Не вписалась в курс Что сделала для Третьяковки Зельфира Трегулова — и почему ее уволили
9 февраля Министерство культуры отправило в отставку директора Третьяковской галереи Зельфиру Трегулову, которая занимала эту должность с 2015 года. О своем увольнении она узнала из новостей. Как сообщили «Интерфаксу» в Минкульте, Трегулова покинула пост «в связи с завершением срока трудового контракта». Ее преемницей стала Елена Проничева, в прошлом — директор Политехнического музея, у которой нет искусствоведческого образования. «Медуза» рассказывает, как Трегулова изменила Третьяковку и почему с началом вторжения в Украину эффективный руководитель музея перестал устраивать начальство.
Третьяковка до Трегуловой
В XXI веке не было ни одного директора Третьяковской галереи, чья отставка не вызывала вопросов: за последние десятилетия Министерство культуры так и не разработало для музея механизма мирной и прозрачной передачи власти.
С 1993 по 2009 год музеем руководил Валентин Родионов, архитектор и бывший заместитель министра культуры РСФСР, а затем РФ. В мае 2009 года СМИ рассказали, что 72-летний Родионов добровольно уходит с поста. Но через несколько дней уволенный директор Третьяковки заявил журналистам обратное: министр культуры Александр Авдеев отправляет его на пенсию без объяснения причин. Члены директората и ученого совета музея просили Авдеева оставить им руководителя, однако министр их письмо проигнорировал. Почти одновременно с Третьяковкой Минкульт сменил руководство еще в нескольких культурных институциях — например, в музее-заповеднике «Петергоф» и в РАТИ-ГИТИС.
Преемницей Родионова стала искусствовед Ирина Лебедева — первая женщина во главе Третьяковской галереи, специалист по русскому авангарду. Она работала в музее с 1985 года, а непосредственно перед назначением была заместительницей директора и отвечала за экспозицию искусства XX века, выставленную в здании на Крымском Валу.
Лебедева наметила направления, по которым Третьяковка продолжала двигаться при Трегуловой. «В соответствии с веяниями времени Лебедева понимает музей как пространство человеческой коммуникации, а не только как склад раритетов», — писал в 2009 году автор «Газеты.ру» Велимир Мойст. Он предполагал, что при новом директоре выставочная политика Третьяковки станет «более амбициозной, чем прежде».
С 2009 по 2015 год музей действительно показал несколько значительных выставок. Например, «Видение танца» 2009 года. К 100-летию «Русских сезонов», знаменитой театральной антрепризы Сергея Дягилева, на Крымский Вал привезли костюмы и декорации, созданные авангардными художниками для спектаклей антрепренера, в том числе занавес к балету «Голубой экспресс» по эскизу Пабло Пикассо. А в 2014 году Третьяковка провела первую в своем роде ретроспективу концептуального художника и поэта Дмитрия Александровича Пригова. Помимо оригинальных работ Пригова, там показывали инсталляции, не реализованные при жизни художника и построенные по его эскизам специально для выставки.
В 2015 году министр культуры Владимир Мединский отправил Лебедеву в отставку. «В Третьяковской галерее так и не создана комфортная среда для посетителей — нет кафе, магазинов, нет Wi-Fi. В планах руководства галереи — снижение посещаемости на 15%», — сообщала пресс-служба его ведомства.
Старший научный сотрудник отдела графики XX века музея Татьяна Горячева в интервью для «Радио Свобода» не соглашалась с этими претензиями: «Лебедева это же не из своего кармана должна делать: вайфай, кафе. Не давать денег и спрашивать, почему нет кафе и почему замедлилось строительство нового здания, мне это совершенно непонятно».
В том же эфире ведущая «Свободы» Лиля Пальвелева заметила, что Лебедева не подписала письмо культурных деятелей в поддержку аннексии Крыма, в отличие от многих своих коллег — например, президента ГМИИ им. Пушкина Ирины Антоновой и директора Русского музея Владимира Гусева.
