«Индиана Джонс и колесо судьбы» — в новом фильме о знаменитом археологе 80-летний Харрисон Форд путешествует во времени Картину снимал не Спилберг, но приключение выдалось все таким же захватывающим
В мировой прокат вышел приключенческий фильм «Индиана Джонс и колесо судьбы» — пятая и заключительная часть серии об археологе, который не может жить без приключений. Впервые фильм об Индиане Джонсе снял не Стивен Спилберг — «Колесо судьбы» поставил Джеймс Мэнголд («Логан», «Ford против Ferrari»). Харрисон Форд, бессменный исполнитель главной роли, в этот раз прощается со своим персонажем (вместе с ним этот путь проходит звезда «Дряни» Фиби Уоллер-Бридж). Кинокритик Антон Долин рассказывает, как, несмотря на утомительную завязку, эта картина проделывает старый трюк — лучше многих других фильмов отвлекает зрителя от тяжелой действительности.
Не только самый продолжительный (два с половиной часа!) и высокобюджетный фильм об археологе Индиане Джонсе, но и, возможно, самый дорогой блокбастер в истории снял не Стивен Спилберг. На место режиссера, сделавшего первые четыре фильма о неунывающем профессоре-авантюристе, пришел Джеймс Мэнголд — постановщик тоже не юный, но все же другого поколения, специалист по торжественным проводам великих героев: об этом свидетельствует его лучшая картина — эпос о Росомахе «Логан». Спилберг с Джорджем Лукасом, когда-то придумавшим доктора Джонса, остались в проекте на правах исполнительных продюсеров. Значит ли это, что франшиза потеряла душу, сохранив лишь техничность и обнажив алчность студийных руководителей?
К счастью, нет. Ведь здесь по-прежнему есть Харрисон Форд. Ему 80, и его последний гастрольный тур по давно известной схеме — прощаться, но не уходить — длится почти десятилетие. Сперва артист похоронил Хана Соло в «Звездных войнах: Пробуждении силы» Джей Джей Абрамса (рекордными сборами и высоким рейтингом у критиков фильм в немалой степени обязан его трогательному выходу). Потом воскресил Рика Декарда в «Бегущем по лезвию 2049» Дени Вильнева. Теперь настало время проститься с Индианой Джонсом, отправив его в плаванье под руководством нового капитана. Зрелище порой нелепое, но неизменно завораживающее.
Пролог может ввести вас в заблуждение: есть подозрения, что именно он сделал фильм несколько затянутым и перегруженным. Действие отнесено к концу Второй мировой. Мэнголд осознанно «перепрыгивает» через голову «Индианы Джонса и Королевства хрустального черепа», последней и самой спорной спилберговской серии, отправляясь ближе к всенародно любимому «Последнему крестовому походу».
Доктор Джонс вновь сражается с нацистами. Демонический полковник Вебер (краткий, но эффектный выход Томаса Кречмана, сыгравшего аж в двух «Сталинградах») вступает с ним в схватку за обладание последним обломком копья Лонгина — еще одна отсылка к «Индиане Джонсу — 3», где шла охота за чашей Грааля. Эти почти полчаса экранного времени, адреналиновая гонка которых изматывает зрителя, кажутся то ли видеоигрой по мотивам прошлых серий, то ли мастеровитой имитацией, созданной искусственным интеллектом. Трудно понять, в чем проблема — то ли в повторе давно изученных трюков (например, рукопашная драка на крыше мчащегося сквозь ночь поезда), то ли в радикальном омоложении Форда, который и в более юные годы перепоручил бы подобную гонку каскадерам, то есть «царь не настоящий», и это чувствуется.
Но стоит выдержать несколько натужный и вторичный марафон, чтобы оказаться в 1969-м и пережить вместе с доктором Джонсом горечь выпадения из времени. Пока вся страна празднует триумфальное вступление в космическую эру, Инди пытается пережить болезненный развод и потерю сына, недовольно морщится от музыки The Beatles из квартиры шумных соседей и готовится достойно уйти на пенсию. Он, конечно, может сколько угодно отмахиваться от новых приключений, но всем очевидно: возраст для Джонса — только повод для вполне извинительного кокетства. Никаких иных способов почувствовать себя живым, кроме как заняться очередным делом, у отставного профессора нет.
