Путин передал РПЦ икону «Троица», которая почти сто лет хранилась в Третьяковской галерее Почему это ценнейшее произведение искусства? И чем ему грозит перевозка?
РПЦ объявила, что «Троицу» — одну из самых известных русских икон, которую, как считается, написал Андрей Рублев в XV веке, — вновь передадут церкви. Патриарх Кирилл заявил, что не просил изымать икону из Третьяковской галереи навсегда; по его словам, такое решение принял лично Владимир Путин «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих». Планируется, что сначала ее выставят в храме Христа Спасителя, а потом вернут в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в подмосковном Сергиевом Посаде. С 1575 года «Троица» хранилась в Троице-Сергиевой лавре. В 1929 году советское правительство передало икону в Третьяковскую галерею. После распада СССР церковь неоднократно просила вывезти икону из музея — искусствоведы сходятся во мнении, что это может повредить уникальное произведение искусства.
Примечание. Это сокращенная версия текста о том, как «Троицу» в июле 2022 года перевезли для богослужения РПЦ. Полную версию текста читайте здесь.
Кто и зачем написал «Троицу»
Авторство иконы и точная дата ее создания неизвестны. Некоторые историки искусства приписывают работу Андрею Рублеву, другие с ними не согласны, поэтому в ряде исторических материалов и искусствоведческих статей авторство Рублева указано под знаком вопроса. В каталоге к выставке «Андрей Рублев. Подвиг иконописания», проведенной в Третьяковской галерее в 2010–2011 годах, указываются предполагаемые датировки создания иконы — 1408–1412 годы или около 1425 года.
Впервые изображение Троицы связывается с именем Андрея Рублева в постановлении Стоглавого собора в 1551 году. Но какое именно изображение тогда имелось в виду, неизвестно до сих пор. Дошедшее до наших дней изображение Троицы считается вершиной древнерусского искусства, а сам памятник — одним из самых знаменитых в русском искусстве и самых существенных для русской духовной культуры.
Иконописцу удалось создать универсальный образ, соединив ветхозаветную и новозаветную истории. Сюжетом иконы стала 18-я глава Книги бытия про «Гостеприимство Авраама». До XIV века иконография Троицы основывалась именно на этой истории, но на изображение обязательно помещали фигуры Авраама и его жены Сарры и детали — деревья, животных и другие. Автор иконы первым убрал из сюжета все повествовательные детали и самих героев — Авраама и Сарру. Остались только три ангела, подобные друг другу — и в этом подобии показывающие тайну так называемого Божественного триединства.
О том, что икона создавалась для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, говорится в «Сказании о святых иконописцах», рукописи с житиями святых иконописцев, составленной в конце XVII — начале XVIII века. В документе указано, что «Троица» написана по заказу игумена монастыря Никона «в память и похвалу преподобному Сергию», который «созерцал Святую Троицу в течение духовной жизни». При этом исследователи до сих пор не нашли прямых доказательств того, что икона предназначалась именно для Троицкого собора.
Как «Троица» попала в Третьяковку
Первоначально икона была предметом культа — и на ее художественные достоинства внимания никто не обращал. Будучи храмовой иконой, «Троица» подвергалась внешним воздействиям: влажность, тепло огня и копоть свечей оставляли на ней следы. Чтобы уменьшить их воздействие, икону покрыли ризой, но это не уберегло ее от порчи.
В 1904 году коллекционер и член Императорской археологической комиссии Илья Остроухов обнаружил «Троицу», требовавшую серьезного реставраторского вмешательства. Расчисткой иконы по инициативе Остроухова сначала занималась целая бригада специалистов под руководством известного иконописца Василия Гурьянова, а после национализации церковного имущества, в 1918 году, ее передали в Центральные реставрационные мастерские Игорю Грабарю, который их тогда возглавлял.
Икона была в таком запущенном состоянии, что реставрация закончилась только к 1926 году, а в 1929-м «Троица» поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи. Тогда икона обрела статус уникального памятника искусства, и именно в музейных условиях ей была обеспечена сохранность.
Компромисс между музеем и РПЦ
За неполные сто лет «Троица» лишь трижды покидала Третьяковскую галерею. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году икону вместе с другими экспонатами музея вывозили в эвакуацию в Новосибирск. В 2007 году ее отправляли на выставку в Новую Третьяковку на Крымском валу. В 2022-м по инициативе патриарха Кирилла икону вывезли в Сергиев Посад для проведения богослужения в честь 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского. После возвращения реставраторы обнаружили на иконе 61 «существенное изменение», из-за чего ее убрали из экспозиции Третьяковской галереи и поместили в депозитарий для «стабилизации состояния».
Однако РПЦ пыталась добиться разрешения «отпустить» икону и раньше. В 2008 году патриарх Алексий II через тогдашнего министра культуры Александра Авдеева просил переместить произведение искусства на богослужение в честь празднования Троицы, проходившее в месте прежней «прописки» иконы — Троице-Сергиевой лавре. Чиновник спустил дело на тот момент директору Третьяковки Валентину Родионову, но тому при помощи ведущих музейщиков и экспертов удалось отстоять «Троицу».
Музейщики обращали внимание государства на состояние «Троицы» еще в 2009 году, когда писали открытое письмо Дмитрию Медведеву, бывшему тогда президентом. Поводом к нему тоже послужила просьба Московской патриархии о передаче иконы «на три-четыре дня» для богослужений на праздник Троицы в Троице-Сергиеву лавру. Вот отрывок из этого письма:
«Троица» сейчас находится в том состоянии сохранности, которое не предполагает никакого ее практического «использования», и никакие достижения реставрационной науки не смогут это состояние радикальным образом изменить. Речь может идти только о предупреждении дальнейших разрушений — при условии неукоснительного соблюдения существующего режима хранения. Любое его нарушение может привести к разрушению иконы. Поэтому мы просим прислушаться к мнению специалистов и не допустить, чтобы «Троица» покинула — даже на небольшое время — галерею, где имеются все возможности для ее сохранения и где она остается доступной для верующих и для всех людей, независимо от их вероисповедания.
До последнего времени между церковью и музеем был компромисс: на праздник Троицы сотрудники галереи обычно переносили икону по подземному проходу в домовую церковь Святителя Николая в Толмачах, которая находится при Третьяковке. Климатические условия при таком переносе были идентичны тем, что поддерживаются в музейных залах. Затем в течение трех дней верующие могли поклониться иконе, которая все это время находилась под присмотром хранителей и реставраторов.
Однако 15 мая РПЦ объявила, что Владимир Путин «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих» возвращает церкви произведение Андрея Рублева. Сначала ее выставят в храме Христа Спасителя, а потом вернут в в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в подмосковном Сергиевом Посаде, где она находилась до 1917 года.
Другие иконы
Другие иконы, которые РПЦ желала получить, сильно повреждались. Например, в 1992 году Боголюбскую икону Божией Матери передали из Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Княгинин монастырь во Владимире. Несмотря на специальную капсулу, в которой она находилась, через 17 лет икона оказалась на столе реставраторов того же Владимиро-Суздальского музея, практически полностью утратив красочный слой. Уже почти 15 лет Боголюбская икона Божией Матери находится там, публике она больше недоступна.
Другой подобный случай произошел в 2009 году. Бизнесмен и автогонщик Сергей Шмаков сумел заполучить из Русского музея икону Богоматери Торопецкой XIV века для храма в коттеджном поселке «Княжье озеро» на Новой Риге, построенного его компанией. Музей лишился одного из своих самых ценных древнерусских экспонатов, а его посетители — важнейшего памятника эпохи.