Горячева рассказала «Свободе», как коллективу представили Зельфиру Трегулову — преемницу Лебедевой. «Все происходило [в историческом здании музея] в Лаврушинском переулке. Туда пришел Мединский вместе с Зельфирой Трегуловой. В приемной директора он объявил, что теперь это ваш новый директор. А Лебедева уволена. Прошу без саботажа, а кто будет саботировать, тот пусть пишет заявление об уходе».
Трегулова до Третьяковки
Уже в 2015 году экспертам было ясно: Зельфира Трегулова во главе Третьяковки — это новые возможности для музея. По специальности Трегулова — искусствовед: в 1977 году она окончила соответствующее отделение исторического факультета МГУ. В девяностых стажировалась в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, одном из важнейших мировых центров современного искусства. С 2002 по 2013 год работала в Музеях Московского Кремля заместителем гендиректора по выставочной работе и международным связям.
В разговоре с «Медузой» историк искусства и журналист Мария Москвичева рассказала, что именно в этот период Трегулова завела связи, которые позволили ей в дальнейшем делать качественные международные проекты. Благодаря Трегуловой в кремлевских музеях впервые выставили современное искусство, а именно скульптуры британского классика Генри Мура, которые привезли в Москву в 2012 году.
В 2013 году Трегулова стала директором Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. Вместо него Трегулова могла возглавить ГМИИ им. Пушкина — в конце девяностых она занималась там зарубежными связями и выставками. Как сообщали собеседники газеты «Ведомости», кандидатура Трегуловой категорически не устроила Ирину Антонову, предыдущего директора музея. В результате Антонову сменила Марина Лошак, а Трегуловой в качестве «утешительного приза» достался пост в РОСИЗО.
«РОСИЗО — организация со сложной судьбой, — говорит Москвичева. — Она существовала с советских времен и была довольно влиятельной: тогда это был оператор, который объединял все музеи и занимался закупками. Но потом [после распада СССР] свое влияние он потерял, а при Трегуловой там появилась жизнь, это снова сильная организация».
Хотя увольнение Лебедевой из Третьяковки удивило многих в музейной среде, в компетентности ее преемницы не сомневался практически никто. Та же Горячева, возмущавшаяся отставкой своей начальницы в интервью «Свободе», признавала: у нового директора «блестящая репутация среди искусствоведов и музейщиков».
В комментарии для газеты The Art Newspaper Russia галерист Марат Гельман отмечал, что Трегулову знают не только в России, но и в мире — и для Третьяковки это станет преимуществом: «У нее своя, персональная репутация в международной среде, и главное, сейчас, когда культурным институциям надо защищаться от произвола властей, она сможет реально отстаивать интересы музея».
Как изменился музей при новом директоре
Под руководством Трегуловой Третьяковка стала проводить выставки-хиты, а в коллекции музея и в его постоянной экспозиции появилось множество современных работ. Открылись новые пространства и существенно преобразились старые, в первую очередь здание на Крымском Валу.
В начале 2016 года главным московским мемом стала «очередь на Серова». Несмотря на зимнюю погоду, ретроспектива Валентина Серова на Крымском Валу собирала многочасовые уличные очереди и поставила рекорд по посещаемости среди выставок русского искусства. С этой экспозиции в истории Третьяковки начался период так называемых блокбастеров, сверхпопулярных выставок, к оформлению которых Трегулова привлекала архитекторов с мировым именем — например, деконструктивиста Даниэля Либескинда и соавтора башни «Федерация» Сергея Чобана. Ретроспективы Ильи Репина, Василия Верещагина, Михаила Врубеля предлагали новый взгляд на, казалось бы, хорошо известных публике авторов.
Например, на выставке Врубеля, проходившей в конце 2021 и в начале 2022 года, музей впервые показал графику, созданную художником в последние годы жизни в психиатрических лечебницах. Куратор экспозиции Ирина Шуманова тогда рассказала в интервью «Медузе», что поздняя графика Врубеля сегодня смотрится принципиально иначе, чем выглядела бы в 1997 году, во время предыдущей выставки художника: «Показав такое большое количество больничных рисунков, мы рассчитывали, что наше поколение сможет их воспринять не как документацию его болезни, а как форму художественного инакомыслия».
