Перейти к материалам
истории

Atomic Heart — одна из самых обсуждаемых игр года (да, до сих пор). Она одновременно и восхваляет, и критикует СССР Рассказываем, в чем ее феномен — и каким получилось дополнение, которое ждали полгода

Источник: Meduza
Mundfish

В начале августа на ПК, а также консолях Xbox и PlayStation вышло дополнение Annihilation Instinct для Atomic Heart — шутера про восстание роботов в альтернативном Советском Союзе 1950-х. Atomic Heart — главный феномен игровой индустрии стран бывшего СССР в последние годы. Всего за три недели после выхода игра достигла отметки в пять миллионов проданных копий. «Медуза» рассказывает, почему Atomic Heart весь год вызывает споры и обсуждения даже среди тех, кто далек от игр.

В этом тексте есть мат. Если для вас это неприемлемо, пожалуйста, не читайте его.

Еще до выхода Atomic Heart стала одной из самых ожидаемых игр последних лет

Atomic Heart анонсировали шесть лет назад. Тогда студия Mundfish показала короткий демонстрационный ролик игры — со сценами и оружием, которые в итоге не вошли в финальную версию. Предполагалось, что шутер будет доступен на ПК и VR-шлемах, включая PlayStation VR для консоли PS4. Позже от поддержки VR отказались, но анонсировали выход на Xbox и PlayStation.

В 2018 году Mundfish опубликовала первый полноценный трейлер. Необычный концепт про роботов в СССР так заинтересовал геймеров, что суммарно ролик набрал более шести миллионов просмотров. 

Atomic Heart

Разработка сопровождалась слухами о творческих разногласиях в Mundfish и нереалистичных обещаниях создателей. В январе 2019-го анонимный автор телеграм-канала «Геймдев, который мы заслужили» со ссылкой на нескольких бывших сотрудников Mundfish рассказал, что разработка якобы зашла в тупик. Несколько собеседников канала заявили о текучке кадров и обвинили создателей в обмане: по их словам, Atomic Heart так и не стала полноценной игрой, а единственную сборку можно было целиком пройти за 15 минут. По утверждениям «Геймдева», в Mundfish не было четкого видения своей игры, а кадры из ранних трейлеров не отражали ее реальное состояние.

Mundfish подтвердила игровому изданию DTF, что в процессе разработки уволила нескольких программистов, но заметила, что они были заняты Soviet Lunapark — кооперативным VR-шутером, действие которого разворачивается в той же вселенной, что и Atomic Heart, — и не справились с задачей. Компания назвала информацию из телеграм-канала «домыслами и жонглированием слухами на фоне растущей популярности игры».

Затем по приглашению гендиректора Mundfish Роберта Багратуни студию посетил (на тот момент) обозреватель DTF Артемий Леонов: ему показали прототип и рассказали, что разработка продвигается по плану. Претензий по состоянию сборки у журналиста не возникло: «В интерактивном формате все то, что мы видели в трейлерах, ощущается ничуть не хуже, а порой и лучше, а к техническому исполнению нет нареканий. Вопрос лишь в том, осилят ли разработчики заявленный масштаб».

Игры могут создавать как команды из нескольких человек, так и огромные корпорации с тысячами сотрудников. Время производства и бюджет зависят не только от амбиций самих разработчиков, но и грамотного менеджмента. Как и в создании фильмов и сериалов, в разработке видеоигр важно правильно распределять ресурсы и находить специалистов. Разработка состоит из продумывания дизайна и игрового процесса, написания кода, создания графики, звукового сопровождения и не только. Производство самых масштабных игр может растянуться до пяти-шести лет и выше. При этом с развитием технологий разработка только дорожает и затягивается еще сильнее. Скажем, на создание пятой GTA компания Rockstar Games потратила пять лет, а на экшен про Дикий Запад Red Dead Redemption 2 — целых восемь.