Магический артефакт этой серии — антикитера, изобретенный Архимедом механизм для управления временем: одна ее половина появляется уже в прологе, вторую ищут на протяжении всего фильма. Злодей серии — вдохновленный биографией Вернера фон Брауна (и отчасти Германа Вирта) немецкий ученый Юрген Фоллер, убежденный и не слишком шифрующийся нацист, получивший возможность работать над космической программой NASA. Его играет фактурный датчанин Мадс Миккельсен, не впервые исполняющий функцию «злого европейца» в голливудском кино.
Герой-помощник серии — наконец-то девушка, деятельная и независимая крестница доктора Джонса, археолог-любительница и искательница приключений Хелена Шоу. Приглашение остроумной британской артистки Фиби Уоллер-Бридж («Дрянь») на эту роль — несомненная удача, как и подобранное для ее персонажа домашнее прозвище «Вомбат». Другие заслуживающие упоминания участники: старинные друзья Инди — Салах (знакомый по ранним фильмам Джон Рис-Дэвис), Ренальдо (трудно узнаваемый Антонио Бандерас) и Бэзил Шоу (Тоби Джонс), а еще злодейка Мэйсон (Шонетт Рене Уилсон), работающая на правительство США.
Описывать приключения всех этих колоритных персонажей в декорациях Танжера, Греции и Сицилии, на борту лодки, самолета, страннейшего трехколесного автомобиля и даже верхом на коне — только портить удовольствие зрителю. Тем более это касается развязки — привычно волшебной и эпичной, более искусственной, нежели искусной, но смягченной лирическим и не на шутку трогательным эпилогом. Все это происходит под аккомпанемент 91-летнего Джона Уильямса, который повторяет чудо последних «Звездных войн»: из знакомых наизусть мелодий плетет новую симфонию захватывающих музыкальных приключений, вызывающую сильнейшее ностальгическое дежавю. «Индиана Джонс и Колесо судьбы» выполняет давным-давно данное зрителю обещание — показать мир как увлекательный аттракцион, не дающий ни героям, ни публике возможности выдохнуть и хоть на секунду задуматься, не бред ли это собачий. Авторы будто берут жанр на слабо, а выигрывают ли в споре — покажут кассовые сборы.
Предыдущий фильм об Индиане Джонсе, кстати, собрал в прокате значительную сумму, и даже в споре критиков голосов за оказалось больше, чем против. Негативные уроки «Королевства Хрустального черепа» продюсеры тоже учли. Незачем обрекать публику на сравнение молодого Спилберга с пожилым, и не стоит подсовывать ей вместо Форда Шайю Лабафа, вполне разумно убранного из новой картины. Харрисон Форд такой один, и даже в старости — или особенно в старости — он выжмет из аудитории и смех, и слезы. А если где-то оступится или поскользнется, так на то и нужен новый режиссер, чтобы было кого за это пожурить.
Свою главную задачу и идею создатели — напомним, Спилберг с Лукасом по-прежнему входят в их число — на сей раз не думают скрывать, что вызывает невольную симпатию. Волшебная антикитера умеет, согласно легенде, разворачивать время вспять. Зачем это нужно безумному ученому-нацисту, сразу ясно: необходимо переиграть историю и обеспечить иной исход Второй мировой. Доктора Джонса омолаживает уже, кажется, сам факт погони. Ведь он опять сражается с подонками, как в добрые старые времена, и вновь ясно, где черное, а где белое. Зло и добро разошлись в разные углы ринга, их больше не спутаешь.
Нашу всеобщую тоску по чудесной ясности старого приключенческого кино и транслирует пятый фильм об Индиане Джонсе, снятый и выпущенный в смутные времена пандемий и войн, смешавших все карты. То, что должно было стать приговором декларативно ретроградской картине, обернулось ее преимуществом — магической способностью хотя бы на два с половиной часа отправить нас в беззаботное воображаемое прошлое.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!