При Трегуловой Третьяковка перестала быть музеем исключительно национального искусства и начала показывать художников со всего мира — как классиков, так и современников. Татьяна Мрдуляш, работавшая заместителем Трегуловой с 2015 по 2021 год, отмечала в интервью «Артгиду»: «Изначально Третьяковская галерея складывалась из коллекции Павла Михайловича Третьякова, собиравшего русское искусство, и Сергея Михайловича, специализировавшегося, чтобы не создавать конкуренцию старшему брату, на западноевропейском искусстве. Таким образом, музей представлял широкую панораму современного искусства. Лишь после революции галерея была „очищена“ от всего западного».
Выставочная политика Трегуловой вытекает из ее трактовки современного музея: она видит его миссию не только в консервации старых идей, но и в производстве новых. Этот же мотив стоял за расширением музейной коллекции: директор активно пополняла ее работами современных художников. За последние пять лет Третьяковка получила в дар несколько коллекций современного искусства, среди дарителей были галерист Марат Гельман и Центр современного искусства «Винзавод».
В 2017 году Благотворительный фонд Владимира Потанина передал галерее работу одного из лидеров соц-арта Эрика Булатова «Картина и зрители» (2011–2013). Булатов изображает посетителей Третьяковской галереи на фоне хрестоматийного полотна «Явление Христа народу» Александра Иванова — так, чтобы музейная публика смешивалась с толпой, наблюдающей пришествие Мессии. Эта картина — наглядная иллюстрация к периоду Трегуловой в Третьяковке: музей приветствует диалог и даже полемику с каноном русской живописи (работу Булатова можно трактовать как иронию над сакрализацией искусства).
Спустя еще два года у музея появился эндаумент-фонд, начало которому положили 100 миллионов рублей, пожертвованных все тем же Владимиром Потаниным. Третьяковка передала управление этими средствами Газпромбанку и «ВТБ Капиталу», а в 2020 году получила с них первый доход. На эти деньги музей купил арт-объект Андрея Монастырского «Ветка», впервые показанный в 1996 году, — настоящую ветку, приклеенную к доске скотчем. В сети покупка вызвала скандал: многие пользователи возмущались, что галерея выставляет «мусор». «Ветку» представили публике в зале уже упомянутого художника Иванова, рядом с полотном, носящим такое же название: музей предлагал увидеть в работе Монастырского дискуссию с реалистической живописной традицией, действуя в той же логике, что и в случае с картиной Булатова.
Важное достижение Трегуловой — ребрендинг и развитие здания на Крымском Валу, где галерея экспонирует искусство XX века. «Придя в музей, я действительно поставила как цель и задачу долгосрочного развития восстановить справедливость в отношении этого здания и этой коллекции», — признавалась Трегулова в разговоре с «Новой газетой» в 2016 году. Там же директор сетовала, что на Крымском Валу музею «страшно тесно»: Новая Третьяковка (так стали официально называть эту площадку при Трегуловой) в то время делила модернистское здание 1979 года постройки с Центральным домом художника, который принадлежал Международной конфедерации Союзов художников — наследнице Союза художников СССР.
Планы по реконструкции здания Трегулова начала обсуждать еще с директором ЦДХ Василием Бычковым. Однако в 2017-м МКСХ ликвидировали по решению Верховного суда России — Минюст выявил у организации нарушения — и здание полностью перешло музею. Проектом реконструкции занялся давний знакомый Трегуловой по Музею Гуггенхайма звездный архитектор Рем Колхас, который строил «Гараж» в парке Горького и прославился, помимо прочего, трепетным отношением к архитектуре советского модернизма. Вместе с бюро Колхаса OMA-AMO в работу включилось российское архитектурное бюро «Резерв» Владимира Плоткина. Архитекторы решили избавиться от лишних перегородок и создать, по выражению Колхаса, «самую масштабную культурную площадку в Москве».
