников Силой и высоко прыгать — это игра для вас.
* * *
В Jedi Survivor есть еще много мелочей, которые можно похвалить и поругать. К примеру, планеты здесь не слишком разнообразные. Зато есть интересная система охоты на охотников за головами. Каждый из них — уникальный противник со своим стилем, который не даст заскучать. Или, если хотите передохнуть, можно сыграть в виртуальные гладиаторские бои в баре: выбираете несколько «фигурок» существ, с которыми вы сражались, выставляете их против бойцов противника — и смотрите, кто победит.
Но главное, что стоит знать: Jedi Survivor — интересное приключение на пару десятков часов (или больше, если решите выполнить все задания) с отличными диалогами и увлекательной боевой системой. А еще это чудовищно плохо оптимизированная игра — особенно на ПК. Патчи к ней уже выходят, но полностью ее починят как минимум через месяц-два. И вот тогда с ней лучше всего начинать знакомство. У нас слишком мало хороших игр по «Звездным войнам», чтобы портить себе впечатление от одной из них из-за багов и тормозов.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!