Перейти к материалам
Вячеслав Зайцев в 1985 году
истории

Умер Вячеслав Зайцев — «красный Диор» и «царь советской моды» Он первым в СССР открыл именной бренд одежды и придумал знаменитые балахоны Аллы Пугачевой

Источник: Meduza
Вячеслав Зайцев в 1985 году
Вячеслав Зайцев в 1985 году
Rudolf Dietrich / ullstein bild / Getty Images

Вечером 30 апреля умер модельер Вячеслав Зайцев. Одному из самых известных представителей советской моды было 85 лет. О нем писала западная пресса и с уважением говорили французские коллеги. Он одевал главных советских звезд — в том числе Аллу Пугачеву, для которой Зайцев придумал знаменитые балахоны. А в 1980-х Дом моды на проспекте Мира в Москве стал первым именным брендом одежды в СССР. «Медуза» вспоминает эпоху Зайцева в советской и российской моде.

«Он диктует свою моду Москве»

Вячеслав Зайцев родился в 1938 году в Иваново. Его отец Михаил Яковлевич был рабочим, воевал и побывал в немецком плену, из-за чего после окончания войны оказался в лагерях как «изменник родины».

Мать, Мария Ивановна Кокурина (первые 20 лет своей жизни Вячеслав носил ее фамилию), была уборщицей и научила сына вышивать, чтобы «не слонялся бесцельно по улицам». Он собирал цветы в городе, рисовал их и на основе этих набросков делал вышивки. 

После школы Зайцев хотел пойти в индустриальный техникум, но сыну того, кто прошел лагеря, путь туда был закрыт. Тогда он выучился на художника по текстилю в Ивановском химико-технологическом техникуме, а затем окончил текстильный институт в Москве.

Вот как он вспоминал тот период в своей автобиографии «Мода. Мой дом»:

Еще на младших курсах я по вечерам стал рисовать маленькие фигурки людей в разной одежде. Рисовал я очень много, это было мне по-настоящему интересно. Так почему бы не стать модельером? Так я рассуждал. И на третьем году учебы ушел в моделирование.

В 1962-м Зайцев начал работать на экспериментально-технической швейной фабрике Мособлсовнархоза в Бабушкинском районе столицы. Его первую коллекцию художественный совет предприятия раскритиковал, решив, что Зайцев «смеется над советской действительностью». А он, по его собственным словам, «просто хотел добавить красок в унылую одежду» с помощью элементов народного костюма: расписал гуашью и темперой цветастые женские телогрейки и валенки, пошил юбки из павловопосадских платков.

Как писал модельер в своей автобиографии, в наказание его перевели в «цех ширпотреба», чтобы он работал непосредственно над производством одежды, а не ее дизайном.

Зато коллекцией заинтересовались во французском еженедельнике Paris Match. В 1963-м в журнале вышло интервью с Зайцевым под заголовком «Il dicte sa mode a Moscou» — «Он диктует свою моду Москве». С советским модельером захотели познакомиться коллеги из Франции. Спустя два года, весной 1965-го, дизайнеры Пьер Карден, Ги Ларош и Марк Боан посетили Москву и встретились с Зайцевым. По итогам этой встречи в авторитетном американском издании Womenʼs Wear Daily вышла статья «Короли моды». Тогда же у Зайцева появилось прозвище «красный Диор» — оно закрепилось за ним на всю жизнь. Около 20 лет спустя, в 1988-м, Vogue добавит к нему еще одно — «царь советской моды». 

Еще одно важное лицо моды 1960-х

Пако Рабан делал мини-платья из металла, превратил Джейн Фонду в межгалактическую секс-богиню и предсказывал конец света «Медуза» рассказывает о важнейшем дизайнере 1960-х годов

Еще одно важное лицо моды 1960-х

Пако Рабан делал мини-платья из металла, превратил Джейн Фонду в межгалактическую секс-богиню и предсказывал конец света «Медуза» рассказывает о важнейшем дизайнере 1960-х годов

«На Кузнецкий Мост стали приходить звезды — одеться „у Зайцева“»

За месяц до знакомства с французскими дизайнерами Зайцев стал художественным руководителем экспериментального цеха в Общесоюзном доме моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком Мосту в Москве. В библиотеке ОДМО можно было найти западные журналы, в том числе Vogue и Harperʼs Bazaar. Был у ОДМО и собственный «Журнал мод», над которым работали сотрудники — включая Зайцева. Часто его фотографии появлялись на страницах издания: он демонстрировал мужские образы собственного авторства.