Реконструкция должна начаться в этом году, а завершиться — в 2027–2028. Часть экспонатов из Новой Третьяковки собираются выставить в здании на Кадашевской набережной, рядом с исторической галереей в Лаврушинском переулке: музей строит его с 2007 года и собирается закончить к 2024-му. Продвижение в этом долгострое — еще одна заслуга Трегуловой.
Среди новых площадок нужно назвать и первый филиал Третьяковки за пределами Москвы — в Самаре. Осенью в уникальном конструктивистском здании фабрики-кухни, построенном в виде серпа и молота, планируют открыть музей искусства XX века. Вот как комментировал эту новость «Комсомольской правде» самарский журналист и архитектурный обозреватель Армен Арутюнов: «Самарскому филиалу Третьяковской галереи предстоит большая работа по приспособлению здания под музей, но уже сейчас этот уникальный для города объект на наших глазах становится едва ли не главной достопримечательностью, посмотреть на которую будут приезжать люди со всего мира». Сейчас музей строит еще два филиала — в Калининграде и Владивостоке.
Как рассказала «Медузе» Мария Москвичева, важным направлением в работе Трегуловой было развитие малых музеев, входящих в состав Третьяковки. «Это квартира [Аполлинария] Васнецова, мастерская Ильи Кабакова. Трегулова пыталась задать такой вектор, чтобы на этих маленьких площадках была жизнь, чтобы там были интересные проекты, чтобы люди туда ходили. И конечно, победа, что было отреставрировано здание, где выросли братья Третьяковы. Это около Новой Третьяковки, маленький особнячок, который долго стоял в полуразрушенном виде. Из него удалось сделать музей, и довольно качественный».
Под руководством Трегуловой Третьяковка присоединилась к объединению «Музейная четверка», куда, помимо нее, вошли ГМИИ им. Пушкина, музей «Гараж» и ГЭС-2. Первым проектом «Четверки» стали кураторские маршруты, соединившие старые и новые площадки. При Трегуловой музей открыл множество проектов, касающихся коммуникации с посетителями: пожалуй, самый революционный из них — первый в России музейный видеогид на жестовом языке, который появился в 2015 году, когда отечественные музеи только-только начали разрабатывать инклюзивные программы.
С какими кризисами сталкивалась Трегулова
В 2018 году посетитель музея Игорь Подпорин несколько раз ударил стойкой ограждения картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Ему показалось, что она «оскорбляет чувства верующих» и «исторически недостоверна». Подпорин стал вторым вандалом, испортившим полотно Репина (первым был иконописец-старообрядец Абрам Балашов, изрезавший картину в 1913 году). Картину реставрировали четыре года. Как объясняла журналистам Трегулова, реставраторы боролись не только с последствиями последней атаки, но и со всеми повреждениями, накопившимися за время экспонирования полотна. Специалистам пришлось разработать новые методы реставрации, чтобы спасти картину. Сейчас она восстановлена и вернется в экспозицию, как только для нее будет создана специальная антивандальная капсула.
Спустя два года с выставки «Архип Куинджи» украли пейзаж «Ай-Петри. Крым»: похититель просто снял картину со стены на глазах у посетителей и смотрительницы. Полотно нашли уже на следующий день. Картина вернулась в Русский музей, который предоставил ее Третьяковке, а Трегулова получила выговор и распорядилась впредь оснащать экспонаты на выставках тревожными датчиками. «Историю забыли, — вспоминает Мария Москвичева. — После того как это случилось, контракт [с Трегуловой на очередной срок на посту директора] был подписан».
Один из самых драматичных сюжетов в новейшей истории Третьяковской галереи — путешествие знаменитой иконы XV века «Троица», приписываемой Андрею Рублеву, в Троице-Сергиеву лавру. Согласно «Сказанию о святых иконописцах» XVII века, икона была написана по заказу этого монастыря. Несколько веков она провела в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но в начале XX столетия ее отреставрировали и передали на хранение в Третьяковскую галерею.
