Ким Петрас в 2023 году получила «Грэмми». Ее выступление на церемонии назвали «сатанинским» Теперь вышел ее дебютный альбом. Рассказываем, как она стала самой успешной трансперсоной в поп-музыке
В конце июня вышел «Feed The Beast» — дебютный альбом поп-певицы Ким Петрас, второй трансженщины, получившей «Грэмми». Она родилась в Германии и сделала транспереход в 16 лет. О ее жизни много говорили по телевидению, но суперзвездой она стала значительно позже — когда начала записывать электропоп в духе Леди Гаги и очень — очень! — откровенно петь о сексе. «Медуза» рассказывает о ее новой сольной работе, которую есть за что покритиковать, — и о том, почему потенциал Петрас гораздо больше, чем ждут от нее продюсеры.
«Ваш удел — нишевая музыка для гей-клубов», — говорили Петрас, когда она только начинала карьеру. Она до сих пор не понимает, почему эти слова должны были ее задеть, ведь в гей-клубах и правда играет лучшая музыка.
В 2023 году певица получила «Грэмми» — за дуэт с Сэмом Смитом под названием «Unholy», бойкий трек о мужьях, изменяющих женам. Свою часть песни, по воспоминаниям Смита, Петрас придумала с ходу — настолько ей была близка эта тема, она не раз оказывалась чьей-то любовницей. Песни Петрас вообще о сексе — она говорит о нем либо намеками, либо настолько открыто, что слушателям хочется краснеть. А еще это на редкость веселая музыка, записанная человеком, которому в самом начале пути было не до шуток.
Молитва нулевым
Петрас родилась в Кельне в 1992 году, но детство провела в соседнем городе Хеннеф. Она выросла на окраине — и о тех временах теперь вспоминает как о несчастливых.
Сегодня Петрас — открытая трансженщина. Сделать переход она решила в 12 лет, вместе с родителями искала врача — единственный, кто согласился, предложил рассказать об этом процессе всему миру. Когда ей исполнилось 14, на немецком телевидении показали документальный фильм и несколько ток-шоу, посвященных ее планам сделать транспереход с помощью хирургического вмешательства. В немецкой прессе ее называли «самой молодой трансперсоной в мире» — операцию она сделала в 16, по рекомендации психиатров, на два года раньше установленного законом срока (после этого случая в Германии снизили допустимый возраст для трансперехода с 18 до 16 лет). Сейчас Петрас говорит, что сожалеет о той публичности.
Петрас рассказывает, что именно поп-музыка тех лет помогла ей сбежать от проблем, уехать из маленького города и понять, чего хочется в жизни. Журналист New Yorker Келефа Саннех отмечает, что при встрече певица производит впечатление скорее поп-фанатки из Германии, чем поп-звезды. Она равняется не только на Мадонну и Бритни, которых считает богинями, но и на менее известных американскому слушателю европейцев — Cascada и Basshunter. Раньше такую музыку недолюбливали, а отдельные музыкальные издания называли «стыдной» — теперь же Петрас одна из тех, кто заставляет относиться к этому жанру всерьез.
Одновременно с транспереходом началась и музыкальная карьера Петрас — в 12 лет она стала писать песни, первые синглы выпустила уже после 16. С 2008 по 2009 год она записала несколько композиций, которые привлекли внимание американских продюсеров. Это была типичная поп-музыка того времени — с ритмикой хип-хопа, но лишенная его смелости. В 19 Петрас выпустила мини-альбом «One Piece of Tape», записанный с немецкими хаус- и транспродюсерами The Joker и Schild — характерный для конца 2010-х электропоп, напоминающий музыку Скай Феррейра и Ля Ру. Среди четырех треков ближе всего к сегодняшней Петрас «Money Got Her Hot» — самый смелый и радостный на пластинке.
В Лос-Анджелес Петрас, уже подписавшая контракт с немецким представительством большого лейбла Universal, уехала в 2011 году — чтобы познакомиться с американскими авторами и продюсерами. Как она вспоминает сейчас, во время той поездки она очаровала продюсеров своими энциклопедическими знаниями по части поп-музыки. Одним из очарованных оказался Лукаш Готвальд, он же Dr. Luke, — продюсер, который тогда уже поработал с Кэти Перри, Рианной, Майли Сайрус, Аврил Лавин, Келли Кларксон и Кешей.
Кеша, исполнившая хиты «Tik Tok» и «Blah Blah Blah», стала первым американским вдохновителем Петрас — свои дебютные песни в США немецкая поп-звезда выпустила в 2017-м. Другой очевидный для слушателя ориентир — британка Чарли XCX с ее дерзкими песнями, в особенности ее альбом «Sucker» и написанная ею композиция «I Love It» шведского дуэта Icona Pop. Любовь к поп-музыке нулевых Петрас показала и в своем первом «американском» сингле «I Donʼt Want It at All» — в клипе на песню певица молится на фотографии Пэрис Хилтон, та же появляется в видео в роли крестной феи Петрас. В 2023 году Петрас и Хилтон вместе перезаписали хит нулевых «Stars Are Blind».
«Это зло»
Впрочем, было бы неправильно считать главным достижением Петрас только воскрешение электропопа и реабилитацию «стыдной» поп-музыки.