Искусствовед и историк моды Алла Щипакина, работавшая в ОДМО вместе с Зайцевым, писала в своей книге «Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14»:

Главное, что отличало Зайцева от других художников, зачастую затянутых в водоворот нелегкого быта, — безоглядный энтузиазм и страсть к работе. Интуиция и талант позволяли уловить тенденции моды, витающие в воздухе. <…>

Слава умел увидеть в самых непрезентабельных тканях невероятные, неожиданные качества, умел продумать красоту странных сочетаний и пластику материалов. С блеском соединял рисунки, создавал невероятные покрои, сочетал изысканность и фольклор. Причем иногда это была нарочитая игра в «народность», «в моду».  

Русская культура была одним из главных источников вдохновения для Зайцева. Первые три года в ОДМО, с 1965-го по 1968-й, он занимался так называемой «Русской серией», а в 1988-м уже под брендом Slava Zaitsev представил в Париже и Мюнхене коллекцию «Русские сезоны». В ней Зайцев переосмыслил характерные для костюмов народов России силуэты и узоры. Он активно обращался и к традиционным промыслам, помещая на одежду крупные цветы в духе жостовской росписи и все тех же павловопосадских платков. Эти мотивы будут переходить у Зайцева из коллекции в коллекцию, вплоть до конца 2000-х.

Вячеслав Зайцев на показе коллекции одежды на ивановской ярмарке «Женское творчество и предпринимательство». 1995 год

Но народным творчеством Зайцев не ограничивался. Алла Щипакина вспоминала: «Японская гравюра, английский фарфор, боярский костюм, фольклор, вышивка, плетение кружев — все будило его фантазию. В дело шли самые разные источники».

Зайцев, по словам Щипакиной, работал много, но при этом легко: так, он мог спонтанно сшить плавки из занавески для целой компании, ехавшей отдыхать на море. А еще он постоянно шутил. При этом как руководитель он мог быть очень требователен к коллегам и подчиненным. «Увидев неточность, легкую халтуру и особенно стремление извлекать прибыль (частные заказы в рабочее время), был способен накричать, взорваться и даже обидеть», — уточняла Щипакина. 

В 1969-м несколько женских образов авторства Зайцева показали в Музее современного искусства в Нью-Йорке. После выставки модельеру поступило несколько предложений открыть магазины одежды на Западе, но советские власти не позволили ему их принять.

Вячеслав Зайцев. 1 января 1970 года

Пока созданные им вещи «гастролировали» по выставкам от Канады до Японии сам модельер не выезжал за пределы стран советского блока вплоть до 1986 года — тогда он принял участие в Неделе моды в ФРГ. А в следующем году отправился в США по приглашению предпринимательницы Тамары Керим. В интервью журналистке Ольге Михайловской для российского Vogue в 2018 году Зайцев рассказывал:

Потом сразу в Париж, куда меня пригласила мадам [Мари-Луиз] Карвен. Она приезжала в Москву с коллекцией и была у нас в салоне. И говорит: «Почему вы не приезжаете?» Я говорю: «Меня никто не приглашает». Вот она и пригласила.

Но ни с Керим, ни с Карвен поработать у него не получилось

Вячеслав Зайцев, Мари-Луиза Карвен и Пьер Карден в Париже. 1988 год
Wojtek Laski / Getty Images

Параллельно Зайцев придумывал костюмы для театральных постановок. Он работал с Московским театром сатиры, Малым драматическим театром, МХАТом и «Современником». «Наверное, я мог бы стать неплохим актером. Вообще, я всегда любил театр, бурлеск, карнавал. <…> Я всегда стремился к красоте, чувствовал потребность создать женский образ, передать связанные с ним чувства и эмоции», — вспоминал модельер. 