В 2008 году, при патриархе Алексии II, РПЦ впервые попросила музей временно вернуть икону в монастырь. Эксперты отказали, сославшись на чрезвычайную хрупкость средневекового памятника: икона может оставаться невредимой только при определенной температуре, влажности и других условиях. Однако в 2022 году патриарху Кириллу удалось то, на что церковь не была способна при его предшественнике. По словам источника «Медузы» в аппарате президента, накануне 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского патриарх позвонил главе администрации президента Антону Вайно и убедил его вмешаться в давний спор с музеем, чтобы икона попала на праздничное богослужение.
Руководству Третьяковской галереи пришлось согласовать временный перенос «Троицы». Это случилось, когда Зельфира Трегулова была в отпуске, — формально решение принимал ее заместитель по строительству Ринат Шигапов. 16 июля икону доставили в лавру. При этом ни саркофаг для перевозки иконы, ни киот, где ее выставляли во время богослужения в Троицком соборе, не прошли сертификацию специалистов.
Икона провела в храме полтора дня, но этого оказалось достаточно, чтобы в сентябре расширенный реставрационный совет Третьяковки нашел на ней 61 «существенное изменение»: об этом рассказала в своем телеграм-канале искусствовед Ксения Коробейникова. Эксперты пришли к выводу, что икона пережила резкие перепады температур и теперь нуждается в укреплении. «Троица» вернулась в экспозицию музея в декабре 2022 года.
«История с „Троицей“ не красит Зельфиру Исмаиловну, — считает Москвичева. — Все [музейное] сообщество было против того, чтобы отдавать этот шедевр в лавру на гастроли, потому что любая его перевозка — это травма. Был вынесен вердикт [реставрационного совета] о том, что перевозить „Троицу“ не надо, но Трегулова дала свое разрешение. Понятно, что на нее надавили и, наверное, у нее не было выхода. Но выход есть всегда».
Вынужденное путешествие «Троицы» — не единственный кризис, с которым Третьяковке пришлось столкнуться после начала российского вторжения в Украину и ужесточения культурной политики. В апреле 2022 года музей досрочно закрыл выставку российско-американского художника Гриши Брускина «Смена декораций» — по информации «Артгида», этого потребовало Министерство культуры со ссылкой на обращения «возмущенных граждан». В ноябре Минкульт отменил 9-ю Московскую международную биеннале современного искусства, которая должна была открыться в Третьяковке: как сообщала «Комсомольская правда», музей не захотел выставлять работы художников с оккупированных украинских территорий.
Почему Трегулову уволили
Источник «Медузы», близкий к Минкульту, сообщил, что Трегулова «не вписалась» в курс ведомства после начала войны в Украине — и из-за этого вряд ли смогла бы сохранить свой пост. На вопрос корреспондента «Медузы», могла ли она сменить на посту директора какого-нибудь другого крупного музея, источник заявил, что Минкульт больше не собирается работать с Трегуловой в качестве главы какой-либо крупной институции — «ее решено убрать отовсюду». Назначение на ее место бывшей руководительницы Политехнического музея Елены Проничевой он объяснил тем, что это удобный для Минкульта кандидат, который не пойдет с ведомством на конфликт.
Другой источник, близкий к музейной сфере, сообщил, что многие в индустрии были уверены, что Трегулова сохранит свой пост. В том числе, согласно его словам, так думала и сама руководительница Третьяковки.
В своем телеграм-канале журналист Алена Долецкая сообщила, что бывший директор Третьяковки узнала о своем увольнении из СМИ: «Ни звонка, ни встречи, ни одного живого слова. <…> В стотысячный раз меня поражает отсутствие малейшей корпоративной этики, какой-либо попытки выразить благодарность человеку за восемь лет ежедневного, преданного, профессионального труда и несомненной любви к своему делу и стране. Просто не продлили контракт».
Мария Москвичева рассказала «Медузе», что вопрос об отставке Трегуловой, согласно ее источнику в галерее, решался очень сложно: «Контракт [с Трегуловой] закончился 7 февраля. Контракт переподписали 8 февраля в пять часов. Потом прошло три-четыре часа, и он был аннулирован. И было принято решение о назначении Елены Проничевой. Обычно директоров за месяц предупреждают, что контракт [по истечении его срока] не будет продлен. Трегулову не предупредили».