Немаловажный фактор, который может негативно повлиять на разработку видеоигры, — переработки и выгорание сотрудников. Обозреватель Bloomberg и автор книги о игровой индустрии «Кровь, пот и пиксели» Джейсон Шрайер утверждает, что почти в каждой крупной студии разработчики вынуждены перерабатывать, чтобы доделывать игры до дедлайна. Из-за выгорания и неэффективного менеджмента компании иногда даже перезапускают разработку игр и переделывают их с нуля. Так произошло, например, с фэнтезийной ролевой игрой Dragon Age: Inquisition: ее изначально создавали как онлайн-игру, но переделали в одиночную. При этом разработка Inquisition, масштабной и эпической игры на десятки часов, длилась всего три года.

В январе 2021 года Mundfish объявила, что получила крупные инвестиции на неназванную сумму от трех компаний — медиакорпорации Tencent, издателя Gaijin Entertainment и инвестиционного фонда GEM Capital, основанного выходцем из «Газпрома» Анатолием Палием. Багратуни заявил, что полученные деньги позволили ускорить разработку Atomic Heart, которая к тому моменту продолжалась почти четыре года. 

Спустя пять месяцев, 13 июня, ее представили на международной игровой выставке E3: на конференции Xbox показали ролик шутера с песней «Музыка нас связала» группы «Мираж». На ютьюбе видео набрало более четырех миллионов просмотров и тысячи восторженных комментариев от зарубежных и русскоговорящих игроков. Правда, и в этом случае не обошлось без конфликта из-за авторских прав.

9 февраля 2022-го Mundfish выпустила сюжетный трейлер, где назвала примерную дату выхода — »…брь 2022 года». Начало полномасштабного вторжения РФ в Украину студия никак не прокомментировала, но уже в начале марта с сайта компании исчезли любые упоминания московского офиса и иных связей с РФ. Mundfish стала называть себя «опытной международной командой разработчиков с талантливыми сотрудниками со всего мира». Также на сайте указано, что компанию основали в 2017 году на Кипре.

В сентябре игровая площадка VK Play объявила, что выступит издателем Atomic Heart в России, Беларуси, Казахстане, Армении, Азербайджане, Кыргызстане, Молдове, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. В этих странах версию игры для персональных компьютеров стали продавать исключительно в VK Play. Это возмутило некоторых игроков из стран бывшего СССР, так как они лишились возможности купить игру в цифровом магазине Steam. В Азии права на выпуск получила сингапурская компания 4Divinity, во всех остальных странах мира — французская Focus Entertainment. Оба издателя не связаны с Россией и выпускают крупные релизы по всему миру.

После выхода первого тизера Atomic Heart стали называть «BioShock про СССР». Англоязычные игроки также сравнивали шутер от Mundfish с украинскими игровыми сериями — S.T.A.L.K.E.R. и Metro. Необычное для иностранных геймеров место действия и яркий дизайн роботов заинтересовали их с самого начала.

Самым узнаваемым символом игры стали роботы-близняшки — телохранительницы-балерины, которых впервые официально показали в трейлере для E3 2021. Персонажи используют в бою танцевальные навыки — и движения для них записала балерина Большого Театра Анита Пудикова. В соцсетях стали вовсю обсуждать их внешность, а за Atomic Heart закрепилось неофициальное название «игры про сексуальных советских роботов». Далеко не всем понравился сексуализированный дизайн близняшек: в комментариях на Reddit многие отмечали, что Mundfish излишне фетишизирует роботов.

В ноябре 2022 года VK Play организовала закрытое мероприятие для российских журналистов и блогеров. Для презентации компания арендовала московский ресторан и оформила его в советской стилистике. Гостей встречали красными флагами с лозунгами «Слава советским инженерам» и «Товарищ, присоединяйся к обществу будущего». В помещениях присутствовали аниматоры в костюмах персонажей и роботов из игры, а желающим давали поиграть в демо-версию Atomic Heart.  

