«Чудо» — очередной актерский подвиг Флоренс Пью, звезды «Солнцестояния» и «Не волнуйся, дорогая» Она играет медсестру, которой необходимо понять, почему девочка из ирландской деревни не ест четыре месяца
Одна из самых заметных ноябрьских кинопремьер Netflix — фильм «Чудо» чилийского режиссера Себастьяна Лелио. Картина основана на одноименном романе ирландки Эммы Донохью. По сюжету английская медсестра Элизабет Райт приезжает в ирландскую деревню, чтобы наблюдать за 11-летней девочкой, которая отказалась от еды и голодает уже четыре месяца. Местные жители считают ее святой, но сама Райт в это не верит и опасается за ее здоровье. Кинокритик Антон Долин рассказывает, почему стоит посмотреть этот ирландский детектив, в котором Флоренс Пью сыграла свою сильнейшую роль.
В «Чуде» и вправду есть что-то чудесное. Но это не мистический туман вокруг повествования — его изо всех сил пытается развеять главная героиня, медсестра-скептик, которая после участия в Крымской войне не верит в чудеса. Самое здесь волшебное — достижение тонкого и сложного баланса между таинственной интригой, живописным антуражем сельской Ирландии середины XIX века и прямой, не спекулятивной эмоциональностью, к которой без труда подключится современный зритель.
Органичен и одновременно оригинален сюжет ирландки Эммы Донохью, уникальной писательницы, ставшей известной всему миру после «Комнаты», но создавшей и другие замечательные романы, среди которых «Чудо» (2016). Не менее существенный вклад, судя по всему, в фильм сделала британская сценаристка и драматург Элис Бирч, которая переписывала в феминистском ключе Шекспира для сцены («Комната Офелии») и Лескова для кино («Леди Макбет»), а также работала над сценариями «Нормальных людей» по книге Салли Руни и популярнейших «Наследников».
«Чудо» — настоящий актерский подвиг Флоренс Пью, чья сдержанность и внутренняя энергия, поражавшие зрителей «Солнцестояния», достигают апогея здесь. Наконец, стоит сказать о режиссере — чилийце Себастьяне Лелио. В «Чуде» он имел дело с далеким от себя, чужеродным материалом, но не сфальшивил ни в одной ноте. Пожалуй, можно узнать в картине его постоянную тему — непростая судьба сильной женщины, которая, не выходя за границы реалистического повествования, становится кем-то вроде супергероини («Глория», «Фантастическая женщина»).
Впрочем, сама Элизабет Райт, медсестра из Лондона, в первых кадрах фильма пересекающая всю страну по пути в ирландскую глушь, считает себя человеком вполне заурядным. И о своей судьбе — родных нет, мужа тоже, единственный ребенок умер в младенчестве — старается не распространяться: ее жизнь вполне тривиальна для 1862 года. Чего не скажешь об Анне (дебют Килы Лорд Кэссиди). Одиннадцатилетнюю девочку родители, другие деревенские жители и паломники, число которых с каждым днем растет, готовы назначить святой — первой ирландской святой с самых Средних веков.
Для проверки чуда комитет старейшин (врач, священник, другие уважаемые мужчины) вызывает двоих: медсестру Элизабет (Пью) — человека науки — и монахиню, сестру Майкл (Джози Уокер) — человека веры. Им поручено нести вахту по очереди день и ночь, неустанно наблюдая за Анной. Действительно ли та уже четыре месяца ничего не ест, питаясь, по ее собственным словам, «манной небесной»? Или тут спрятан какой-то хитрый трюк?
Не стоит давать ответ на этот ключевой для фильма вопрос в рецензии — или даже намекать на него, чтобы не испортить удовольствие от просмотра. Спойлеры здесь губительны, как и при любом обсуждении чуда ли, фокуса ли. «Чудо» своего рода детектив, в котором пытливость сыщика (в данном случае ершистой и умной Райт) бросает вызов иррациональной вере в невозможное. Своеобразным доктором Ватсоном при медсестре становится репортер из столицы, выросший в этих местах, который стремится разоблачить несовершеннолетнюю «актрису» (Том Берк, более всего известный по роли Корморана Страйка). Научный подход и природное любопытство в этой деревне в который раз сталкиваются с суевериями и острой потребностью в чуде, удовлетворять которую люди порой готовы любой ценой.
«Чудо» превосходно сделано — выше любых похвал все актерские работы, включая эпизодические, невероятной красоты и мрачности пейзажи, изумительной выделки декорации и костюмы, наметанный глаз и крепкая рука чуть ли не лучшей сегодня женщины-оператора Ари Вегнер («Власть пса»), ненавязчивая и атмосферная музыка британского электронщика Мэтью Херберта. Фильм устроен так, чтобы зритель поверил в реальность происходящего, но действие при этом заключено в рамку пролога и эпилога, составляющих с основным повествованием шокирующий контраст. Первый и последний планы «Чуда» — съемочный павильон, ломающий четвертую стену и напоминающий публике: все, что она здесь видит, — искусная иллюзия.
Материал «Чуда» очень сложный: кино с его технологичностью и родственно, и одновременно противоположно религии и суеверию. Разрешить этот парадокс до сих пор удавалось немногим — Карлу Теодору Дрейеру в «Слове», Луису Бунюэлю в «Назарине» и «Виридиане». Стоит вспомнить и российское «Чудо», снятое Александром Прошкиным по сценарию Юрия Арабова, — фильм неровный, небезупречный, но очень интересный и недооцененный. Но Лелио находит в вечном сюжете и старинной истории повод для анализа современного мышления и поведения.
В затягивающем саспенсе неторопливого, как поначалу кажется, повествования скрыто несколько актуальных идей. Противостояние «женского» и «мужского» мира — если первый делает ставку на честность, то вынужден ее скрывать во имя самосохранения, тогда как второй вдохновенно громоздит миф, защищаясь при его помощи от дискомфортной реальности (впрочем, как и положено в детективе, у предводителя каждого «лагеря» будет секретный союзник или союзница из противоположного). Органичная связь войны, калечащей души, — через нее прошла главная героиня — и великого голода, пережитого семьей Анны и всей Ирландией — их коллективная жертва буквально требует хоть какой-то символической победы над чередой бессмысленных смертей и потерь.
Однако важнее всего отравляющая потребность человека в чуде, оборотной стороной которого становится самообман и насилие над ближним, если тот не готов эту веру разделить. Схватка «двух правд» более жестока, чем любая война: в баталии между убеждениями пленных не берут. И это делает «Чудо» фильмом не просто хорошим, но в каком-то смысле необходимым.