Главный Дон Кихот советского кино Умер Вахтанг Кикабидзе — звезда «Мимино» и других фильмов Георгия Данелии. Антон Долин вспоминает, каким он был артистом и человеком
15 января на 85-м году жизни умер Вахтанг Кикабидзе — один из самых любимых зрителями советских артистов и легендарный грузин Мимино из одноименного фильма Георгия Данелии. Картина вышла на экраны в 1977 году — и благодаря своему доброму юмору оказалась в числе советской киноклассики, которую пересматривают до сих пор. Огромную роль в ее популярности сыграла харизма Кикабидзе — образ «рыцаря» Мимино был неотделим от актера до конца его жизни. Кинокритик «Медузы» Антон Долин вспоминает, как Вахтанг Кикабидзе покорил советскую публику.
Над секретом немеркнущего обаяния «Мимино» — и самого Мимино, летчика-вертолетчика Валико Мизандари, великого персонажа Вахтанга Кикабидзе — ломали головы многие. Нет сомнений, прекрасная картина — поэтичная, смешная, меланхоличная, как все лучшие работы Георгия Данелии. Но почему она так вошла в фольклор? Как именно ее колоритные персонажи и неловко-комичные крылатые фразы стали частью коллективного бессознательного гигантской страны (а теперь уже нескольких стран) — и остаются ею на протяжении почти полувека?
Данелия и его незаурядные соавторы — писательница Виктория Токарева и основатель Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе — сознательно или нет создали советского «Дон Кихота», кинематографический аналог важнейшего романа и мифа мировой литературы. Мимино Кикабидзе с его запальчивостью и великодушием, идеализмом и приземленностью, шармом и всечеловеческим теплом был идеальным Рыцарем Печального Образа, а его кепка, столь неуместная в московских морозах, ни в чем не уступала перевернутому тазику, украденному Кихотом у цирюльника.
Разумеется, Фрунзик Мкртчян был его добрейшим Санчо Пансой (неслучайным кажется и появление в фильме другого вечного Санчо — Евгения Леонова, сыгравшего в «Мимино» эпизодическую роль фронтовика Волохова), а Лариса Ивановна в исполнении Елены Прокловой — недостижимой Дульсинеей. Сама же эта история распадалась на череду комических и грустных эпизодов (точно такую же иллюзию создавал роман Сервантеса) и говорила лишь о том, что мечта об идеальном будущем обречена не сбыться. Ведь до горизонта невозможно долететь — даже на белоснежном лайнере «Аэрофлота».
Для страны, строившей коммунизм и к 1970-м осознавшей недостижимость этой цели, не было идеи важнее. Хотя и для остального мира, которого Мимино ненароком коснулся крылом, в диапазоне от Берлина до Тель-Авива, эта щемящая погоня за счастьем была понятной и близкой. Недаром же картина Данелии прокатилась по международным фестивалям, собрав урожай призов, от ММКФ и Еревана до итальянского Авеллино.
Под уютную музыку Гии Канчели усатый летчик пытался вырасти из «птички-невелички» («чито-гврито» из знаменитой песни) в гордого «сокола» — так переводится слово «мимино». В жизни самого Вахтанга Кикабидзе этой двойственности не было. Он был прекраснейшим из рыцарей для всего СССР. Благодаря моментально узнаваемому облику и голосу с середины 1960-х этот красавец был одним из королей эстрады. Раз за разом публика в залах и у телеэкранов рукоплескала ему в финале «Песни года».
Конечно, кинематограф интересовали не столько его актерские способности, сколько харизма — ею он со зрителями делился не менее щедро, чем голливудские певцы-артисты, например Элвис Пресли и Фрэнк Синатра. Дебютная романтическая «Встреча в горах» (1966) и детективный «Я, следователь» (1971), антрепризно-музыкальные «Мелодии Верийского квартала» (1973) и революционно-историческая «Пропавшая экспедиция» (1975), срежиссированный им самим «Будь здоров, дорогой» (1981) и прославлявший доблестные органы телетриллер «ТАСС уполномочен заявить» (в этой картине 1984 года Кикабидзе играет агента ЦРУ Джона Глэбба — кто еще с таким шармом мог изобразить коварного агента вражеских сил!). Впрочем, ни один из этих фильмов не впишешь в большую историю кинематографа.
Но благодаря встрече с Данелией Кикабидзе — тогда еще молодая звезда — навсегда в эту историю вошел. Сначала как деревенский доктор Бенжамен в изумительном шестидесятническом «Не горюй!» (1969), потом как Герцог в марк-твеновском «Совсем пропащем» (1973). И уже в 2000 году как еще один «рыцарь» в последнем фильме режиссера «Фортуна» — поэтичном переосмыслении «Аталанты» Жана Виго. Данелия признавался, что видит в капитане Каландадзе постаревшего Мимино — образ, от которого Кикабидзе не мог отделаться и отделиться. Да, кажется, и не хотел.
Рыцарское благородство было присуще Кикабидзе и в жизни. Не боясь потерять миллионную аудиторию, влюбленную в него с советских времен, он оставался верен своим убеждениям и политическим взглядам.
Впрочем, для него они были чем-то более важным, чем политика, даже невзирая на краткую позднюю карьеру депутата. В 2008 году из-за конфликта России с Грузией он отказался от присужденного ему к 70-летнему юбилею ордена Дружбы и перестал давать концерты в РФ. В точности как Валико, он выбрал свою родину и вернулся домой.
Затем он последовательно поддерживал Украину в борьбе за независимость и свободу, выступал против тирании и тоталитаризма. Вероятно, он и не мог бы стать лучшим из экранных Дон Кихотов ХХ века, если бы не был им на самом деле.