Презентация в советском стиле возмутила некоторых журналистов. В частности, Том Хендерсон из Insider Gaming посчитал неуместным проводить подобное мероприятие во время войны в Украине. Разработчик финской студии Remedy украинского происхождения Сергей Мохов обвинил Mundfish в прославлении советского режима. Однако некоторым российским игровым журналистам ивент понравился. В частности, редактор «Мира фантастики» и комьюнити-менеджер GFN.ru Дмитрий Кинский похвалил организаторов за атмосферу мероприятия. 

TheAtomicHeartGames

Спустя два месяца, в январе 2023-го, украинское издание AIN.Capital обратило внимание на пользовательское соглашение на сайте Mundfish. В нем было указано, что компания «вправе осуществлять передачу данных третьим лицам (федеральной налоговой службе, государственному пенсионному фонду и иным государственным органам) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Также в соглашении указали на то, что обработка «осуществляется в соответствии с требованиями Конституции РФ и ФСБ», а также законов о воинской обязанности и мобилизации.

В ответ разработчики заявили, что соглашение устарело, а сама студия «не собирает и не хранит никакие данные пользователей». Старую версию документа убрали с сайта — сейчас там есть только англоязычная версия соглашения, в которой убрали все упоминания РФ. 

В Atomic Heart видят и восхваление, и критику СССР. Восприятие сюжета зависит от игрока

21 февраля 2023 года, спустя шесть лет после начала разработки, Atomic Heart наконец вышла. Средняя оценка на агрегаторе Metacritic среди зарубежных игровых журналистов сейчас составляет 75 баллов из 100.

Большинство обозревателей отмечали, что у Atomic Heart интересный и уникальный визуальный ряд: хвалили как дизайн роботов, так и художественное оформление в целом. Хорошо отзывались и о игровом процессе: многим журналистам понравилась боевая система с упором на холодное оружие и способностями вроде заморозки врагов. К минусам относили спорные диалоги, пустой открытый мир и не очень проработанный сюжет. 

Действие игры разворачивается в альтернативном мире 1950-х. СССР стал самой технически продвинутой державой мира: у страны есть роботы, которым нет аналогов в капиталистических государствах. Роботов создали с помощью открытого академиком Дмитрием Сеченовым вещества под названием нейрополимер. Благодаря нему Советский Союз продвинулся далеко вперед в медицине, науке, промышленности и освоении космоса. Физический труд и рутинную работу целиком на себя взяли именно роботы. Советские граждане же заняты творчеством и наукой. 

Главный герой — майор советской разведки Сергей Нечаев. Он считает себя учеником академика Дмитрия Сеченова, который открыл нейрополимер и превратил СССР в страну победившего социализма. Когда-то Сеченов спас майору жизнь, поэтому герой считает себя ему обязанным. В начале игры академик просит Нечаева отправиться в «Предприятие 3826» — научный комплекс в казахской ССР по созданию и производству роботов. Там произошла непредвиденная ситуация: контроль над роботами захватил инженер Виктор Петров. Майору предстоит остановить мятеж на «Предприятии 3826».

По ходу сюжета главный герой понимает, что все гораздо сложнее. В произошедшем как-то замешаны сам Сеченов и руководство Политбюро. Помимо этого Нечаев выясняет правду о своем прошлом.

Mundfish
Mundfish
Mundfish

На первый взгляд, альтернативный мир СССР кажется утопичным и прославляющим коммунистические идеи. В игре страна предстает могущественной и богатой сверхдержавой, которая во всем превосходит капиталистические страны вроде США. Из-за этого министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров потребовал запретить продажи Atomic Heart во всем мире и направил письма с просьбой это сделать в Microsoft, Sony и Valve, владеющей Steam. Письмо Федорова проигнорировали: компании не прекратили продажи шутера в своих цифровых магазинах. 

Украинские игроки призвали поддержать бойкот игры: они заявили, что прибыль с продаж уходит на финансирование войны, увидели в шутере отсылки к российским военным дронам и отмечали, что свободная продажа Atomic Heart за пределами РФ показывает, насколько неэффективны западные санкции против страны-агрессора. Видео блогера Harenko с названием «Пожалуйста, не покупайте Atomic Heart» набрало более двух миллионов просмотров на ютьюбе.