Зайцев попробовал себя и в роли художника по костюмам в кино. Именно он разработал модные образы Натальи Селезневой для фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Мини-платье на пуговицах с выглядывающим из-под воротника полосатым топом (в нем Селезнева исполняет песню «Звенит январская вьюга»), белый брючный костюм с красной шляпой и перчатками, розово-белое платье с разрезом спереди и расклешенными рукавами — во всем видно влияние Пьера Кардена, которое не отрицал и сам Зайцев. По словам модельера, после встречи в 1965 году в Москве французский коллега подарил ему «чуть ли не целый сундук» тканей (тогда в СССР по-настоящему хорошие материалы были в дефиците) и свое портфолио.

[В нем было] множество фотографий, благодаря которым я получил представление о его работе, о том, как выглядела тогда европейская мода. Именно работы Кардена заставили меня отказаться от голых ног: черные чулки в сочетании с черными туфлями продолжали силуэт, а не перерезали его. Потом я начал использовать цветные чулки. 

«Звенит январская вьюга» (песня из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»)
Киноконцерн «Мосфильм»

Нестандартный для советской моды подход Зайцева и его успехи в театре и кино сразу заметили знаменитости. Среди известных клиенток модельера были Людмила Гурченко, Валентина Терешкова, Эдита Пьеха и Раиса Горбачева. «На Кузнецкий Мост стали приходить звезды — одеться „у Зайцева“», — отмечала Алла Щипакина.

Для министра культуры СССР Екатерины Фурцевой модельер разработал черное платье к юбилею Юрия Гагарина в 1971 году — и посоветовал по возможности надеть к нему бриллиантовые серьги. Чтобы завершить образ, Фурцевой пришлось проколоть уши — зато, по замечанию Зайцева, выглядела эта «очень деликатная женщина с прекрасными манерами» великолепно. 

На протяжении четырех десятилетий Зайцев одевал Аллу Пугачеву — именно он в конце 1970-х впервые предложил певице надеть балахон, который надолго стал важной составляющей ее образа. Впервые Пугачева появилась в лилово-алом балахоне в августе 1978 года на фестивале в польском Сопоте, где спела «Все могут короли» и получила Гран-при.

Позже клиенткой Зайцева стала Людмила Путина (на официальном сайте модельера это отмечено как большое достижение). 

Что происходит в жизни Аллы Пугачевой в нашу эпоху

У нас в народе любят смелых Алла Пугачева пережила за последние полгода все, что сопровождало ее карьеру полвека. Вспоминаем, как она раньше с этим справлялась

Что происходит в жизни Аллы Пугачевой в нашу эпоху

У нас в народе любят смелых Алла Пугачева пережила за последние полгода все, что сопровождало ее карьеру полвека. Вспоминаем, как она раньше с этим справлялась

«Весь Мир восхищается его блестящей Славой»

В 1978 году Зайцев ушел из ОДМО, чтобы работать самостоятельно в Доме моды на проспекте Мира. В 1982-м он стал первой в СССР именной маркой одежды. «Дом сверкал вывеской „Слава Зайцев“ с такими крупными буквами, что прохожие должны были живо представлять, как весь Мир восхищается его блестящей Славой», — отмечают журналисты Ольга Михайловская и Алексей Тарханов. 

Вячеслав Зайцев и его сотрудница Лариса Муратова в Доме моды на проспекте Мира в Москве. 19 февраля 1987 года

В 1980-х у Зайцева было еще одно большое достижение в карьере. Он разработал парадную форму сборной СССР для летних Олимпийских игр 1980-го в Москве. А четыре года спустя одел советских спортсменов для зимней Олимпиады в Сараеве — в тулупы из овчины и свои любимые павлопосадские платки. 

Когда Советский Союз распался, дом моды Зайцева не прекратил работать. В 1991-м модельер представил в Париже аромат Maroussia. В 1992-м — провел показы в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. В 1997-м — открыл в Москве «Лабораторию моды Вячеслава Зайцева». Перед этим Зайцев побывал в престижном лондонском колледже Central Saint Martins — ему очень понравилось, что студенты учились у постоянно работающих профессионалов. 