В 2019 году Петрас записала сингл «1,2,3 dayz up» — вместе с Софи, гиперпоп-продюсеркой, одной из самых влиятельных фигур на мировой электронной сцене (Софи погибла в 2021 году — упала с крыши в Афинах, куда вышла посмотреть на Луну). И хотя для Софи «1,2,3 dayz up» была простоватой, для самой Петрас эта работа стала важным заявлением: во-первых, это был дуэт двух трансженщин, во-вторых, соседство с Софи в очередной раз показало потенциал самой Петрас. Следующим логичным шагом стал микстейп «Turn Off the Light», вышедший двумя частями в 2018 и 2019 годах. На них Петрас часто даже не поет, ограничиваясь инструментальными композициями, — здесь ее звук становится мрачнее, многослойнее. Единственная гостья на альбоме — Кассандра Петерсон, американская актриса, сыгравшая Эльвиру — повелительницу тьмы в кинокомедии 1988 года.
Петрас постоянно пытается найти баланс между популярностью и экспериментами — в 2022-м у нее получилось максимально приблизиться к этой точке. Тогда вышел ее мини-альбом «Slut Pop» («Шлюший поп») — семь откровенных, если не сказать шокирующе развратных, песен о сексе. «Slut Pop» вновь записан с отсылками к евродэнсу и европейскому хаусу, но теперь Петрас взяла на вооружение сочетание синтезаторов и простейшего ритма — примерно так же раскрывалась за 10 лет до нее Леди Гага на альбоме «Born This Way». Самые невинные названия треков — «XXX» или «Your Wish Is My Command» («Твое желание для меня закон»). Кроме того, на альбоме есть песня о минете («Throat Goat») и о том, что парни по всему миру хотят секса («They Wanna Fuck»). Припев песни «Treat Me Like a Slut» («Относись ко мне как к шлюхе»): «I wanna go harder, I wanna cum faster, I wanna last longer, I wanna ride» («Я хочу жестче, я хочу быстрее кончить / Я хочу, чтоб длилось дольше, и хочу быть сверху»).
Выбор темы альбома певица связывала как с детскими воспоминаниями (подруга ее мамы была секс-работницей и много рассказывала о своем опыте), так и с обстановкой в мире, где сайт OnlyFans пытался запретить порноконтент (в итоге этого не произошло). Образ дерзкой возмутительницы спокойствия не мог не спровоцировать скандал. Совместное выступление Петрас с Сэмом Смитом на «Грэмми» с песней «Unholy» консерваторы назвали «сатанинским», а сенатор Тед Круз написал в твиттере: «Это… зло».
Раздражает Петрас не только политиков. В музыкальной среде ее нередко критикуют за сотрудничество с продюсером Dr. Luke, с которым она работала с первых синглов, записанных в Америке. Бывшая протеже Лукаша Готвальда Кеша, на которую Петрас ориентировалась в самом начале пути, обвинила его в сексуализированном и моральном насилии. Еще в 2018 году певица заявила, что не считает его абьюзером, поэтому продолжает с ним работать. Сам он обвинил Кешу в клевете.
Ровно за день до выхода дебютного альбома Петрас «Feed The Beast» было объявлено, что Кеша и Лукаш Готвальд уладили претензии друг к другу без суда.
Новый альбом — упущенные возможности
На первый взгляд, на «Feed The Beast» все на месте — все тот же европоп и транс с отсылками к нулевым, никуда не исчезли и многочисленные эвфемизмы и намеки на секс. Однако последний трек — «brr» — показывает, что весь остальной альбом довольно однообразен; лишь в нем Петрас снова позволяет себе эксперименты. Бонус-трек, дуэт с Сэмом Смитом «Unholy», тоже звучит радикальнее, чем другие песни.
Это вовсе не значит, что на «Feed The Beast» совсем нет ничего интересного. В «King of Hearts», «uhoh» и «Sex Talk» все любимые приемы Петрас не просто на месте — их использование полностью оправданно (чего не скажешь об остальных песнях, которые кажутся бездумными попытками повторить успех предыдущих релизов). Но в целом можно сказать, что после несомненной удачи «Slut Pop» Петрас выпустила однообразный и блеклый альбом, который мог бы стать ее программным заявлением — все-таки первый полноценный дебют, — но не стал. Сейчас кажется, что с этой работой исполнительница упустила возможность укрепить свои позиции в чартах и стать большой поп-звездой (пока она собирает не стадионы, а клубы на пару тысяч человек).
«Feed The Beast» — первый альбом Петрас, который вышел на мейджор-лейбле Republic, принадлежащем Universal Music Group. В последнее время в индустрии много говорят о том, что большие лейблы заставляют артистов упрощать музыку и реже экспериментировать — и призывают писать хиты для тиктока (в этом контексте часто упоминали опыт Чарли XCX). Дебют Петрас — еще одно доказательство этой тенденции.
Многие критики от записи остались не в восторге. The Guardian назвала ее «упущенной возможностью для прорыва», Pitchfork едко обозвал «идеальной музыкой для магазина Sephora», а сайт обычно доброжелательной к музыкантам радиостанции NPR и вовсе написал, что Петрас обречена быть «музыкой для корпораций, празднующих месяц прайда», а также «саундтреком для фильмов Netflix». Слушатели тоже резко переключились на другую музыку — в чарте Billboard «Feed The Beast» пробыл одну неделю на 44-м месте.
Но умалять заслуги Петрас тоже не стоит. В февральском интервью сайту Vice она с гордостью говорила о себе как об одной из главных трансгендерных персон в поп-музыке. Да, есть Арка, Эзра Фурман и Лора Лес из дуэта 100 Gecs, но Петрас среди них — самая популярная. В этом смысле релиз проходного альбома не так уж важен — Петрас вписала себя в историю музыки, в которой, как считали менеджеры лейблов, ей не было места.