Москвичева напомнила, что Министерство культуры поручило Третьяковской галерее разобраться с обращением гражданина, который усомнился, что экспозиция соответствует «традиционным ценностям». Причиной проверки Минкульт назвал письмо посетителя Сергея Шадрина, который пожаловался ведомству на работы, выставленные в Новой Третьяковке. Газета «Новые известия» пишет, что Шадрин обнаружил сцены «запойного алкоголизма», «многочисленных похорон, в том числе в присутствии маргинальных социальных элементов», «волюнтаристские» и «дьявольские» интерпретации исторических и религиозных фигур. «Вот это письмо [Шадрина] — оно же не просто так сейчас всплыло, хотя таких писем наверняка была куча, — рассуждает Москвичева. — А тут его вынесли зачем-то. Может быть, чтобы качнуть весы в нужную сторону, шла какая-то кулуарная борьба».
Кто такая Елена Проничева
Как отмечает телеграм-канал «Агентство. Новости», Елена Проничева — первый с 1937 года директор Третьяковки, профессионально не связанный с искусством (в XX веке единственным руководителем музея, который никогда не работал художником, архитектором или искусствоведом, был журналист и революционер Михаил Кристи).
Проничева — дочь бывшего директора Пограничной службы ФСБ Владимира Проничева и выпускница МГИМО со специальностью «сравнительная политология». Среди ее прошлых мест работы — Государственная дума, «Газпром», Газпромбанк и ВДНХ. В 2013 году Проничева стала исполнительным директором Еврейского музея и центра толерантности, спустя два года перешла в Федеральный научно-методический центр по вопросам психологии и педагогики толерантности.
С 2020 года Проничева руководила Политехническим музеем в Москве. Историческое здание музея на Лубянской площади с 2013 года закрыто для посетителей и проходит реставрацию. За эти годы открытие несколько раз переносили, в том числе при руководстве Проничевой: сейчас музей планируют открыть в 2025 году. В последние два года Политех работает только на одной площадке — в технополисе «Москва» на территории бывшего автозавода «Москвич».
Эксперты пока не могут определиться с отношением к новому директору Третьяковки. «Как изменится Третьяковская галерея, совершенно не очевидно, потому что Елена Проничева — ну, такая, грубо говоря, серая лошадка, — цитирует телеграм-канал The City искусствоведа Ксению Коробейникову. — Ничего глобального и показательного мы о ней не знаем. Да, работала в Еврейском музее. Да, работала в Политехе, но какие именно достижения у нее за это время были, нам неизвестно. Зато известно, что Политех за годы при ней так и не открылся».
«Это фигура не очень понятная для музейного сообщества, — рассуждает Мария Москвичева. — Ей 39 лет, 10 лет она более-менее варится в этой музейной истории, но не близка непосредственно к культурным программам. Она управленец, искусствоведческого образования у нее нет, а это очень плохо для работы в музейной среде. Огромный плюс Трегуловой был в том, что она хорошо погружена и знает историю искусства, любит свое дело, разбирается в нем, и это позволяет ей, например, разобрать фонд РОСИЗО. Ее знания помогли ей поднять оттуда классные вещи, разглядеть их, как мог только специалист, у Проничевой такого глаза нет».
Москвичева считает, что ставить во главе художественных музеев менеджеров, а не «витающих в облаках» искусствоведов — сознательная политика власти. «Например, Выставочные залы Москвы. В 2020-м туда назначили Ксению Фаресову, которая вообще не имеет никакого отношения к искусству. Что с ними произошло за последние два года? Ничего хорошего. Или вот что сейчас происходит в Русском музее? К [отправленному на почетный пост президента экс-руководителю] Владимиру Гусеву тоже были претензии, но это искусствовед. А Алла Юрьевна Манилова [которая может сменить его на этом посту] — журналист по образованию. Да, она работала последние 11 лет в Минкульте, но что там в Русском музее происходит — она мало себе представляет».
Зельфира Трегулова отказалась от комментариев «Медузе», как и бывший директор Политеха Юлия Шахновская. Елена Проничева не ответила на просьбу «Медузы» о комментарии.