Обучение у Зайцева занимало один год — он решил, что этого достаточно, если правильно составить программу:

Оставили только самое необходимое, чтобы не тратить несколько драгоценных лет на лишние предметы. Молодые люди получают возможность учиться и знают, что здесь их не только научат, но и поддержат начинания.

Некоторые из студентов лаборатории действительно добились успеха в индустрии, например Султанна Французова (Sultanna Frantsuzova) и Марина Эндоурова (Chistova & Endourova). 

В 2007 году Слава Зайцев стал одним из ведущих телешоу «Модный приговор». Бывший главный редактор российского LʼOfficiel и соведущая модельера Эвелина Хромченко назвала его «витязем Моды, рыцарем Красоты», отметив, что его интервью были «зажигательнее и интереснее, чем у многих парижских кутюрье». 

В 2016 году 78-летнему Зайцеву диагностировали болезнь Паркинсона. В его модном доме тоже начался кризис. По словам арт-директора Галины Крючковой, Зайцев изредка приезжал на проспект Мира и проверял, как идет работа над коллекциями, но в основном уже отошел от дел. В 2019 году генеральным директором дома стал сын модельера Егор Зайцев, который работал с отцом и некоторое время занимался собственной маркой YeZ. Но в последние годы отношения Вячеслава и Егора, по словам источников издания The Blueprint, в начале 2022 года выпустившего расследование о происходящем в модном доме, не ладились.

Вячеслав Зайцев в финале показа своей осенне-зимней коллекции 2015/16 в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia. 26 марта 2015 года
Олег Никишин / Getty Images

Когда журналисты The Blueprint посетили дом моды Славы Зайцева на проспекте Мира, чтобы встретиться с Егором Зайцевым, они обратили внимание на листовки с рекламой детского представления от «Ночных волков»: Зайцев-младший, как утверждает The Blueprint, дружит с основателем байкерского клуба Александром «Хирургом» Залдостановым. В кабинете генерального директора журналисты также заметили символику «Ночных волков» и грамоту «за помощь Донецкой народной республике».

В июне 2021-го одно из главных международных изданий о моде The Business of Fashion опубликовало анонс перезапуска Slava Zaitsev — во главе с Егором и внучками Славы, Марусей и Анастасией. Они обещали не только «возродить» дом, но и расширить его ассортимент — выпускать косметику, часы, фарфор, постельное белье. В разговоре с The Blueprint заместитель генерального директора дома Расул Ахмедов рассказывал, что Зайцев будет участвовать в работе своего бренда и выпускать две коллекции ежегодно. Первый после «возрождения» дома показ должен был пройти в октябре 2021-го в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia, но шоу отменилось — за день до него Зайцев лег в больницу.

После госпитализации Зайцев несколько раз появлялся на публике и рассказывал о своем самочувствии. Если в декабре 2021-го он говорил о прогрессирующей тяжелой болезни, то в январе 2022-го — уже о том, что прошел два курса реабилитации и чувствует себя «замечательно».

Из-за болезни Паркинсона частично парализованный Зайцев передвигался на коляске, но в сентябре 2022-го в сети появилось видео из особняка модельера в подмосковном Каблуково — в ролике Зайцев делал несколько шагов самостоятельно.

Однако в воскресенье, 30 апреля 2023 года, Вячеслава Зайцева снова госпитализировали — с внутренним кровотечением, вызванным язвой желудка. В тот же день он умер в реанимации больницы города Щелково. Узнав о смерти Зайцева, его самая важная клиентка — Алла Пугачева — написала в своем инстаграме: «Прощай, мой друг. Спасибо за все».

О модном дизайнере Мэри Куант, придумавшей мини-юбку

Умерла Мэри Куант, превратившая мини-юбку в один из главных символов феминизма 1960-х «Медуза» рассказывает, что британский дизайнер дала женской моде — и самим женщинам

О модном дизайнере Мэри Куант, придумавшей мини-юбку

Умерла Мэри Куант, превратившая мини-юбку в один из главных символов феминизма 1960-х «Медуза» рассказывает, что британский дизайнер дала женской моде — и самим женщинам

Зоя Брызгалова