Вместе с тем многие журналисты отмечали, что на деле Atomic Heart можно расценить и как жесткую критику СССР (и России). «Идеальное» государство в игре оказывается коррумпированным и строящим планы по захвату мира, а жизнями обычных людей в нем пренебрегают.

Как именно в Atomic Heart критикуют СССР?

В игре советское руководство выставляют трусливым и лицемерным. В рамках проекта «Атомное сердце» Политбюро поставляет западным странам своих гражданских роботов в гуманитарных целях. По одному нажатию кнопки они могут быть переведены в боевой режим: именно так СССР хочет добиться мирового господства. Однако бунт на «Предприятии 3826» нарушает все их планы. Политбюро боится, что если о произошедшем восстании роботов узнают страны Запада, они наложат на Советский Союз санкции и откажутся завозить роботов. 

Другая важная сюжетная линия игры — запуск глобальной сети «Коллектив 2.0», советского аналога интернета. Сеченов и советские руководители преподносят эту сеть как возможность осваивать новые профессии и таланты — например, за одно мгновение выучить иностранный язык. Однако в игре показывают, что замысел «Коллектива 2.0» — вовсе не построение утопического общества, а подчинение воли. Все подключенные люди превращаются в беспомощных марионеток, которыми чиновники могут управлять как угодно. 

Наконец, в игре показано бытовое зло в рамках советской системы. В записках на компьютерах и аудиодневниках выясняется, что чиновники регулярно принуждают роботов-балерин к сексу. Причем сексуализированное насилие покрывает как руководство театра, так и начальство «Предприятия 3826», включая самого Сеченова. От советского режима пострадал и сам главный герой. Сергею Нечаеву намеренно стерли память, чтобы использовать его в секретных военных операциях. А разум его погибшей жены перенесли в тела роботов-близняшек, которые постоянно сопровождают и охраняют Сеченова.

При этом некоторые детали сюжета, критикующие советский строй, действительно легко пропустить. В основном они хранятся во внутриигровых компьютерах и аудиодневниках на территории «Предприятия 3826»: они необязательны для прохождения и часто не встречаются на виду. Из-за этого симпатизирующие Советскому Союзу игроки действительно увидят в Atomic Heart в первую очередь прославление советской идеологии, науки и искусства. Тем более, что разработчики сами ностальгируют по эстетике прошлого — это видно и в анимационных роликах в стиле «Союзмультфильма», и в ремиксах на песни Аллы Пугачевой, группы «Земляне» и других известных советских исполнителей.

Правда, многие русскоязычные игроки и вовсе не стали участвовать в дискуссиях о политических взглядах разработчиков. Куда больше их интересовали игровой процесс и мемы, связанные с игрой. Любимое ругательство Нечаева «ебучие пироги» понравилось геймерам так же сильно, как и ехидный робот Рафик с похабным оружейным шкафом Элеанорой

Для игры уже вышло первое дополнение — увы, оно получилось неудачным

Дополнение Annihilation Instinct продолжает основной сюжет Atomic Heart и учитывает события «хорошей» оригинальной концовки: Майор Нечаев оказывается в комплексе «Менделеев», отдаленной части «Предприятия 3826». Выясняется, что комплексом управляет оружейный шкаф Элеанора, которая хочет удержать героя в плену. Нечаев не может выбраться оттуда самостоятельно, так как комплекс закрыт от внешнего мира гигантским защитным куполом. Элеанора соглашается отпустить Нечаева при условии, что он избавится от Бабы Зины, союзницы майора в основной игре. Зина хочет его убить и приказывает смертоносным роботам-манекенам расправиться с ним.

Спустя время спасшийся главный герой знакомится с академиком Лебедевым, единственным выжившим человеком на «Менделееве». Он рассказывает, что разум Элеаноры можно перенастроить. Для этого майор должен вставить в ее плату восемь специальных шаров-роботов, которые расположены по всему комплексу. Нечаев направляется на их поиски.

Atomic Heart

Annihilation Instinct длится всего два-три часа, но большую часть времени вам придется делать одни и те же рутинные действия. Вы отправляетесь в одну из локаций за шаром-роботом, сражаетесь по пути с манекенами, одолеваете роботов-шаров, находите нужный предмет и кладете его в капсулу. И так восемь раз подряд.

Заунывный игровой процесс разбавляют две битвы с боссом, только враг в них один и тот же — гигант, состоящий из десятков роботов-шаров. Паттерн сражения с ним одинаковый: уклоняетесь от его атак и отстреливаете руки. И первая битва не приносит удовольствия, а вторая уже откровенно раздражает.

Также дополнение неприятно удивляет почти полным отсутствием остроумных диалогов и ярко поставленных сцен. Большую часть времени Нечаев молча уничтожает роботов — на этом все. Интереснее геймплей не становится даже с двумя новыми видами оружия (лопата «Клуша» и пулемет «Секатор») и шоколад «Аленка», при броске которого герой вызывает электромагнитную бурю. Кое-как развлекает только матерящийся гусь в исполнении актера озвучки студии «Кубик в кубе» Руслана Габидуллина. Птица забавно издевается над майором, преследует его по всему комплексу, а также цитирует мемы — от цитат из фильма «Зеленый слоник» до высказываний Евгения Понасенкова.

Все это точно не стоило полугода ожидания. Вдобавок дополнение никак не продвигает глобальный сюжет Atomic Heart: герои поступают точно так же, как уже делали в «хорошей» концовке основной игры. 

В «хорошей» концовке Нечаев не хочет бороться с академиком Сеченовым. Он отказывается идти на финальную битву и уходит в закат. В дополнении Annihilation Instinct происходит то же самое: майор улетает из «Предприятия 3826», не тронув злодея.

В «плохой концовке» Нечаев объединяет усилия с ХРАЗом — умной перчаткой, в которой заключен разум бывшего соратника Сеченова Харитона Захарова. Герой идет на финальную битву и побеждает роботов-близняшек, охраняющих Сеченова. В конце Нечаев ранит своего наставника. Однако Харитон Захаров оказывается злодеем: он использовал Нечаева, чтобы убить Сеченова и вырваться на свободу. Захаров с помощью технологии нейрополимеров обретает физическое тело и убивает главного героя. В дополнении Annihilation Instinct эту концовку не учитывают.

Тем не менее у создателей Atomic Heart большие планы. Игра уже стала основой целой франшизы

Генеральный директор Mundfish Роберт Багратуни подтвердил, что студия займется второй частью Atomic Heart после выхода запланированных четырех дополнений для первой игры. В сиквеле точно покажут боевых роботов: в первой части игрок боролся только с гражданскими моделями. Также в Atomic Heart 2 будет больше элементов ролевых игр (каких именно — пока неизвестно).

Тем временем Atomic Heart уже превратилась в полноценную франшизу. К игре выпустили книгу-предысторию о Сеченове и развитии альтернативного СССР до событий игры. Шутер стал настолько популярным, что с его персонажами создают рекламные коллаборации.

Mundfish довольна продажами Atomic Heart и утверждает, что отбила стоимость разработки за первые недели. Когда выйдут дополнения и вторая часть, пока неизвестно: разработчики еще не делились конкретными сроками. Саму Atomic Heart уже вряд ли запретят за рубежом: у Mundfish есть поддержка в лице западных компаний вроде Microsoft и Focus Entertainment. 

Почитайте о главном событии года в игровой индустрии

Microsoft выиграла в суде право купить Activision Blizzard — издателя франшизы Call of Duty И раскрыла, как устроена игровая индустрия. Вот что мы узнали за месяцы процесса

Почитайте о главном событии года в игровой индустрии

Microsoft выиграла в суде право купить Activision Blizzard — издателя франшизы Call of Duty И раскрыла, как устроена игровая индустрия. Вот что мы узнали за месяцы процесса

«Медуза»